Образец Устава религии Адыгагъэ. Часть 1

Нарт Черкес
 Нельзя даже думать, что Адыгагъэ можно безвредно поместить в прокрустово ложе формальных законов какого-либо государства, но государственная регистрация полезна для правильного взаимодействия с государствами, в которых проживаю 50 адыгских диаспор.
По российским законам, кроме Устава, для гос регистрации, обязательно подавать следующий документ - "Сведения об основах вероучения Местной религиозной организации «Традиционная религия черкесов «Адыгагъэ» и соответствующей ей практике".

1. Термины и используемые сокращения :
 - РФ – Российская Федерация.
 - этнонимы «черкесы» и «адыги» равнозначны и обозначают один народ.
 - МРО - местная религиозная организация.
 - ФЗ «ОССРО» - Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

2. Об истории возникновения религии.
  Исторический факт того, что именно термин «Адыгагъэ» издавна и правомерно имеет в народе статус «религии»,
имеет научное подтверждение. К примеру, об этом прямо свидетельствует результаты исследования выполненного
Директором Кабардино-Балкарского Гуманитарного Института, профессором Бгажноковым Б.Х. (см. монографию
«Адыгская этика», раздел 8.3.).
  В отличии от средневековой поры, касательно более древнего периода жизни религии информации не очень много.
По всем признакам, религия «Адыгагъэ» есть результат распада древней нартской религии древнейших первопредков,
тогда некогда единая религия распалась на несколько этнических версий соседствующих кавказских народов.
Некоторые из этих народов, донесли свои версии Нартской мифологии  до 21 века. К примеру, по соседству с нами
живут осетины, имеющие свою официально зарегистрированную традиционную религию, опирающуюся на свою
версию нартской мифологии, и в этой религии сегодня состоит более половины осетинского народа.
Полагаем, что нартская религия бытовала в глубокой древности, более четырёх тысяч лет назад.
На правомерность такой гипотезы указывает много фактов, к примеру, культура возведения курганов явно
прослеживается в нартской мифологии.
  После указанного распада, адыгская нартская религия опиралась на концепции Монизм, Субъективный идеализм,
что помогло ещё в той древности сформировать прочный Монотеизм (веру в единого бога Тхьэшхуэ).
Полагаем, что в формировании Адыгагъэ принял участие и древнейший Прамонотеизм, однако гипотеза
о  существовании в древности самого Прамонотеизма учёными ещё не считается доказанной.
  Адыгская нартская мифология свидетельствует о том, что религия черкесов в минимальной степени
использует тотемизм, фетишизм и магию. Это указывает на свой собственный исторический путь
его формирования, но весь этот путь ещё не исследован, так как прошли тысячелетия. 
Более тридцати тысяч дольменов, которые были обнаружена на территории исторической Черкессии,
множество ценных предметов найденных в черкесских захоронениях, прямо свидетельствуют о том, что
частью древней религии была вера в реинкарнацию, которая повлияла на менталитет черкесов.
Исторические названия.  Данная религия вошла в историю черкесов под множеством разных названий, такими как:
«Черкесская вера», «Традиционная религия адыгов», «Языческая вера черкесов», «Духовное учение нартов», «вера
в бога Тхьэшхуэ», «Нартская религия адыгов», «Черкесский друидизм», «Магическая вера черкесов» и т.д.   
Большинство этих названий были в корне неверными, так как были поспешно использованы средневековыми
иностранными информантами, которые не знали язык черкесов и слабо разбирались в теологии.
  В Русской Википедии, наша религия описана на странице - «Религия адыгов».
  В России, к примеру, в 15-16 вв., тоже знали о существовании «черкесской веры», так как для прибывших служить
России, религиозными деятелями РПЦ был составлен специальный документ «Чин отречения от черкесской веры»,
который клятвенно зачитывался перед тем, как принять православие.
  Примерно в 1800-1810 гг., черкесская вера потеряла большую часть адептов. Причина в том, что тогда правящей
феодальной элитой, находившейся в середине затяжной войны, было принято ошибочное решение принудить
народ к чужой вере. С того момента, религия черкесов подверглась преследованию со стороны мусульманских
фанатиков, которых позже сменили большевики. К примеру, сохранились отчёты разных научных работников,
в советское время присутствовали на религиозных обрядах народной черкесской веры, вплоть до 1939 года.
Есть свидетельства учёных, что лечебный магический ритуал «Чапщ» проводился до 1979 года.
В настоящее время, черкесская вера распространена, по разным оценкам, среди 5 % или 7 % населения республик
Адыгея и Кабардино-Балкария, ритуалы, обряды проводятся редко.  Нартские религии соседних народов в более
благополучном положении, к примеру, у Абхазов и Осетин они охватывают примерно 55 % своего населения.
3. Основа вероучения:
• священные нартские предания, нартская мифология (эпос), содержащее «нартское духовное учение об
индивидуальном чудотворении» («Нартыгъэ»);
• черкесские (черкесские) предания, черкесский средневековый фольклор (доисламский, датируемый
примерно до 1800 года)
• дохристианские, доисламские представления о религиозных обрядах и культах;
• знания, мудрость и верования, послужившие фундаментом Адыгской этики и Адыгэ Хабзэ (свода законов);
• естественнонаучные представления о мире, так как материальный мир сам по себе является для нас
чудодейственным и магическим, наделенным священными свойствами, к которым относятся и законы Природы.
 Основа вероучения передающаяся из поколения в поколение - вера в Тхьэшхуэ. Он единое божество «Великий Дух»,
имеющий множество аспектов-ипостасей;

