Ч. 37 В погоне за наживой

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/07/13/1695

Без сомнения, то, что происходило на корабле, было возмутительно. Вина лежала прежде всего на командире, который сначала перепоручил командование кораблём штурману, а затем демонстративно отказался от командования, когда главный правитель колоний принял сторону Калинина.

Вряд ли такая история могла произойти, оставайся командиром «Невы» штурман Иван Филиппович Васильев.  Но он погиб 15 июля 1812 года, переправлялся с судна на берег на трёхлючной байдарке. Его сопровождали два гребца-алеута.

Байдарку захлестнуло большой волной у фарватера реки Охоты, она перевернулась, Васильев и один из алеутов утонули.

Подушкин полностью от всего самоустранился и вёл себя как пассажир. Исправив корабль, насколько это было возможно в тех условиях, Калинин 1 декабря вышел в море и направился к мысу Эджкому в Новоархангельск.

На четвёртый день они увидели мыс.  Но из-за сильных противных ветров не могли попасть в залив, корабль всё время относило в море. Экипаж корабля разделился на два лагеря: одни поддерживали штурмана, другие – командира.

Внёс свою лепту в раздоры и Борноволоков. Он не додумался ни до чего лучшего, как распорядиться идти к Сандвичевым островам. Но тогда в один голос и командир, и штурман заявили ему, что для этого у них нет ни воды, ни продовольствия.

Люди умирали один за другим. Всё могло окончиться бунтом,  но случилась другая беда. 8 января 1813 года при закате увидели высокий берег, который по расчётам штурмана  был мысом Эджкомом. Ветер дул умеренно, оказался попутным, и Калинин уверенно направил корабль в залив.
   
 Ночь была тёмной, но с корабля различали берег. Затем полил дождь, и берега не стало видно, но Калинин приказал рулевым держать прежний курс. Штурман понимал, что очень рискует, но он ещё больше опасался, что при перемене ветра их снова отнесёт в открытое море.

За два часа до рассвета вдруг с бака раздался отчаянный крик, что перед носом земля. Вместо того чтобы командовал один человек, каждый стал кричать, что нужно делать и куда повернуть.

Хотели стать на якорь, но в панике не закрепили канат, и он отправился в воду вслед за якорем. Корабль несло к берегу, пока он не приткнулся на подводные камни у огромного неприступного утёса.

Ну и как всегда бывает в подобных случаях, обстановка продолжала ухудшаться, потому что стал усиливаться ветер, перейдя в штормовой. А на корабле продолжались паника и беспорядок. Кто хотел, тот и командовал.

Срубили мачты. Это заставил сделать Подушкин, решение было верное. Но в это время часть команды и пассажиров самостоятельно спустили на воду баркас, насажав в него без меры людей. Спускать на воду баркас нужно спокойно и при умеренном волнении.
 
Баркас рухнул в воду, все женщины, а они были с детьми, погибли, а также часть мужчин. Уцелели те, кто успел уцепиться за канаты. Тогда принялись сооружать плоты из запасных стеньг, рей и другого дерева. Но плоты сразу развалились под ударами волн.

Сделали плоты из запасных стеньг, рей и другого дерева, хотели на них искать своего спасения; но эти плоты разбило и разнесло волнением моря. Теперь все сидели, обречённо ожидая своей судьбы и надеясь, что корабль уцелеет.

Напрасно надеялись. Около полудня тонны воды, обрушиваясь на деревянный корпус, стали  ломать его, и скоро от корабля ничего не осталось. Люди искали спасения в ледяной воде на обломках.

Прибой у берега был такой силы, что он разбивал людей о камни и остатки корабля. Борноволокова и Калинина волны выбросили на берег уже мёртвыми. Подушкина выбросило на берег в бессознательном состоянии.

Его привели в чувство товарищи по несчастью. Из 75 человек, отправившихся в плавание, в живых осталось только 25 человек, без одежды, без продовольствия. Каким-то чудом волны вынесли на берег маленькую лодку с вёслами.

Двое промышленников отправились на ней в Новоархангельск за помощью. Но помощь пришла не сразу - пока плыли туда, пока обратно, прошёл почти месяц. Два человека умерли, но как выжили остальные, зимой, без тёплой одежды и продовольствия?

Спустя двести с лишним лет этот вопрос заинтересовал и членов Ситкинского исторического общества. С помощью коренных тлинкитов этим энтузиастам удалось обнаружить лагерь выживших русских.

Они нашли очаги, вокруг которых обнаружили артефакты, которые говорят о том, что это были очень предприимчивые и сильные духом люди. Из обломков медной обшивки корабля они выточили о камни рыболовные крючки, сделали топор.

Огонь русские добыли благодаря найденным кремням. Во всяком случае они добывали достаточно еды, чтобы продержаться до прихода помощи. Американские исследователи хотели найти и обломки корабля, но им мешали густые заросли водорослей.

За двести с лишним лет дно в месте крушения поднялось на 3 с лишним метра за счёт сдвига тектонических плит, на которые раньше давил растаявший ныне лёд. Искать стало легче.

Не знаю, что они ещё хотят найти, может быть, золотые и серебряные монеты, однако поиски продолжаются. Я собирался перейти к другой теме, но вспомнил, что не менее любопытная история связана с гибелью шхуны «Николай».

Погоня за наживой побудила главного правителя колоний Баранова отправить на охоту за морским зверем шхуну «Св.Николай» к берегам Калифорнии. До этого шкуры покупали у американцев. Баранов решил обойтись без посредников.

Шхуну купили у одного американца за шкуры ста морских бобров и пятидесяти каланов. Командиром шхуны Баранов назначил тридцатилетнего военного штурмана Николая Исаковича Булыгина.

28 сентября шхуна отправилась на разведку и для торговли с индейцами. Булыгина
сопровождала его 18-летняя жена Анна Петровна, 12 русских, четыре алеута и две алеутские женщины, итого 20 человек.

1 ноября 1808 года шхуна потерпела крушение к югу от устья реки Квиллайт в широте 47 градусов 56 минут. Потерпевшие крушение сняли со шхуны часть вооружения и необходимые вещи, разбили лагерь. Но вскоре были атакованы индейцами.

Атаку отбили, но Булыгин понимал, что это только временно. Он предложил взять ружья, самые необходимые вещи и следовать в бухту Грейс-Харбор, находившуюся на расстоянии 65 миль, в которую должен был прийти компанейский корабль «Кадьяк».

Он рассчитывал, что индейцы их не будут преследовать, а останутся грабить корабль. Но Николай Исакович ошибся. Трое суток маленький отряд пробирался сквозь дебри, и всё это время за ними следовали индейцы.

Во время переправы через реку на двух лодках, большой и маленькой, которые они договорились взять у местных индейцев, на них напали. В маленькой лодке находились жена Булыгина, малолетний ученик Котельников, алеутка и алеут, сидевший на вёслах.

Эту лодку индейцы захватили в плен, а одного из русских промышленников по фамилии Собачников смертельно ранили стрелой.

Продолжение http://proza.ru/2020/07/15/1394