Яблоко раздора...

Евгения Козачок
За годы, продолжительностью в двадцать пять лет, я уже привыкла к непредсказуемости текущей жизни, но каждый раз сильно удивляюсь её неожиданным поворотам и созданию проблемных ситуаций. И в этот раз я уж никак не предполагала, что свой отпуск проведу не в особняке и на берегу моря за границей, где теперь счастливо обитает моя мамочка с Генри, так удачно встретившегося на её пути, а в селе. Только и успела порадоваться поздравлению начальника и коллег с началом отдыха, которые к тому же ещё и жениха желали найти:

- Кристина, ты не дрейф за границей, а бери пример со своей мамы и вовремя улыбнись тому, кто сделает тебя счастливой. По жизненным вопросам интуиция у тебя сильная, думаю, что и в таком случае она тебя не подведёт,- завершил своё напутствие шеф.

За ним вторили и коллеги в том же духе — о суженом. Мол всё-таки уже двадцать пять за плечами, а ты, «как перст», одна и даже ни с кем не встречаешься.

Улыбалась всем в ответ, а сама, чего уж греха таить, тоже думала о суженом.

Но мне не удалось купить билет за границу, я даже к вокзалу не доехала. Всего несколько метров проехала в такси, как зазвенел мобильный телефон. Незнакомый номер и знакомый голос сообщил мне: «Кристина, срочно приезжай к дедушке. Его посадили за убийство, а он старый и болен. Помоги ему, больше некому!»

Не успела ни слова ответить, как связь была прервана. Посидела, затаив дыхание, справляясь с шоком и попросила таксиста отвезти меня домой за вещами, а потом прямо в село Васильково. Мужчина, увидев мою пришибленную известием физиономию, только головой кивнул в знак согласия.

Через три часа мы были около дома моего деда — Карпова Игната Ивановича. Только он меня, как обычно, не встречал с раскрытыми объятиями. Калитка была завязана верёвкой, по подворью по-прежнему вальяжно прохаживался петух и куры рядышком с ним. Барс вначале предупредительно грозно тявкнул, но узнав, завилял хвостом. Не успела я поговорить с собакой, как во двор зашла соседка тётя Лида, и сразу же сообщила:

- Кристина, это я тебе звонила, хорошо что приехала. Надо спасать Игната, ни за что ведь посадили. Не убивал он Гришку, не убивал. А следователь Милюков Петька, как заведённый повторяет, что у него неопровержимые доказательства вины твоего деда, хотя же с детства знает Игната и то, что он и мухи не обидит, а не то чтобы человека убить. Ты разберись внучка во всём этом, не даром же на юриста училась.

- Спасибо, тётя Лида, что позвонили. Сколько дней дедушки дома нет?

- Так четвёртый день пошёл как в кутузку забрали, а на второй день его в больницу положили — сердце прихватило. Очень он волнуется за своё хозяйство. Я его успокаиваю, что с ними всё в порядке, накормлены, присмотрены и Зорьку вовремя дою. А он заладил, чтобы я тебя вызвала, И чё удумал, чтобы ты в огороде траву выполола, кур, собаку кормила, козу научилась доить, а в его судебное дело не лезла. 

-  Не убивал я, а значит должны разобраться и отпустить, - твердит он мне уже три дня, и тебе просил передать его просьбу.

В первый час пребывания в дедовском доме успела выполнить только одну его просьбу — покормила Барса, налила воды ему и курочкам в корытце, переоделась и направилась в полицейское отделение. Не успела перешагнуть порог следователя, как меня остановил Славка:

- Кристина, привет. Погоди заходить к Петру Владимировичу. Давай я тебя хоть немного введу в курс дела по расследованию убийства. Я, да и не только я, знаем, что Игнат Иванович не мог убить Гришку, но Пётр Владимирович упёрся рогом в стенку и бубнит, что улика есть, значит и вина Игната есть.

- Какая улика?

- Окровавленный топор твоего деда, который лежал около Гришки.

- Так его мог взять кто угодно. Дедушка никогда свой сарай не закрывает на замок.

