Осипов о спасении вне Церкви

Андрей Браев-Разневский Абр
» жмите сюда, если нет "прокрутки" в этом окне

Профессор теологии
Алексей Ильич Осипов



о «спасении вне Православия»
[спасении вне церкви]

«Христос - Спаситель всех человеков»
(1 Тим. 4,10)

Святой Исаак Сирин с полной уверенностью писал:

«Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многоо;бразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, сделает так, что тленное это облечётся в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо праведного [справедливого и соответствующего] воздаяния воздаёт Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали» [Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. Сл. 90, с. 615. М. 1858].

Эти слова Преподобного из его знаменитых «Слов подвижнических», которые никогда и никем из святых Отцов Православной Церкви, в том числе и Русской, не были подвергнуты какому-либо сомнению или критике, конечно, поражают. Ещё бы: не праведник, а грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Более того, Христос падшего во ад восставит в славе, вместо праведного воздаяния … облекает их в совершенную славу нетления. Всеобщее воскресение, убеждён св. Исаак, упраздняет геенну: где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников, – восклицает он?

Святому Исааку Сирину, конечно же, повезло, что он живёт не в наше время. Крепко бы ему сегодня досталось вместе со святыми Иустином Мучеником, Григорием Нисским, Афанасием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Амфилохием Иконийском, Епифанием Кипрским, Иоанном Дамаскиным, Максимом Исповедником, авторами многих стихир Октоиха и Миней и ещё многим за их убеждение о возможности спасения грешников и нехристиан – из еретиков бы им не выбраться.

Вопрос о спасении неправославных, иноверных, неверующих очень животрепещущий – он беспокоит множество людей, верующих и неверующих. Суть его проста:

— Что же? Спасаются одни православные, а из православных - только праведные, то есть капля в море человечества? А все прочие пойдут в муку вечную? Неужели Бог не знал, когда давал жизнь этим людям, что они изберут на земле зло и пойдут на вечные мучения? А вы говорите, что Он любовь. Какая же это любовь - хуже не придумаешь!

Послушаешь такие упрёки – и больно становится за то, что мы сами своей недогово;ренностью или, ещё хуже, формальным подходом к столь «больному» вопросу даём основание для подобных мыслей и выводов, отвращая тем самым людей от Христа.

Но как же, действительно, можно ответить на этот смущающий многих вопрос? Святые Отцы отвечают на него по-разному. Одни прямо утверждают, что спасение возможно только для членов Православной Церкви. Другие настаивают, что Христос – Спаситель всех человеков. Какой же ответ верен?

Православие говорит, что спасение стало возможным благодаря только Жертве Христовой! Оно указывает прав(ильн)ый путь жизни [заповеди и законы духовной жизни], точно обозначает цель его [обо;жение человека во Христе], даёт уникальные средства помощи [таинства]. Прочие мировоззрения, религии предлагают свои пути, средства и цели, которые не только во многом отличаются от православных, но часто и полностью дезориентируют человека.

Однако ошибочность той или иной религии ещё не означает неминуемую гибель всех её членов. Жертва Христова принесена за весь мир. Господь сказал:

«И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12; 32).

Апостол Иоанн Богослов пишет:

«Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2).

Поэтому конечная участь любого человека сокрыта от земного взора. Как верно говорит русская пословица, «чужая душа – потёмки», она всегда остаётся для нас тайной.

Посмотрите, как гневно осудил Господь многих правовернейших (= православнейших), по человеческим меркам, законников, богословов, архиереев, священников, видевших себя лучшими других людей, гордившихся своей праведностью, своей православностью, презиравших т.н. грешников. И, напротив, принял, оправдал и ввёл в райские обители откровенных грешников, осознавших свою греховность и принёсших искреннее покаяние.

Первым в рай вошёл явный злодей, разбойник, в несчастной вечной участи которого никто не сомневался - и вошёл потому, что уже на кресте, в последние минуты своей жизни осознал до глубины души всю мерзость своих деяний и покаялся! И если бы об этом не сообщил евангелист Лука, то разве пришла бы кому в голову мысль, что этот бандит спасётся?

