Спасибо, что живой

Николай Ник Ващилин
   Намного раньше мог убиться и Володя Высоцкий. Нет, не в Одессе. Тогда в июле 1967 Володя Высоцкий пел в модном пивбаре "Гамбринус" на Дерибасовской,в свободное от съёмок  время, а мы, студенты из ЛИАПа, слушали его под  пивко и приглашали  выступить по осени в нашем институте.
   На съёмках эпизода ареста и драки уже на Ленфильме его героя революционера Бродского в фильме «Интервенция» Геннадия Полоки в октябре 1967 года бригадир спортивной массовки Александр Массарский придумал залихватскую  драку Высоцкого против десяти черносотенцев, набегавших поочерёдно на него и отлетавших в стороны от его приёмчиков самбо. Мы долго репетировали, как мы поочерёдно подбегаем к Высоцкому, а он поочерёдно делает каждому свой приёмчик. Даже после съёмки, попарившись и смыв пот от драк в банях возле Ленфильма, когда провожая его в гостиницу «Октябрьская», мы шли через Кировский мост, по набережной Мойки, мимо дома А.С. Пушкина прямиком к заведению «Советское шампанское», где освежались коктейлем "Бурый медведь", а потом прогуливались по Невскому проспекту, заглядываясь на девчонок, он внезапно останавливался и просил показать ему тот или иной приём в сцене драки. Так он довольно быстро освоил самбо.
   А в начале драки артист Володя Высоцкий, пнув на балконе двух охранников Ваню Смирнова и Славу Малофеевского ногой в их же задницы, прыгал с балкона второго этажа вниз без страховки. Не проверенные Массарским перила под Володиным весом сломались и Высоцкий полетел на каменный пол вниз головой. Его кошачья изворотливость гимнаста позволила ему вывернуться на живот и остаться на этот раз живым.
   С трудом поднявшись на ноги, Высоцкий стал кричать нам, опешившим от его падения, чтобы мы набегали на него, как и было отрепетировано, чтобы не загубить дубль и не испортить лишние метры драгоценной киноплёнки.
    Володе Кодинцеву он сделал самбистский приём «подхват», меня вскользь двинул кулаком  по скуле, Ваню Смирнова оттолкнул рукой, Славе Малофеевскому врезал по морде лица, а потом мы навалились на него всем скопом.
   Но второй дубль снимать не стали. Руку он ушиб сильно. Володя Высоцкий на сей раз отделался лёгким испугом и когда мы все навалились на него в драке он вырвался и убежал дальше по сценарию делать Великую Октябрскую Социалистическую революцию. Как Троцкий.
   В советское время фильмы снимали в большинстве своём про революцию большевиков. Любая сказка или Шекспир воспринималась партийными чиновниками СССР, как контрреволюция. Кто бы знал, как мучили поправками Григория Козинцева к его «Гамлету».
  Наш старший тренер  ЛОС ДСО "ТРУД" по самбо Александр Массарский звал нас на съёмки раз-два в год. Длились съёмки не долго, но учитывая оплату в десять рублей за съёмочный день, мы успевали заработать себе на костюмчик или башмачки. Приглашение он передавал через наших тренеров Толю Рахлина или Ваню Смирнова. Старших товарищей, перворазрядников и мастеров спорта СССР звал сам. Копеечку заработать хотелось всем, хотя не все могли освободиться от работы или учёбы. Радости у того, кто попадал на съёмки были полные штаны. Но рисковать здоровьем и биться головой об пол хотелось не каждому. Негласным принципом самбистов /"мальчиков для битья"/ было меткое изречение Володи Момота - «подальше от камеры - поближе к кассе».


Приложение. Константин Семынин выложил этот материал..
Константин Семынин
17 июля 2015 г.  ·
35 лет назад - 18 июля 1980 года - Владимир ВЫСОЦКИЙ в последний раз вышел на сцену Театра драмы и комедии на Таганке в одной из самых известных своих ролей – ГАМЛЕТА.
Без сомнения, Гамлет был звездной ролью Высоцкого. Гамлет был как раз той ролью, в которой Владимир Семёнович неизменно появлялся перед публикой. Что бы ни случилось, как бы он себя ни чувствовал...
Из дневника Аллы Демидовой:
«18 июля 1980 года. Опять «Гамлет». Володя внешне спокоен, не так возбужден, как 13-го. Сосредоточен. Текст не забывает. Хотя в сцене «мышеловки» опять убежал за кулисы – снова плохо с сердцем. Вбежал на сцену очень бледный, но точно к своей реплике. Нашу сцену сыграли ровно. Опять очень жарко. Духота! Бедная публика! Мы-то время от времени выбегаем на воздух в театральный двор, а они сидят тихо и напряженно. Впрочем, они в легких летних одеждах, а на нас – чистая шерсть, ручная работа, очень толстые свитера и платья. Все давно мокрое. На поклоны почти выползаем от усталости. Я пошутила: «А слабо, ребятки, сыграть еще раз». Никто даже не улыбнулся, и только Володя вдруг остро посмотрел на меня: «Слабо, говоришь. А ну как – не слабо!» Понимаю, что всего лишь «слова, слова, слова…» но, зная Володин азарт, я на всякий случай отмежевываюсь: «Нет уж, Володечка, успеем сыграть в следующий раз – 27-го…»
На этот спектакль чудом удалось прорваться двум студентам из Института кинематографии с кинокамерой «Конвас» в руках. Одним из них был будущий режиссёр-документалист Пётр Солдатенков. Именно эта киносъёмка стала последней в жизни Владимира Высоцкого. http://vk.com/ksemynin...