Об амбивалентности чувств, трансформации, границах

Алексей Кугук
  Об амбивалентности чувств, трансформации, границе и смысле в Теории Обретения Смысла.
         
     ...Чувства Человека могут принимать и амбивалентный  характер - двойственного отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. В этом случае, Человек, имея на это Волю, Выбор, может и не перевести (трансформировать) это чувство в свою индивидуальную жизненную ценность, поскольку он может испытывать, одновременно, и позитивное и негативное  чувство к человеку, предмету, Событию (например, в отношении детей к родителям). В этом случае он делает Выбор не на трансформацию, а на Выбор оставить «все как есть». И это также будет являться его Выбором.
          
         Трансформировать чувство в ценность это определенный процесс, это своего рода труд: все будет зависеть от Свободы, Воли и Выбора Человека. Но, получить положительную эмоцию Человеку можно не затрудняясь: употребление алкоголя, наркотиков и др. Однако жизнь Человека гораздо многообразней и шире: можно сознательно ставить себе цели, а можно на бессознательном уровне искать причину, того, почему я не хочу делать свой уникальный Выбор – это также будет выбором Личности. 
         
         Как мы уже условились, чувство, как ощущение, появляется на границе соприкосновения  сознательного и бессознательного  Человека. Значение слова «граница» будет сдвигаться в сторону смысла. Существует смысловой контекст значения этого слова, который устанавливает Среда (Бытие), Событие, и которое будет выступать условно «границей» «возникновения» того или иного чувства.
         
          То есть значение слова граница его определение как:  «реальная или воображаемая линия в пространстве или во времени, отделяющая один объект от другого» (словарь Википедии), будет использоваться, в данном случае, в смысловом контексте среды (Бытия) и События. Там, где происходит условно соприкосновение сознательного и бессознательного, - границей будет выступать среда и Событие. На границе среды и События будет возникать чувство. Например, чувство отвращения, жалости, обиды, вины и т.п.
         
         Нечто подобное можно сравнить с гештальтом: «фигурой» и «фоном». Образно, гештальт - это когда, наконец, Человек съел торт, от которого он отказался в прошлом и этот опыт, не полученный в прошлом, наконец, перестал его тревожить на бессознательном уровне. Фигура – торт. Фон – среда. Контакт (граница) – опыт. Контур (граница) в равной мере принадлежит и «фигуре» и «фону», именно в этом месте происходит соприкосновение индивидуума и среды. Контакт происходит именно на границе, рост происходит именно на границе, там же происходит формирование фигуры внимания и ее «перевод» (переход) в бессознательное Человека, т.е. завершение гештальта – перестал тревожить.
         
          Для того, чтобы «наделить» это чувство смысловым значением, Человеку необходимо трансформировать (или) перевести) это чувство из области бессознательного в область сознательного и процессуально «закрепить» в его сознании в виде индивидуальных  жизненных ценностей.
          
         Например, такая жизненная ценность как трудолюбие, патриотизм. Образно признать (процессуально «узаконить») то, что уже есть: чувство – «Любовь к своей Родине»  как в жизненную ценность Личности – «патриотизм».
         
          Как перевести чувство в жизненную ценность? Это может быть уточняющие вопросы к самому себе – Зачем мне это нужно, в наиболее простом варианте? Есть ли у меня в этом потребность? Что мне даст этот «перевод»? и др. То есть, Человек устанавливает свои Цели и задает себе вопросы в настоящем времени – здесь и сейчас.
          Патриотизм – это значение слова, которое характеризует чувство любви и гордости. Обретать смысл патриотизм уже будет в среде (выступать как процесс), а открываться смыслом в Событии (при непосредственном участии Личности). Трудолюбие это черта характера Человека, которое характеризует чувство любви к труду. Обретать смысл трудолюбие будет в среде (сам процесс работы), а в Событии будет открываться Человеку как Личности.
           Теперь все будет зависеть от Свободы Воли и Выбора Человека: трансформировать (процессуально закрепить (обрести) смысловые аспекты бессознательного в сознательную часть «Большого смысла», а, значит, и придать значению слова, словосочетания, предложения, смысл и смысловой контекст.
         
          Условно, Человек может Обрести Свой уникальный  Смысл через Открытие сознательного и бессознательного. Однако, «совместить» это (сознательное и бессознательное) невозможно, поскольку по определению «бессознательное» не находится под контролем Человека.  Более того, 90 процентов поведения Человека находится в его бессознательном. Именно поэтому поведение Человека  неосознанно. Представим себе, что Человек вдруг откроет для себя «Большой смысл» (сознательного и бессознательного). Это будет равносильно тому, что он откроет «Частицу мироздания», но это невозможно и по определению и по тому, что это невозможно физически.
          Поэтому, Человек как Личность, будет Обретать Смысл и открывать его для себя в рамках того, что он осознает (сознание-осознанного), а, значит, и принимает как данность. Условием открытия смысла будет не только процесс сознательной деятельности Человека, но и среда в которой он работает, живет, обитает, а также События, которые будут оказывать на смыслопорождение огромное значение: от того, какой смысл Человек будет вкладывать в смысловой контекст слова, словосочетания, предложения.
         
         Таким образом, условно Человек будет «видеть» смысл только с позиции «сознания» - со своей стороны, а, значит, и Обретать смысл он будет только со стороны осознанного.  Напротив, смысл в человеческом «бессознательном» также будет присутствовать, но он будет «неподвластен» Человеку и всегда будет находиться вне его сознательной части, поскольку расположен в человеческом «бессознательном» и будет также являться частью «Большего смысла».
          
         Например, у В.Франкла это «Сверх Смысл». Может быть, смысл будет неожиданно «извлечен» из этой части бессознательного. Тогда мы можем говорить об «инсайте» (внезапном озарении, осенении) или индукции смысла, т.е. о тех механизмах смыслопорождения, которые открывает для себя Личность в конкретной ситуации в связи с Событием.
         В случае совмещения «несовмещаемых» частей смыслов (сознательного и бессознательного), что практически невозможно, Человеку откроется «Большой смысл». В этом случае, Человек откроет для себя новые Смыслы, которые он не мог открыть, обладая только «сознательной» деятельностью. Может быть, он найдет там источник и причину мироздания сущего…Кто знает. Пока это невозможно в принципе...

Alex Dixi