- Тут ещё такое дело. За несколько дней до убийства Игнат Иванович и Гришка сильно поругались и твой дед кричал, что он зарубит соседа топором если ещё раз увидит, как тот выбрасывает весь свой мусор к нему на огород, окурки во двор, и будет ломать ветки его любимой яблони, срывая ещё не созревшие плоды. Эту угрозу слышали все, кто живёт в близлежащих домах. Лето ведь, все на улице — слышно и видно хорошо. А ты же знаешь, как в селе — в одном его конце аукнешь, а это «ау» ветром во все дома разносит, даже если двери и окна закрыты, всё равно просочится. Была бы хорошая новость, а плохая быстрее разлетается.

- Слава, а какие результаты экспертизы по топору?

- В том-то и дело, что никаких отпечатков на нём не нашли, словно водой их с топорища смыли.

- Так может убийца и смыл их?

- Конечно может. Больше всего так и было. Но пойди найди кто это был? Никаких больше улик не нашли.

- А может не хотели искать?

- Ты поговори об этом с Петром Владимировичем и всё поймёшь.

Разговор со следователем ничего нового не добавил к тому, что уже рассказал Славка. Единственный плюс в том, что Пётр Владимирович сразу же выписал разрешение на посещение дедушки в больнице.

Выйдя из здания полиции забежала в магазин, купила его любимые карамельки, цитрусовые, кефир, овсяные пряники и помчалась в больницу.
Сердце забилось при виде похудевшего, седого дедушки с бледным лицом, сливающимся по цвету с подушкой, и рядом сидящего на стуле полицейского.

- О, Кристинка! Хорошо, внучка, что ты приехала, а то я тут вылёживаюсь на кровати, а дома всё в запустении. Садись рядышком и запоминай всё, что, за чем, и когда делать. Тебе всё будет под силу, только надо научиться Зорьку доить. Сейчас хозяйством Лида занимается. Но у неё своих хлопот невпроворот, так что всё теперь на тебе будет, пока тут разберутся что к чему.

          -    Дедушка, расскажи как всё было.

- А чё тут рассказывать. Гришку я не убивал, хотя и не любил его и ссорились с ним часто. Пустой он человек. Сорок три года, а ума как не было, так и не прибавилось, Несколько раз был женат, короче бабник такой, каких свет ещё не видел. Только и знал, что бренькать на своей гитаре, да к чужим жёнам бегать. Тоже мне «культурный человек», которым он себя считал. Тьфу, одно только название, «клубный работник» и всё тут. Не убивал я этого супостата, хоть и грозился зарубить. Ты бы знала, как он, паршивец, каждый год издевался над нашей любимой яблоней! Нет! Яблок мне не жалко. Пусть бы ел сколько хотел. Да я и сам раздаю их всем, но он же ветки ломает, словно назло мне, и не созревшие плоды срывает. Разве же такое можно выдержать? А в день убийства Гришки я увидел, что забор со стороны его двора повален, и следы в мой двор идут прямо по цветам. Вот я и пошёл к нему, чтобы спросить, зачем он ночью по двору моему шастал. Дверь в дом была открыта. Когда он не откликнулся на мой зов, я вошёл в дом и увидел его окровавленного на полу. Вызвал скорую помощь и полицию. Они нашли, как оказалось, мой топор под столом, я его тут же узнал, о чём и сказал Петру Владимировичу, что мол сам удивился увидев свой инструмент в чужом доме, да ещё и в крови. А меня сразу же, не задавая вопросов, забрали в полицию. Вот лежу теперь и отдыхаю.

- Ничего себе отдых! Дедушка, ты не волнуйся, чтобы к сердечной боли ещё и высокое давление не добавилось, а я постараюсь во всём разобраться.

- Разберись, внученька, разберись, но главное за хозяйством и огородом присматривай.

- Хорошо. Что тебе принести?

- Да кормят меня здесь. Но молока Зорькиного принеси. Соскучился я по ней и её молочку.

Когда выходила из палаты, увидела, как слабой рукой дед помахал мне - мол «иди уже», на душе так тяжело стало, что готова была в голос разрыдаться, несмотря на присутствие людей.