4. Некоторые базовые особенности вероучения:
  Адыгагъэ содержит в себе истинное духовное учение, синтезированное народом в древности. Однако, в отличие от
множества других религий, мы не утверждаем, будто знаем все Истины. Духовный поиск, постижение духовных Истин,
обретения счастья через гармонию со всем миром – смысл жизни верующего.
  Отсутствие идолов. В черкесской религии нет и не было идолов (истуканов, для визуализация божества).
  Отсутствие у Тхьэшхуэ тождество с богами из других религий. Тождество с «дуальными» богами (источники Добра
и Зла) быть вообще не может, так как Тхьэшхуэ существует на концепции Монизма, он источник только Добра.
Вопрос о тождество Тхьэшхуэ с богами из других нартских религий (осетин, абхазов и др.) пока изучается.
  Опора на мифологию. Большинство древних религий планеты опираются на мифологию.
К примеру, Ислам опирается на еврейскую мифологию, откуда взяты догмы про Адаму и Еву, про Потоп, пророка
Ноя (Нуха) и т.д. Религия «Адыгагъэ» опирается на свою Нартскую мифологию. Всё воспитание адыгов до 1800 года
строилось на основе того, что во всех черкесских Хьэк1эщ (гостинных, кунацких) певцы-сказители (Джегуак1о)
еженедельно пели песни-сказания  из Нартского эпоса.  Догмы, родившиеся в мифологиях древних, определяют
направление развития религий. В адыгской Нартской мифологии нет мифов о первородстве мужчины или женщины,
поэтому и во всей религии нет оснований ущемлять права и статус кого-либо по половому признаку.
Также нет мифов о грехопадении, поэтому и в религии нет оснований полагать, что Бог потерял способность
связываться с нашими  Душами и теперь вынужден присылать посредников (глашатаев, пророков и т.п.).
  Монотеизм. Нам известно, что монотеизм не имеет ни объективных доказательств, ни преимуществ перед
политеизмом, деизмом и т.д. Просто так исторически сложилось, что черкесы изначально носители Монотеизма.
Тем не менее, религия Адыгагъэ не имеет родства с авраамическими или иными  монотеистическими религиями.
  Адыгагъэ – наследница древнейшей дарообменной культуры. Поэтому, главная чудотворная идея Адыгагъэ -
систематически творить Добро с чистой Душой, делать Дары. По Вселенскому закону (установленному Тхьэшхуэ),
сотворённое Добро вернётся и принесёт в дом успех, благополучие и счастье.
  Учреждаемые черкесами МРО будут являться представительствами коллективной души верующих, а через это,
будут представительством Бога на земле. Однако, МРО не будет вправе отпускать грехи от имени Бога, принимать
пожертвования от имени Бога, продавать индульгенции и т.п.
  Учреждаемое МРО обязано разъяснять верующим, что они вправе и обязаны самостоятельно (без посредников)
искупать свои грехи, для этого им нужно обращаться напрямую к тем, кому их грехи нанесли ущерб, чтобы
непосредственно  компенсировать ущерб и заслужить прощение.
  Верующие вправе самостоятельно и адресно делать Добро в пользу нуждающихся людей, тогда это Добро
станет известно Богу (даже без участия МРО);
  Весь окружающий Мир находится в собственности единого Бога. Поэтому, для совершения религиозных
обрядов и ритуалов, верующие живущие в сельской местности должны (как и в древности) выходить к священными
культовым местам на природе. А верующие, живущие в городах, должны сообща строить центры религиозной
богослужебной деятельности, а именно Хьэк1эщ (гостиный дом, гостиный двор, с широкими залами для встреч
с джегуак1о, с лекторами и просмотра выступлений концертных коллективов и т.д.). А до постройки Хьэк1эщ
использовать для богослужений арендованные помещения.
  Адыгагъэ не содержит запретов рисовать Бога, людей, животных или кого-либо ещё. Однако, по нашей религии,
Бог Тхьэшхуэ не имеет антропоморфной, зооморфной или иной известной нам формы, примерно также «время»
не имеет подобных форм.
  Тау-крест, или Тау-символ (Символ в виде большой буквы Т) – в адыгской традиции это один из нескольких символов,
обозначающий подарок Бога именуемый «Жизнь», а перевернутый Тау-символ означает «смерть» (похороненное тело).
А вместе два этих символа, образовав магический шестиугольник, служат обозначением единства жизни и смерти.
Тау-символ не является монопольной собственностью черкесской религии, он общий для множества народов (от
Италии, до Японии).
  Адыгагъэ никогда не призывала любить врагов, так как считало что это противоестественно.
Вместо этого, Адыгагъэ призывает не иметь врагов вообще, для этого издревле известен чудесный
обычаи «Гостеприимства», позволяющий всем понять, что все люди содержат в себе частичку Бога.
  Адыгагъэ опирается на нартскую версию концепции «МультиВселенной», «свободы выбора» и «судьбы»
(аналоги в других религиях нам пока не известны).
  У Адыгагъэ отсутствие требования к верующим ежедневно, ежемесячно или ежегодно выполнять какие-то
магические действия (молитвы, медитации, песнопения и т.п.), предназначенные на управление Богом, или на
снабжение его энергией. Единственное каждодневное требование религии к верующим – соблюдать свою
чудотворную этику.

