Пиратская монета

Александр Макаров
Пожалуй, самое таинственное место в Одессе  эта антикварная лавка. Несколько комнат в старом доме наполнены чудесами. Сразу это и не заметишь.  На стене мирно тикают часы, сделанные еще в  позапрошлом веке, в старинном подстаканнике тончайшего стекла стакан и в нем тихонечко, в такт проезжающим за окном автомобилям, позвякивает серебряная ложка. На гвозде в стене висит планшет известного полярного летчика, а рядышком фотоаппарат, объектив которого запечатлел Куприна, Уточкина, да и сам император Николай II когда-то лихо подкручивал усы перед съемкой. Это своеобразная машина времени. Возьмешь в руки старинный предмет и на мгновенье перенесешься в прошлое.  Что не вещь - то удивительная история.
  К примеру, вот эти настенные часы уже добрых полторы сотни лет мелодичным звоном отмечающие время каждые четверть часа.  Когда-то их купил директор пятой одесской гимназии.  Много на свете гимназий, а еще больше у них было директоров. Но эти часы видели и Бориса Житкова, и Владимира Жаботинского и Николая Корнейчукова, которого мы знаем больше как Корнея Чуковского, Валентина Катаева и его брата Евгения Петрова. Все они учились в пятой гимназии и бывали в кабинете директора. Поводы для их визитов к директору были неприятные, поэтому кабинет директора назывался – «рыдальней». Такое количество знаменитых литераторов обучающихся в далеко не самом престижном одесском учебном заведении неподалеку от Куликового поля для меня загадка.  Выслушивая нудные нотации директора Юнгмейстера, будущие литературные светила, с тоской поглядывая на часы, мечтали о путешествиях, дальних странах и о лучшем будущем для всего человечества включая детей.
 Перенесемся в наше время. Тихонько звякает колокольчик на дверях и в лавку бочком проталкиваются два мальчугана лет десяти.  Мимо старинных часов, мимо стендов с моделями автомобилей и солдатиками они подходят к витрине с монетами.
-Зачем пожаловали, молодые люди? – спрашивает их седовласый антиквар, хитро поглядывая через золотую оправу очков.
Ребята смутились. Наконец тот, что поменьше набрался храбрости и выпалил:
-Нам нужна  пиратская монета!
  За свою долгую жизнь антиквар слышал массу удивительных историй, видел самые необычные коллекции, и странная просьба мальчика его не удивила.
-Так, так, - произнес он многозначительно и, подчеркивая важность момента, поднял вверх указательный палец. Ребята, подняв глаза в направлении указанном антикваром, ничего интересного не обнаружили. Разве, что старинная люстра на потолке с облезшей позолотой тихонечко звякнула хрустальной подвеской.
-Так вам нужны пиастры и дублоны?
-Нет.
-Тогда вас, наверное, заинтересуют деньги малайских пиратов?
-Нет.
-Зря, эти пираты наводили ужас на моряков и были, пожалуй, самыми жестокими среди восточных морских разбойников. Но возможно вы ищите волшебную монету капитана Джека Воробья? Самой монеты у меня нет, но есть несколько вполне приличных копий.
-Да нет же.
-Может быть, вы интересуетесь античными пиратами или разбойничьими набегами викингов?
Ребята отрицательно мотнули головами.
-Прямо не знаю, что вам и предложить.
-Нам нужна монета, страны где сейчас много пиратов, - сказал тот, что поменьше. А его товарищ добавил:
-Монета Сомали.
-Понятно. Но вы-то знаете, что в Сомали не только пираты живут?  Поэтому монету эту вряд ли можно назвать пиратской. Вот вы в церкви бывали?
Маленький в ответ неопределенно хмыкнул.
-Так в церкви такой особенный запах. Это от того что там курят ладан. А ладан как раз и делают из сомалийских растений, которые там собирают крестьяне. Хотя большая часть населения там вовсе и не пираты, и даже не крестьяне, а кочевники-скотоводы. Разводят верблюдов, овец, коз.
Мальчики переглянулись и тот, что повыше твердо сказал:
-Нам все равно нужна монета Сомали.
-А можно полюбопытствовать, зачем?