Сдержала себя и пошла домой. Убралась в комнатах. Сварила суп, сделала салат, поела. А отдыхать не хотелось. Пошла по подворью, в сарай — везде искала зацепки или какой-то детальки, которая не была бы привязана к деду. Ничего необычного не нашла.
И только утром вспомнила о выбитых досках в заборе со стороны соседа. Пошла к этому отверстию. Доски уже старые и ржавые гвозди почти не держали крепление, так что завалить забор было легко. «Но Гришке то зачем было их выбивать хорошо зная, что за этим последует очередной скандал. Не такой Гришка дурак, чтобы себе самому подножку подставлять. Больно падать пришлось бы. Не в интересах соседа была затея с забором. Тогда остаётся узнать, кто это сделал подставив обоих соседей уликами — забор с одной стороны, а топор — с другой. Кому это было выгодно и по какой такой важной причине, которая привела к убийству намеренному или нечаянному?» - размышляла я, рассматривая все предметы на территории соседа. И обнаружила таки под большим кустом сирени несколько сигарет и вытоптанную траву. Кто-то сидел на ней, устроив себе наблюдательный пункт, выкуривая одну за одной сигареты "Camel".

 Кто в селе любитель дорогого табака? Как-никак, а сигареты могут быть уликой. А чтобы эту улику взять для проверки необходим набор «эксперта», за которым пришлось идти по магазинам. Купила лупу, скотч, полиэтиленовые пакетики на замочке и собрала весь «арсенал» выкуренных сигарет, скотчем попыталась снять отпечатки с досок забора в той части, где обозначились тёмные пятна. Всё найденное решила отнести Славке, чтобы он сделал независимую от следователя экспертизу.

- Кристина, да ты что задумала? Шеф же мою последнюю кровь выпьет, если узнает, что за его спиной мы с тобой своё расследование проводим. А у меня этой крови и так уже меньше двух стаканов осталось, - запричитал помощник следователя, как малый ребёнок.

- Слава, мне за тебя стыдно становится из-за твоей ему покорности. Ты что с его ладони зерно клюёшь, что ли?

- Да с ним работать всё равно что пираньи зубы чистить.

- А ты не в своей конторе проводи экспертизу, а в другом месте.

- Ладно, уговорила. Съезжу я к Николаю в район пусть поможет с экспертизой. Ещё попытаюсь узнать кто из наших сельских «Camel» наслаждается. Гриша таких не курил, это я точно знаю. А ты лучше не попадайся Петру Владимировичу на глаза и лишний раз не дразни гусей. Хорошо?
- Хорошо. Только ты не затягивай с поездкой в район. А я пойду на базар, в магазин, послушаю о чем женщины говорят.

На базаре у пивного ларька стояло несколько мужчин, пили пиво, курили, Решила проследить за полётом выброшенных окурков, чтобы подобрать их. Пришлось из-за этого купить бутылку минералки, «случайно» уронить кошелёк и, подбирая его, забрать два окурка. Ни один из них не был той марки, которая была под кустом сирени. Когда покупала колбасу в мясном магазине, услышала, как женщины шептались обо мне, но что именно не поняла, зато ясно услышала, что им жаль моего деда и меня, и что Гришка, «кобель такой, не стоит моих переживаний и страданий Игната. Может его чей-то ревнивый муж прищучил, но только не Игнат».

Я ухватилась за подслушанную подсказку о ревнивом муже, как утопающий за соломинку. Удивилась и себе, и Славке, что нам такая мысль в голову не пришла.

