Нур-Магомед Меликов - участник обороны Севастополя

Али Албанви
Нур-Магомеду Баловичу Меликову уроженцу южнодагестанского лезгинского села Касумкент, ныне Сулейман-Стальского района Дагестана, по воле судьбы суждено было стать родоначальником большой и прославленной династии советских и российских офицеров.

О Нур-Магомеде Баловиче и сегодня известно не слишком много. До войны жил с женой Зарифой и детьми в г. Махачкала, в доме №9 по Театральной улице, работал начальником кредитного отдела республиканского банка. Зрелый, опытный человек, успевший в юности принять участие в становлении Советской власти в Дагестане и в борьбе с бандитизмом.

Сразу же после начала Отечественной войны, в 1941 году, Нур-Магомед Меликов был призван на военную службу в качестве бухгалтера 797-й полевой кассы Госбанка, входившей в состав 345-й стрелковой дивизии. В ту пору воинское звание «техник-интендант 2-го ранга» применялось для военно-хозяйственного и административного состава РККА и соответствовало воинскому званию «лейтенант». Штатский, по сути, человек, он немедленно и безоглядно попал в самое горнило войны: сформированная на Северном Кавказе в 1941 году из местных уроженцев 345-я стрелковая дивизия почти до последнего человека полегла, обороняя г. Севастополь. Вырвались на кораблях Черноморского флота немногие, в основном те, кто был тяжело ранен и отправлен в тыловые госпитали на излечение. Среди них был и Нур-Магомед: с ампутированной ногой он оказался в г. Кисловодск.

Получив об этом известие, Зарифа с одним из сыновей немедленно отправилась в госпиталь. По их воспоминаниям можно предположить, что это был располагавшийся возле вокзала санаторий «Нарзан». Жена хлопотала, чтобы раненого мужа отпустили долечиваться в г. Махачкала, но один из военврачей, ссылаясь на слабость техника-интенданта Меликова, посоветовал родным приехать позже. «Окрепнет — тогда и отпустим», — сказал он с уверенностью человека, которому вряд ли могли возразить растерявшаяся Зарифа с сыном-подростком. Так они и поступили. Однако, вернувшись в г. Махачкала, уже через неделю услышали потрясшее всех известие: немцы захватили г. Кисловодск.

Следы Нур-Магомеда теряются в тех августовских днях 1942 года, когда тысячи тяжелораненых бойцов и командиров, не имея возможности сражаться, оказались во власти оккупантов. Тридцать один эвакогоспиталь находился в тот момент в г. Кисловодск. По одним оценкам, в них оставалось 2500 раненых. По другим, более реалистичным, — не менее 5600 человек. Сегодня можно доподлинно утверждать, что часть расстрелянных фашистами у Кольца-Горы раненых военнослужащих и медицинских работников составляли именно офицеры Красной Армии и члены ВКП(б). Не все имена казнённых на этом месте известны, но не исключено, что Нур-Магомед Балович Меликов мог оказаться в их числе. Он был офицером. Он был коммунистом. Он был принципиальным человеком, способным противостоять врагу даже безоружным. Потомки Нур-Магомеда по мужской линии пошли по стопам предка, добившись высоких результатов во время прохождения военной службы — о них мы расскажем в будущих публикациях.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Меликов Нур-Магомед Балович.



ЛИТЕРАТУРА

1. Меликов Нур Магомед Балович [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/PkcrV, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.07.2020). — Яз. рус.

2. Эдоков А. Отец за сына отвечает, сын отвечает за отца // Журнал «На боевом посту», №4, 2006 г. С. 23–29.