Ребята молчали. У них был секрет. Да и можно ли объяснить этому седовласому человеку, какую захватывающую историю они придумали. Там  есть пираты, таинственный незнакомец, масса приключений и конечно множество драк. Какие же приключения без хорошей драки? Но главными героями этой истории будут они – двое обычных одесских мальчишек. Эта история должна была наполнить завистью души соседских мальчишек и покорить сердца очаровательных одноклассниц. Но как доказательство всех этих подвигов нужна сомалийская монета. Вокруг которой и разгорятся страсти. А без такой монеты ни один мальчишка не поверит в правдивость истории. Но это все тайна и открывать ее хозяину антикварной лавки они не собирались. Поэтому стояли и молчали. Стояли довольно долго, глядя, друг на друга, и хозяина лавки. Кто-то должен был уступить в этом бессловесном поединке и наконец, антиквар сдался.
 -Понимаете, ребята. Монеты Сомали, они не то чтобы очень дорогие или редкие. Но там боевые действия. Центрального правительства нет – четыре клана ведут войну между собой. Поэтому монеты Сомали попадают к нам не часто, и сейчас у меня их нет.
-Так я и знал, - горестно махнул маленький рукой.
-Погодите, расстраиваться. Нужно немного подождать. Сегодня придет человек, который обещал мне принести сомалийские монеты.
-Что пират?
-Нет, просто моряк. Приходите завтра.
Ребята замялись.
-Ну что еще?
- А вот этого на монету хватит? – спросил маленький, показывая мятую десятку.
-Хватит. В придачу я вам еще и дореволюционный пятак со следом от осколка подарю, - засмеялся антиквар.
-Что царский?
-Да. Я думаю, что он побывал в цусимском сражении и спас кому-то жизнь.
Хоть ребята никогда и не слышали о цусимском сражении, все равно эти слова звучали как музыка.
-Вы нам потом расскажите об этом бое? – спросил тот, что поменьше.
-Само собой.
-И о Сомали.
-Конечно. Приходите завтра.
Ребята вышли.
Уже на улице – тот, что повыше толкнул товарища в бок.
-Врет, наверное, дядька.
Но «дядька» не врал. И монеты ему должны принести и пятак он с удовольствием подарит. Правда, след на пятаке не от осколка, а от топора. Это лет пятьдесят назад сельский мальчишка пытался сделать из пятака блесну. Но неудачно – пятак отскочил и закатился подпол. Где и пролежал много лет, пока рабочие не начали ремонтировать дом. Но эта история будет для мальчишек неинтересна. А след от осколка превращает заурядную монету, потерявшую из-за дефекта коллекционную стоимость,  в ценного свидетеля истории – раритет.
Ближе к вечеру в лавке появился и моряк – полный мужчина лет сорока пяти.
-Я уж думал, ты не придешь, - сказал антиквар.
-Деньги нужны.
-Если встретишь человека, которому не нужны деньги – можешь смело будить меня среди ночи, - пошутил антиквар.
Моряк слышал эту фразу от него уже не в первый раз и даже не улыбнулся. Он вытащил мешочек похожий на старинный кисет и молча высыпал из него монеты на прилавок.
-Ого. Да тут их штук двести.
-Двести восемьдесят три.
Монеты были все одинаковые с верблюдом и надписью Somalia. Антиквар взял одну монету в руки повертел и небрежно кинул назад в кучу. Потом чуть с насмешкой спросил:
- Что ты хочешь за это «богатство»?
Моряк чуть помедлил.
-Я думаю, что они стоят гривен по десять за штуку. Поэтому если ты дашь мне по пять – будет нормально.
Антиквар сузил глаза и презрительно хмыкнул.
-Что-то не так? Я же видел у тебя такую же монету и ты ее продавал за десять гривен. Поэтому прибыль пополам. Как говорят американцы фифти-фифти, - засуетился моряк.
-Ну, они прямо как дети, - пробормотал антиквар, обращаясь к невидимой аудитории. Это «они» и обращение к невидимым, но все понимающим собеседникам должно было подчеркнуть всю нелепость рассуждений моряка.