Уже второй день я не хозяйством занимаюсь, а большей частью прогуливаюсь по селу, надеясь ещё на какую-то подслушанную новость или подсказку, а Славик тем временем привёз результаты анализа слюни и отпечатков пальцев — они совпали на сигаретах и на доске забора. Теперь мы думали, как поступить — отдать сразу данные следователю и нарваться на его гнев, или самим поискать хозяина этих пальцев и курева. Решили пока сами искать того, кто мог иметь претензии к Гришке. Славик несколько дней пытался незаметно присматриваться к курящим села выискивая «Camel», а я вплотную занялась огородом, хозяйством, и даже под присмотром тёти Лиды Зорьку, с горем пополам, но подоила. Хлопочу, я значит, по хозяйству, а голова одним забита — найти убийцу и освободить деда. И вот в паутине этой мысли проскочил светлый лучик — пустить по селу слух, что я нашла улику, которая точно указывает на убийцу Гриши и, что эта улика у меня дома хранится до приезда экспертов из района, которых я вызвала, не доверяя своей полиции. И рассказала я эту «новость» тёте Лиде, которая должна её передать сельскому «радио» Клаве. Зная поистине ошеломляющую информативность нашего населения, я была уверена, что новость быстро войдёт во все уголки домов. Так и получилось! Не прошло и трёх часов, как моя же весть, ко мне и возвратилась в лице Славки.

- Кристина, скорее показывай, какую улику ты нашла, которая прямо указывает на убийцу?

- Да, - ответила я ему, если бы наши граждане скопом рванулись служить во внешней разведке, международный терроризм содрогнулся бы, и наложил на себя руки. Я, конечно, надеялась на быстроту полёта новости, но не на такую реактивную. Славик, если и до убийцы эта новость дошла, то как ты думаешь он прибежит ночью с ножом или боксёрскими перчатками, чтобы выбить из меня эту улику?

- Кто его знает. Может он вообще из села убежит. Но ты здорово придумала с уликой, что даже я поверил в её существование, и чуть не забыл сказать тебе, что узнал от мужиков по поводу сигарет. Оказывается такие сигареты курят братья Потаповы: Вовка, агроном колхоза, и Николай, ещё тот фрукт, от которого можно ожидать что угодно, живёт в городе и, вероятно, он их и привозит.

- Ну, и кто из них сидел ночью в кустах сирени на Гришкином подворье?

- Кто их знает. Николай как-будто давно в селе не появлялся. Надо бы соседей Потаповых о нём спросить, может видели его.

Выяснилось, что меньший брат домой, за период случившегося события в селе, домой не приезжал. Решили со Славой этой же ночью ждать гостя, который должен прийти за уликой. Попив чая мы с одноклассником закрыли окна шторами, включив только слабенький ночничок, уселись на диван и начали шёпотом вспоминать школьные годы, всех своих, кто женился, вышел замуж, у кого сколько детей, где кто работает и живёт. Ну, прямо вечер встречи получился, на котором Славик решил признаться, что любил меня с первого класса, а может даже из детского садика, и что сейчас любит ещё сильнее. Мог бы и не объясняться, тем более в такой неподходящий момент, я и сама об этом давно знала, всегда помнила о его любви, скучала по нему. Но признаваться в этом ему, так как он мне открылся, я не собиралась. Может напрасно молчу и дедушка прав в том, что моя гордость меня же и сгубит.

Только я собралась доброе слово сказать другу, как оба услышали срежет по стеклу окна с той стороны дома, которую не видит Барс. Дом наш старый, окна с деревянными резными ставнями и открывались так, как в сказке на обе стороны, чтобы солнца и воздуха летом в доме было побольше. Хитрости в них никакой, поэтому их легко можно открыть и с улицы, что и сделал, ожидаемый нами, гость.

Оказывается даже мужчины могут ходить, как балерины, на цыпочках и почти без шума. Кто это был, сразу не узнать. Человек основательно подготовился, натянул на голову капюшон, перчатки, а в руке оружие для добычи улики — палка. Как только он сделал два шага из-за портьер, Славик включил мощный фонарик и направил его на лицо гостя. Опознание нас уже не сильно удивило — это был Вовка Потапов. Он было рванулся к окну, но мы вдвоём, с низкого старта (дивана) бросились к нему и схватили за руки. В два часа ночи коллеги Славика забрали Вовку в кутузку, а мы до утра так и не смогли уснуть — всё говорили, и говорили, словно брали слова из копилки, хранившейся в тайнике все эти годы.