5. Источник духовного знания:
– прямая передача знаний и обычаев через семью, родных, а также от потомственных служителей культов;
– объективные научные источники, исследования традиции, истории, фольклора;
– нартская мифология и фольклор – сказки, обрядовые песни, родной язык и т.п.;
– живая духовная практика, личный и коллективный опыт общения с природой, Душами предков, богом
Тхьэшхуэ и его ипостасями.

6. Вид религии:
Кратко классифицируем религию «Адыгагъэ»:
 - это монотеизм, с верой в единого бога Тхьэшхуэ, понимаемый как «Великий Дух» (давший всем людям их Души).
Бог Тхьэшхуэ имеет множество аспектов, ипостасей, которых средневековые путешественники ошибочно
принимали за Богов, в действительности у них был статус не более чем Духи-покровители, то есть это
ипостаси Великого духа (Тхьэшхуэ). Адыгагъэ не имеет близости с Пантеизма, мы не считаем что МультиВселенная
и Бог тождественны.
 - это древняя коренная, национальная (этническая) религия черкесов, хорошо сохранившаяся благодаря тому, что
она большей частью присутствует в национальной этике, также носящей название «Адыгагъэ».
 - опирается на философскую концепцию «Монизм». (Тхьэшхуэ излучает только Добро, а Зла не существует, есть
только недостаток Добра).
 - опирается на философскую концепцию «Идеализм», а именно на направление «Субъективный идеализм».
 - с точки зрения верующих авраамических религия – это язычество.
- с точки зрения элементной базы – Адыгагъэ это синкретичная религия, так как кроме Анимизма, Монотеизма и учения
Нартыгъэ, при её создании использованы некоторые «формы» из других традиций.
- религиозное сознание верующих, не догматическое, а мифологическое и магическое.
- с точки зрения оценки истинности, мы считаем, что Адыгагъэ это ИСТИННАЯ религия, содержащая внутри себя
истинное духовное учение, эффективность которой проверяема ещё в этой жизни, а не сугубо после смерти.
- географически это одна из религий Кавказа.
- с точки зрения Г.Гегеля, Адыгагъэ это «природная религия».
- она работает как живая наука философии идеализма, изучающая духовный аспект мира, то есть процесс изучения
 (исследований) ещё идёт, а книга истин ещё пополняется.
- здесь нет эскапизма, аскетизма, нет гетерономии.
- здесь нет монополий Бога, или его приближённых священнослужителей, на магию или чудотворение.