-Я же сам видел, как ты продавал. И если бы ты знал, как они мне достались…
-Историю твоего приобретения я с удовольствием послушаю чуть позже. И я даже могу признать твои требования справедливыми. Но ты от этого только проиграешь.
-Как это?
- А вот так. На, держи, - сказал антиквар и протянул моряку двадцать гривен.
 Тот не взял и антиквар положил их рядом на прилавок. Дальше хозяин антикварной лавки демонстративно отсчитал четыре монетки из кучи и пододвинул их к себе.
Потом глянул на удивленного моряка и с произнес, обращаясь опять к невидимой аудитории:
-Всем спасибо, аукцион закончен.
Моряк явно не ожидал такого поворота событий и к деньгам не притронулся. Потом озадаченно произнес.
- И это все? А что мне делать с остальными монетами? Я думал ты возьмешь все, - озадаченно произнес моряк.
-Он думал, - передразнил антиквар. Ты думал, а я знаю, что мне больше трех штук в год по цене десять гривен не продать. Вот я и взял монет на год с небольшим. Если же забрать у тебя все, то только мои внуки, возможно, продадут все монеты. А таких дальних инвестиций я не делаю. Через год, когда монеты у меня закончатся – опять приходи.
-Я столько ждать не могу. Мне сейчас надо продать. Очень деньги нужны.
-Мне, конечно, тебя очень жаль, но если взять их все, то больше чем по гривне за штуку заплатить мне будет трудно.
-Это же грабеж.
- Это бизнес. А нет - забирай и предложи их еще кому-то, или  пойди на Староконку и продавай сам. И свежий воздух, и общение.
-Воздухом я надышался на море. Мне деньги нужны. Кто еще может их все вместе купить?
-Через квартал есть такая контора.
-Какая контора?- оживился моряк.
-Пункт приема металлома. Там уж точно все монеты заберут.
-Издеваешься? Пользуешься тем, что человек в трудную ситуацию попал? Мне пятьсот гривен надо сегодня.
Антиквар молчал.
-Позарез надо. Ты бы вошел в положение и взял бы монеты хоть по две гривны за штуку?
Антиквар сделал вид, что что-то подсчитывает, после этого махнул рукой:
-Ладно, пятисотку за все, я тебе заплачу.
-А пятьсот десять – можно? Чтобы еще на пиво хватило.
-Это если ты меня порадуешь хорошей историей об этих монетах, то будет тебе и на пиво.
-История там замечательная.
-Не сомневаюсь – первый раз в жизни вижу, чтобы моряку выдавали заработную плату сомалийской мелочью.
-Это точно. Да и я их заработал не как моряк.
-А как кто?
-Ты не поверишь – как колдун.
-Действительно интересно, продолжай, - сказал антиквар поудобнее устраиваясь в старинном мягком кресле.
-Ты же знаешь – я гидрометеоролог. Работал на судах погоды. А когда Союз развалился то вместе с ним ушли в прошлое не только помполиты, но и  метеорологи, биологи, да и врачи почему-то флоту перестали требоваться. Поэтому я был рад любой работе. И вот когда меня здорово поприжало с деньгами, пригласили меня работать поваром, ловить креветку в Красном море. Выбирать не приходилось.
-Выбор всегда есть, - нравоучительно произнес антиквар.
Моряк со вздохом махнул рукой:
- Я даже не предполагал, в какое дерьмо вляпаюсь с этой поездкой. Началось неприятности уже в сомалийском аэропорту, куда я добирался тремя самолетами. Меня никто не встретил. Трое суток там ошивался. Потом все-таки меня нашли. Оказывается, они меня встречали, и даже объявление по радио давали. Но я Юрий, а когда слышал, что ждут какого-то Ури, ни как не мог догадаться, что зовут именно меня. Жара ужасная, антисанитария мухи, а  тараканы там - величиной с ладонь…
-Так уж и с ладонь? – удивился антиквар.