А утром Вовке ничего не оставалось делать, как признаться Петру Владимировичу в том, что он убил Гришку:

- Я не собирался ни драться с Гришкой, ни тем более убивать его, а просто пришёл поговорить, после того, как выследил, что моя Валька, шалава, пришла к нему домой и пробыла там три часа. Мне не так давно сказали, что Валька ходит в клуб не только в хоре петь, а на свидание с Гришкой. Тоже мне певица нашлась! Не знаю как она пела в хоре, но с Гришкой спелись сильно. Не верил, дурак, людям, думал сплетни. Аль нет, гляжу идут голубки обнявшись и прямо в Гришке в дом. Один день там любезничают, второй, а на третий день я не выдержал смотреть на их поцелуи. Как только Валька ушла домой, я тут же на её месте появился перед Гришкой, Он вначале как-будто испугался, а потом, подлец, рассмеялся, и начал надо мной издеваться, мол и импотент я, и хозяин никакой, и семью не могу прокормить, и жену на курорт повезти.

- А мы вот с Валюхой купили билеты в Турцию и через три дня улетаем туда, Я выиграл в лотерею немалую сумму, добавлю ещё свои сбережения, и на дней двадцать нам хватит отдохнуть, как культурным людям, - расхвастался, гад такой.

- После этих слов я подбежал к нему и ударил по плечу. Начали драться, Вы же знаете какой Гришка сильный. Он выбросил меня, как котёнка, за дверь. После такого позора в меня словно Бес вселился. Я не знал, что мне делать и не могу объяснить почему побежал во двор к Игнату Ивановичу. Попытался перелезть через забор, а он завалился. Я и пошёл в сарай чтобы взять что-то, чтобы обороняться от Гришкиных ударов. В сарае сразу же увидел этот проклятый топор. И собака почему-то на меня не залаял. Вышел бы Игнат Иванович, и Гришка бы жив остался. Когда снова забежал в дом, то Гришка даже удивиться не успел, я его ударил тупым концом топора по голове. А потом помыл топорище газированной водой, которая стояла на столе, вытер его носовым платком и бросил под стол. Что убил человека, сразу не осознал. Спасибо Ангелу, что повёл меня не домой, а к реке, иначе бы и Вальку убил. Долго мыл руки и лицо речной водой. Мне казалось, что я весь в крови, хотя ни капли её на мне не было.

- Вовка, ты же старого человека под статью подвёл. Почему не признался в убийстве?

- Испугался я очень. Сразу не сказал, а потом послушал разговоры о том, что никто не верит в виновность Игната Ивановича и понадеялся, что его отпустят, а об убийце забудут. А тут вдруг слух пошёл по селу, что внучка Игната Ивановича нашла улику, указывающую на преступника. Вот я и снова совершил глупость — полез в их дом, чтобы с глазу на глаз поговорить с ней и забрать эту улику. Обманули. Валька, туды её корень, обманывала меня и эти туда же. Никому верить нельзя. Правду говорят, что надо ходить спиной вперёд, тогда всё будешь видеть, слышать, знать.

Но видеть и знать об односельчанах Вовке ещё 12 лет не придётся.

Дедушка мой, спасибо врачам, подлечился, вышел из больницы бодренький и переиначив пословицу сказал, что «нет добра без худа». - Не случись со мной такая неожиданная оказия сам вряд ли бы я пошёл лечиться, а так словно в санатории побывал, да и ты по этой причине приехала на весь свой отпуск ко мне.

- А теперь, внученька и рассуждай, худо со мной приключилось или радость, - спросил у меня дедушка и поцеловал в щеку, как в детстве...

Вот так жизнь, всего за каких-то две недели, внесла коррективы в судьбы нескольких человек. А началось всё из обычной ссоры из-за яблони, угроз, которые вызвали недоверие в добросердечность Игната Ивановича, а Вовка помог полиции посадить в кутузку дедушку, чьим топором он убил Гришку. Круг печальных событий замкнулся.
С нами осталась радость - дедуля дома, и мы со Славкой наконец-то объяснились в своих чувствах друг к другу. Жизнь продолжается...


Фото из Интернета