Война. Лагерь

Елена Каллевиг
Папа собственно о лагере ничего не рассказывал. Он вообще о войне говорил  всего один раз за мою жизнь - когда мы плыли по Волге перед нашим с сыном отъездом заграницу навсегда. Поэтому информацию о лагере я искала  на интернете и привожу здесь данные с  http://dinaburgascietoksnis.lcb.lv/mainRU  и http://www.sgvavia.ru/forum/150-605-1,  без ссылок на каждую цитату.

Дорога до лагеря заняла 4 дня - все эти  дни пленных не кормили, вагоны не отапливались, а морозы стояли сильные. Когда прибыли на место живых в вагоне было меньше половины.

Шталаг-340 был первоначально создан в пороховых складах Динабургской крепости, а затем в овощных складах и конюшнях, за валами ее северной стороны. На воротах лагеря висел плакат с изображением палки и надписью «Вот твой господин!». Под ним на черной доске ежедневно записывалась дата и регистрировалось количество пленных, находившихся в лагере. С лагерем граничило еврейское гетто, точнее перевалочный пункт, потому что привозимые с разных мест евреи там долго не задерживались - практически всех уничтожали.

Пленных распределили по баракам, точнее полу-землянкам  - бараки были посажены в землю на два метра, что оказалось полезным - грубо сколоченные из неотесанного дерева, щелястые стены не держали тепло, а на нижних ярусах было чуть теплее. В бараке, где разместили папу, была печь-теплушка из старого кирпича. Этому бараку повезло - в числе пленных оказался печник - администрация лагеря такими мелочами не заморачивалась.  Каждый житель барака старался найти и принести что-нибудь горючее для печки - кусок угля, щепку, ветку. Это удавалось только тем, кого гоняли на работу - на территории лагеря не было ничего. Если удавалось раздобыть достаточно, чтобы растопить печку можно было подсушить мокрый хлеб с опилками и хоть чуть согреться.

Пленным выдали куски белой материи с номерами - люди потеряли имена. Два раза в день все должны были собраться на плацу для поверки. Периодически давалась команда рассчитаться то на первый-второй, то на первый-второй-третий, и расстреливали то первых, то вторых, то третьих - такая была жуткая "лотерея". Впрочем расстреливали и за какие-то "провинности" - недостаточно быстро ответил на выкрик номера на поверке, не встал смирно по приказу, да и просто так.

Как-то, уже летом 42, папа шел по лагерю и услышал разговор двух охранников-немцев. Вот когда пригодились уроки мачехи, которые он так ненавидел. Один из немцев сказал второму: Смотри, какой апостол идет. Сейчас я ему нимб устрою." Папа был высокого роста и к тому времени имел окладистую рыжую бороду. Черты лица у него были правильные, и изможденное лицо его, вероятно, действительно было похоже на апостольское. Немец жестами приказал ему встать к стене барака и начал пулями выкладывать "нимб" вокруг головы. Папа понял, что он должен не шевелиться и не бежать и это спасло ему жизнь.

В лагере свирепствовали эпидемии. Зимой 1942-1943 гг. от сыпного тифа смертность в лагере достигала до 900 человек в день. Дизентерия косила людей в любое время, но летом особенно. Медленно умирая с голоду на голодном пайке, люди пытались есть траву,листья, всё,что попадалось под руку. На территории не было ни травинки.
В день выдавали пайку хлеба  и черпак баланды из немытых овощей.

Отхожие места быстро переполнялись, фекалии надо было вычерпывать в бочки ассенизаторов - работа очень тяжелая. Это понимали даже немцы и давали за эту работу лишнюю пайку. Однажды папа услышал, как охранник жалуется капо, что очередной чистильщик  ослаб настолько, что расплескивает содержимое черпака и его надо менять и просит подобрать пленного посильнее. Он не стал признаваться, что понимает по-немецки, но постарался попасться на глаза капо. Расчет оправдался и папу поставили на работу черпальщика и он получил вожделенную пайку. На этой работе он продержался три месяца.

В апреле заключенных на утренней поверке стали опрашивать, есть ли среди них колхозники или рабочие. Папа назвался трактористом и его, как и некоторых других, стали сдавать в наем желающим из местного населения. Никакого трактора у хозяина хутора, который выбрал папу, не было, зато  были другие сельскохозяйственные механизмы, которые нужно было подремонтировать, чем папа и занимался. Слава о его золотых руках быстро разнеслась по округе и хозяева хуторов наперебой его выбирали.

Попасть в "рабы" было большой удачей - обычно перепадало больше еды - хозяевам были нужны здоровые работники. Те,кого не выбрали, выгонялись на общие работы - погрузку, разгрузку, дробленье щебенки. Самое ужасное было участвовать в похоронных работах - рыть огромные траншеи, утрамбовывать трупы. Немцы загоняли пленных до изнеможения, жестоко избивая или расстреливая каждого, кто замедлили шаг или не сразу среагировал на команду.

Совершенно неожиданно папа нашел еще один способ заработать еду: один из хозяев на которых он работал сильно сокрушался- дочь выходила замуж, а колец "латышское счастье" было не достать, во всяком случае за те деньги, которые он мог потратить. "Латышское счастье" или перстень Намея это символ единства и залог счастья, кольцо в виде косички из двух металлов, например серебра и золота.  Папа взял медную и латунную проволоки и сплел кольца для жениха и невесты, которые отблагодарили его картошкой и хлебом. Заказы на кольца поступали не часто, но  все-таки поступали, и впоследствии это позволило папе накопить сухарей для побега.

"В результате деятельности германских оккупационных властей с 1941 по 1944 годы в Даугавпилсе и близ него было уничтожено 165 тысяч человек, в том числе 125 тысяч военнопленных Советской Армии, которые были размещены в специально созданном на территории крепости концентрационном лагере «Шталаг-340». Папа оказался среди тех,кто выжил - чудом, везеньем, или молитвами жены и тещи.

http://proza.ru/2020/07/15/864

Иллюстрация:: Памятник на месте лагеря военнопленных Stalag 340 http://voin.russkie.org.lv/daugavpils_stalag.php