-Может и чуть меньше, а может это и не тараканы, а еще какие-то местные жуки. Люди вокруг тощие, оборванные – жуть. Но кое-как я все же попал я на судно. Приступил к работе. С обязанностями справляюсь. Кашеварю помаленьку, лишь капитан недоволен, все губы кривит. Экипаж интернациональный, к этому я уже привык, но порядки какие-то странные. Вроде ловим креветку, но есть и что-то другое, о чем команда предпочитает помалкивать.  Ну да мне это все до лампочки. Судно старое, трапы крутые   все ноги избиты, но свое дело я делаю. А по вечерам нашел способ и хорошо расслабиться.
-Как это?
-Сахара на камбузе хватает, так я потихоньку стал для себя бражку делать. Выпьешь и ни шторм, ни капитан, не страшны. Вот как-то я открыл новый бутыль, пробовал, пробовал и не заметил, как и все выпил. Хорошо на душе, весело. А тут машина стала, мы остановились, и любопытно мне стало, что же такое приключилось. Выхожу тихонько на палубу и вижу капитан, а перед ним трое пиратов с автоматами. Думаю: «Все, амба,  доплавался Юрка. Захватили гады судно и не увижу я родной Одессы». Но потом зло меня взяло, бандитов то всего трое. Думаю: «Неужели не справлюсь»?  Я шажок назад, размотал пожарный шланг, крутнул вентиль и струей из брансбойта этих разбойников с автоматами за секунду  смыл с палубы. Гляжу - они в море около своего катера барахтаются. Команда высыпала на палубу, смотрят на пиратов, смеются, мне руки жмут. Лишь капитан вместо благодарности злится, да ругается.
Моряк глянул на антиквара и опять вздохнул.
-С начала я думал, что он ругается от того, что я облил  его парадный костюм. Но через несколько дней мне объяснили, что у капитана с пиратами отношения самые дружеские. Да и я стал много чего замечать, все-таки я не простой матрос. То мы в море отдаем продукты каким-то подозрительным типам, то у капитана появляется на столе кучка золотых изделий. То еще натыкаюсь на какие-то темные дела. Капитану мое внимание к его тайной деятельности  очень нравилось. А я свое отрицательное отношение к нему не очень-то и скрывал. Что ни день, то у нас с ним стычка. Добром это кончиться не могло. И вот вызывает он меня. А там, на верхней палубе, уже вся команда собралась и четыре его дружка-пирата с автоматами рядом стоят. И капитан объявляет:
-Господину Юрию не пристало работать простым поваром, поэтому его переводят в другое место, где он сможет работать по своей основной специальности – метеорологом.
Сказал и рассмеялся мне в лицо.
Я понимаю, что ни каким метеорологом я работать не буду. Заберут меня эти молодцы, пристрелят, а тело утопят. Но под дулом автомата не больно-то повыпендриваешься. Собираю вещи и сажусь к пиратам в катер.
За окном стемнело. Антиквар встал, поставил чайник и повесил на дверь табличку, что магазин закрыт. Дальше моряк вел рассказ, уже попивая ароматный кофе.
-На  удивление пираты довезли меня до берега. На суше посадили в джип и повезли куда-то вглубь пустыни. Я думал по пути выпрыгнуть, но там кругом одни скалы да пески – далеко не убежишь. Привезли к какому-то старому колодцу. Рядом несколько облезлых деревьев. Высадили, сунули пластмассовую двухлитровую бутылку с водой и уехали. Я сначала обрадовался, что меня ничего не сделали. Но просидев там сутки и выпив всю воду, подумал, что сразу убив меня, они поступили бы милосерднее. Хотел идти да вокруг один песок.  Колодец был пуст, от жажды мутилось в голове, и когда появился караван с верблюдами, я думал, что это галлюцинации. Жара, ужас приближающейся смерти, и вдруг красивая женщина отпаивает меня верблюжьим молоком.
-Еще и женщина. Трудно поверить. Ты, наверное, насмотрелся мультиков по восточным мотивам.
-Через день, когда я пришел в себя сказка кончилась. Пришел старейшина племени и все расставил по своим местам.
-Как?
-Он на ломаном английском спросил, правда ли то, что я специалист по погоде? Я не ожидая подвоха, подтвердил это.
-И что?
-Он сказал, у них давно засуха и нужно чтобы я вызвал дождь.
-А поменять расположение планет или выстроить за одну ночь дворец, он тебя не просил?