7. Мировоззрение и культовая практика.
  Мы поклоняемся только единому богу Тхьэшхуэ, который есть Великий Дух, имеющий одну природу с нашими Душами.
 Так как имя его под табу (запретом), то допустимы поклонения его аспектам, ипостасям, которые представлены
рядом Духов-повелителей (Тхьэ, Дух) отдельных стихий и явлений, его аспекту в виде Творческого Разума,
Творческому Духу и т.д. Список аспектов, ипостасей утверждается внутренними установлениями МРО.
  Наш Бог Тхьэшхуэ из нартской мифологии не соответствует Богам из западносемитской, индуистской или
мифологии, не соответствует других религий, не имеет с ними никакого родства, не имеет тождества ни с
одним из них.
  Наше почитание Бога - проявление глубокого уважения.  Мы почитаем гостей, родных, близких, родителей,
старших, друзей, предков, природу (включая животных, деревья и т.д.), свою религию, этику, религиозно-магические
обычай и традиций, свои законы (Адыгэ Хабзэ), а через всё это мы почитаем Тхьэшхуэ.
  Практика (технология) использования дольменов, в процессах реинкарнации, в настоящее время утеряна, но
предпринимаются попытки её исследовать и возродить.

8. Священные объекты.
  Для верующих Адыгагъэ, священными предметами и местами являются:
 - древние курганы, могильники, дольмены, древние городища, святилища и т.д. (связанные с духами предков)
 - родные горы, рощи, деревья, ущелья, водопады, озёра, источники воды, а также другие объекты природы
и природные комплексы, издревле выделенные и обласканные народной любовью (связанными с Высшим Духом,
Тхьэшхуэ);
 - разные предметы и деятельность, определяющих национальную принадлежность, так как всё они (одежда,
флаг, танцы, пища, орудия труда, коневодство, пчеловодство и т.д.) суть внешние формы проявлений духовного
учения черкесов, они длительное время служили внешней оболочкой, внутри которой сохранялся дух Адыгагъэ.
 - Магический символ Тау-крест (в форме большой буквы Т), которым бытовал у многих древних народов,
по верованиям черкесов он означает «жизнь-подарок Тхьэшхуэ». Кстати именно поэтому Адыгагъэ осуждает
самоубийство, поскольку совершающий его отвергает подарок Бога.
  Особо священными, или имуществом богослужебного назначения, являются «Хьэк1эщ» (гостиная, кунацкая) –
рукотворное строение, которые черкесы издревле строили отдельно от своего жилища, чтобы иметь
возможность потчевать гостей. Смысловой перевод слова «Хьэк1эщ» - «место для радушного приема
новой Души». (Хьэ – Душа, Тхьэ – Раздающий Души, Тхьэшхуэ – Великий Дух). Более священным чем Хьэк1эщ
является только сам гость, которого черкесы издревле считали «посланником Бога», именно поэтому
черкесы всегда защищают гостей, даже с риском для жизни. МРО при наличии возможности, необходимо
построить собственное богослужебное здание в городе. Внешне и по функционалу помещений, это здание
будет мало отличаться от привычных «Домов культуры».

9. Религиозные праздники.
    Сегодня, самым известным религиозным праздником черкесов остается т.н. «Черкесский новый год», отмечаемый
в день весеннего равноденствия. Этот праздник, в Адыгее и Кабарде считается традиционным, отмечается массово
и при поддержке государственных органов власти. Другие религиозные черкесские праздники (посвящённые различным
аспектам единого Бога), в ходе которых исполнялись коллективные танцы в честь единого Бога, менее известны,
их ещё предстоит возрождать в народной памяти. Основные народные религиозные праздники, будут заблаговременно
указываться МРО в специально издаваемых календарях, с учётом вычислений экспертов, астрологов и др.

10. Об отношении к образованию.
  Религия Адыгагъэ имеет особое отношение к науке. Адыгагъэ опирается на философскую концепцию «Монизм»,
поэтому, наш Мир не разорван на материальный и духовный (это лишь разные аспекты). Единый мир нельзя делить
на части.  Образный пример, танец невозможно оторвать от танцора, танец не будет продолжаться сам.
Отсюда особое отношение черкесов к науке изучающей материальный аспект единого мира. Материальный мир
подлежит исследованию, а получаемые знания – значимая часть знаний верующего человека. Все знания добытые
наукой прошлого и современности необходимы верующему. Эти знания не сильно касаются духовного аспекта,
но полезны для жизни и саморазвития. Следовательно, изучение достижений науки, получение средне и высшего
образования – одна из религиозных обязанностей верующих черкесов. Поэтому деятельность вышеуказанных
МРО будет связана с пропагандой необходимости получения образования, научно-технических знаний, а также
с пропагандой творческой деятельности.