-Да здесь все это выглядит нелепо и смешно. Но там, поверь мне, было не до смеха. И засуха там и здесь это вещи несопоставимые.
-Думаю, что не все согласятся с тобой.
- Тут засуха это когда нет дождя месяц или два. Может быть, случались в истории моменты, когда нет три месяца дождя. В этом же районе Восточной Африки, где я был, не было дождя год и два месяца. Может быть я что-то путаю, трудно нам было объясняться, но именно это мне рассказывал их старейшина.
Моряк отхлебнул кофе и продолжил:
- Сомалийцы это не единый народ, это несколько кланов кочевников. Пока нет засухи, эти кланы кочуют по своим маршрутам, стараясь не очень досаждать соседям. Бывают у них конфликты и достаточно серьезные, но все решается чаще всего мирным путем.
-В засуху конфликты у них, наверное, обостряются?
-Не то слово. Представь. Караван бредет много дней через пустыню к оазису. Приходит туда, а там пустые колодцы и голая земля. До следующего своего оазиса им уже не дойти и они идут на ближайший плодородный участок, который много лет считался собственностью другого клана.
-И тогда выживет сильнейший.
-Да. Но чаще всего они не успевают дойти до другого оазиса и гибнут всем племенем в пути.
-Все вместе?
-Нет. Сначала умирают овцы и козы. Потом маленькие дети, дальше женщины и подростки. Мужчины с верблюдами держатся дольше всех. Ведь верблюдица может давать молоко еще три недели после того как ее поили в последний раз. Вот что значит засуха в Сомали.
-Так ты им вызвал дождь?
-Случайность. Он пошел через неделю после того как они нашли меня.
-Колдовские ритуалы совершал?
-Пришлось. Без них может и двух дней там не прожил.
-И что ж ты делал?
-Для начала прочел им «Бородино» Лермонтова – это единственное, что я выучил из школьной программы. Не знаю, повлияло ли это на вызов дождя, но более внимательных слушателей я не встречал. В детстве была у меня книжка «Юный синоптик» на всю жизнь запомнилась мне схема простейшего прибора для определения влажности оттуда.   Вот и пригодилась. Соорудил приборчик. Каждый вечер все племя приходило смотреть, не сместилась ли на нем травинка служащая стрелкой. Потом помолятся и опять приходят. И таки действительно за день до дождя положение этой импровизированной стрелки изменилось, то-то было радости. Но настоящий триумф произошел когда пошел дождь. 
-Значит, деньги ты получил недаром? Только что-то маловато за спасение целого племени.
-Они отдали все, что было, предлагали остаться и жениться. Был бы у них самым уважаемым человеком.
Антиквар с сомнением посмотрел на «самого уважаемого» члена племени сомалийских кочевников. Но моряк, не заметив его скептического взгляда, продолжал:
-Старейшина говорил мне, что мы в городах суетимся, спешим и смотрим вниз в землю, а они, каждый вечер,  видят бескрайнее небо и звезды. И действительно такого глубокого звездного неба как там, я не видел.
-Ну что ж и нам пора по домам. К тому же есть повод взглянуть на наши звезды, -проговорил антиквар.
Они вышли на улицу и молча стояли несколько минут, вглядываясь в небо.
-А ты знаешь, там мужчина никогда не бросит умирающего верблюда одного -сказал моряк.
-Это как?
-Во время засухи международные спасатели летят на вертолетах в поисках тех, кто еще остался жив. И к примеру находят в пустыне последнего мужчину из племени рядом с умирающим верблюдом. Спасателям приходится применять силу, чтобы заставить мужчину сесть в вертолет.
-А потом?
-Потом мужчину везут в лагерь беженцев. Там его поят водой и каждую неделю для питания выдают паек - килограмм крупы, двести граммов сахара и кусок мыла.
-Всего-то?
-Да, но они умудряются экономить, покупают верблюжонка и отправляются опять в пустыню. По-иному жить они не хотят. Это так важно любить ту жизнь, которой живешь.
Двое мужчин шагнули в ночь. А в антикварной лавке осталось еще множество чудес.
Из моей книги "Заметки маленького спекулянта" 

Александр Макаров