11. О формах и методах деятельности МРО
  Основные формы религиозной деятельности МРО приведены в Уставе, в специальном параграфе. Дополнительно
можно сообщить следующее.  В отличии от многих религий планеты, Адыгагъэ не требует от своих адептов
каких-либо действий по навязыванию соседним народам своей религии. Нартская мифология свидетельствует,
что наш Бог (Тхьэшхуэ) ничего подобного ни разу не требовал,  не просил, не поощрял. За всю известную нам историю
черкесов, не было случаев принуждения кого-то к черкесской вере, ни одного случая дискриминации кого-то на основе
религии, такого рода оскорбления достоинства человеческой личности никогда не допускалось, и это традиция
будет сохранена.  Мы не уважаем ошибочные научные гипотезы и ошибочные религиозные учения, но мы уважаем
всех людей планеты, так как в каждом есть Душа, частичка Бога. При всех контактах, из всех действующих
в обществе правил и привычек, в качестве высшего приоритета, мы избираем «Ц1ыхугъэ» - путь человечности.
  При решении затруднительных духовных вопросов, верующим следует обращаться за помощью в первую
очередь к голосу собственной души (а через это к единому Богу), к духам предков, духам природы, к старшим
и мудрым родственникам, а во вторую очередь за советом к религиозным деятелям МРО.
  В отличие от других религий, верующие черкесы не взращивают в себе какого-либо шовинизма, расизма,
ксенофобий, агрессивности  и т.д., потому что мы берём пример с поступков подавляющего большинства
положительных героев Нартиады.   При желании, верующим религии Адыгагъэ может стать любой житель
планеты, наша религия не секретная, но навязывать  её соседям не планируем, будем пропагандировать
черкесскую веру в черкесской среде, так как это религия демонстрировала высокую эффективность целых
шесть тысяч лет, т.е. до 1800 года.   Считаем возможным пропагандировать достоинства религии
исключительно личным положительным примером, а не враждой и военной силой.
12. Отношение к другим религиям.
  Образно говоря, законодательство всех светских государств разрешает всем религиям утверждать - «Истина
только у нас!». Черкесы, при помощи своей нартской мифологии, сумели сохранить два взаимосвязанных духовных
учения «Нартыгъэ» и «Адыгагъэ», т.е. имеют место собственные духовные Истины.
  Мы уважаем всех людей планеты, потому что в каждом есть частичка нашего Бога Тхьэшхуэ, мы уважаемы
все расы и нации. Но мы не будем лицемерно заявлять, что уважаем все религии планеты, ведь на планете
их более 400 (четырехсот), а логика подсказывает, что не может быть на один вопрос 400 разных и правильных
ответов. Полагаем - истинных религий не более 5 %, это примерно около 20-ть религий, но которые
из них «истинные» нужно изучать отдельно. (Это наше мнение не является уникальным или радикальным,
к примеру, религия «Ислам» объявляет только себя единственной истинной религией, а всех остальных,
они называют «кафирами», грешниками и предателями Аллаха).
  Наше отношение ко всем другим религиям совершенно холодное, нейтральное, как и положено по отношению
к конкурентам.   Мы настроены к мирному сосуществованию и мирному соперничеству, пред лицом Бога
Истинного и в интересах Истины.

13. Социальные ограничения.
  Черкесская вера не накладывает на верующих социальных ограничений, кроме тех, что уже имеются
в российском законодательстве.   Отказ от участия во вредных социальных институтах, например,
экологически вредных производствах или противоестественных воздействиях на организм, может
совершаться верующими самостоятельно по мере духовного роста.

14. Об отношении к семье и браку.
  Традиционный черкесский взгляд на брак и семью основан на понимании человека как духовного существа,
принадлежащего одному из двух полов (мужчина или женщина), которые в браке дополняют друг друга.
Различия между полами рассматривается как дар Тхьэшхуэ.  Семья у черкесов традиционно моногамная.
Основные цели брака: жизнь в любви, жизнь во взаимном уважении, рождение и воспитание детей, полная
взаимная помощь по хозяйствованию, полная взаимопомощь в решении любых возникших проблем, помощь
родителям, жизнь в гармонии с природой тела. Намеренный отказ от рождения детей порицается.
Развод не запрещён, но порицается. Добровольная близость между женщиной и мужчиной считается
чистой и святой по своей природе.  Адыгагъэ считает ошибочными такие явления как однополые отношения,
сологамия, полигамия (многожёнство, многомужество), внебрачное сожительство, добрачные случайные связи,
отказ от деторождения, отказ от воспитания детей, отказ от содержания престарелых родителей.
Однако Адыгагъэ никогда не преследует людей, совершающих подобные ошибки. Адыгагъэ предпочитает
общую критику таких явлений, выступает за запрет пропаганды таких явлений, а также выступает за меры
устраняющие корни этих ошибочных явлений.  Многие религии говорят, что дискриминация по половому
признаку не допустима, но у религии «Адыгагъэ» это не только слова, но и практика жизни.
Общеизвестно, что в прошлом черкесы не уважали мужчин, поднявших руку на женщину. Адыгагъэ против
какого-либо насилия в семье, насилия над женщинами, над детьми, и т.д., следовательно, один случай насилия
будет достаточным основанием для исключения верующего МРО из числа верующих. Решение об исключении
вправе принять Экспертный совет МРО.

15. Особенности отношения к здоровью последователей.
  Из древней и средневековой истории известно, что религия черкесов имеет некоторые достижения в области
народной медицины. Опираясь на принцип «лечить подобное подобным», черкесские  знахари древности открыли
миру метод оспопрививания. Известны также другие достижения, в выращивании лечебных пиявок, в хирургии,
в лечении травами  т.д. Было эффективным лечение на основе магического обряда «Чапщ», многие тайны
которого ещё сохранились в народе.
  Адыгагъэ исходит из убеждения, что для укрепления физического здоровья, в первую очередь, необходимо
укрепить духовное здоровье, для этого и создаётся МРО, для этого МРО будет выполнять уставные задачи.
МРО будет предпринять меры по укреплению здоровье граждан, в двух направлениях:
 1) поддержка официальной научной «традиционной» медицины;
 2) поддержка народной медицины, с соблюдением требований ст.50  Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

16. Сравнение религиозных ограничений с гражданскими правами и обязанностями.
  Требования Адыгагъэ к своим адептам и священнослужителям мы сравнили с требованиями действующего
Гражданского кодекса РФ. Вывод - ни одно из требований нашей религий не требует в чём-либо выйти за пределы
ограничений установленных ГК РФ и иным действующим законодательством РФ, а также не ограничивает
гражданские права и обязанности гражданина. 
  Религиозные обычай типа Зек1уэ (духовный путь и путешествия в стиле Робин Гуда) Аталычества (воспитание детей важных персон в
отрыве от родителей) давно отменены, в них уже нет необходимости (на современном этапе), вместо
них успешно действуют государственные системы налогообложения и образования.
  Адыг может соблюдать свои древние религиозные обычаи, Гостеприимства, Псапэ (делание Добра) и другие,
так как они никак не нарушают законодательство РФ, а являются лучшими образцами человеческого поведения.
  Самым «экзотичным» остается только магический обычай «Избегания», требующий от жениха не встречаться
с тещей и другими родственниками жены, но это всего лишь символические (магические) действия, при реальной
необходимости верующим это требование позволительно нарушать. Таким образом, даже этот обычай
не приводит к реальному уменьшению гражданских прав, обязанностей, возможностей. 

16. Об истории возникновения данной организации.
  Необходимость создания этого МРО, учредители осознали по мере своего общения в 2019-2020 гг, в ходе
совместного обсуждения процессов духовной деградации происходящих в родных республиках (Адыгея и
Кабарде), когда выяснилось, что все фактически исповедуют одну религии «Адыгагъэ».
Позже пришло осознание того факта, что необходимо зарегистрировать официальную организацию, чтобы
иметь возможность активно сотрудничать с прогрессивными творческими и научными силами общества,
чтобы совместно противостоять духовной деградации, различным формам мракобесия и тоталитарных
сект, а единственный способ - просвещение, образование, вовлечение в высшие духовные практики,
вовлечение в науку и искусство.
  Охват (масштаб).  По предварительным данным, религиозная деятельность МРО может охватить
до 30-ти (тридцати) человек, а именно верующих в Тхьэшхуэ, немногочисленной диаспоры черкесов города,
большинство которых студенты Вузов.