Православная вера решительно исключает как равнодушие к истине, так и осуждение людей других убеждений. Как безумно пересекать бушующий океан на доске или вплавь, так же опасно, не ища истины, безрассудно убеждать себя в равнозначности всех религий. Только истина - надёжный корабль спасения. Но её обрете;ние невозможно без труда исканий и подвига нравственной жизни. Поэтому тех, кто по неизвестным нам причинам имеет другие убеждения, «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). А оказавшись на корабле, не гордитесь этой милостью Бога и не осуждайте других, а жалейте их от всей души, предоставляя любви Божьей и помня слова Апостола: «Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 13). Мы не знаем, кто прежде спасётся. Только Церковь соборным разумом может сказать о том, кто погиб, а кто свят.

Вне Церкви нет спасения. Но что значит вне Церкви? Можно ли безусловно отождествлять канонические, то есть видимые, границы Церкви с Церковью-Телом Христовым? Какая, например, Церковь, Русская или Константинопольская, оставалась спасительной, когда с 23 февраля по 16 мая 1996 года между ними было прекращено евхаристическое общение [из-за юрисдикционной проблемы в Эстонии]? Ведь, Церковь без Евхаристии – не Церковь. Но Евхаристия одна, и прекращение евхаристического общения означало отрицание её у другой стороны. И, следовательно, все совершающие её там и все причащающиеся были вне Церкви и вне спасения в этот период? Канонически – да. Но так ли по существу? И таких случаев в истории христианства было немало. Всё, оказывается, не так просто, как может показаться на первый взгляд.

А каким путём и кто входит в Церковь? Только принявшие священнодействие Крещения в Православной Церкви? Как тогда оказались в ней ветхозаветные праведники и многие мученики за Христа, не имевшие возможности принять ни Крещения, ни Причащения? Эти факты заставляют совсем по иному смотреть на природу и границы Церкви.

Когда святые Отцы говорят, что спасение возможно только в лоне Православной Церкви, этим самым они не утверждают, что вхождение в неё возможно только через принятие таинства Крещения в земной жизни, и что все прочие - то есть подавляющее большинство человечества — погибнут. Сейчас на земном шаре свыше 6 миллиардов человек, православных же около 250 миллионов [а сколько из них действительных, а не номинальных лишь членов?], все прочие люди - или неправославные, или нехристиане. Можно ли утверждать, что все эти некрещёные в Православии миллиарды людей: настоящие, бывшие и последующие погибнут? Можно ли считать, что Господь дал жизнь всем неправославным для бесконечных мучений?

Невозможно в связи с этим не привести замечательные по силе любви и мысли слова святого Исаака Сирина:

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там –такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой … клевещет на Него» [Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, §2].

«Не для того милосердный Владыка сотво­рил разумные существа, чтобы безжалостно подверг­нуть их нескончаемой скорби — тех, о ком Он знал прежде их создания во что они превратятся после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил» [Св. Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. М.: 1998. Беседа 39, § 6].

А вот что пишут по этому вопросу другие святые Отцы.

Святитель Ириней Лионский:

«Христос пришёл не ради тех только, которые уверовали в Него, но для всех вообще людей, которые ... желали видеть Христа и слышать Его голос. Поэтому всех таковых Он во втором пришествии Своём прежде воздвигнет ... воскресит и поставит в Своё Царство» [Свт. Ириней Лионский. Творения. Кн.4. СПб.: 1900, с.381].

«Мы научены, – пишет святой Иустин Философ и Мученик, – что Христос есть перворождённый Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, Которому причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие» [Св. Иустин Философ. Соч. Апология 1, § 46. М. 1892 (переизд. 1995)].

В другом месте он говорит:

«Поскольку те, которые делали всеобщее, естественное и вечное добро, приятны Богу, то и они, подобно прежде их жившим праведникам Ною, Еноху, Иакову и другим, во время воскресения спасутся через Христа нашего вместе с теми, которые этого Христа признали Сыном Божьим» [Св. Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, § 45].

А как оценить в свете этого вопроса библейскую историю о послании Богом пророка Ионы в языческую Ниневию с проповедью покаяния (Иона 1, 2)?

«И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Иона 3, 5). И Бог принял покаяние язычников: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 11).

Кто же крестил ниневийских язычников, насколько православной была их вера? Но Бог принял их покаяние и помиловал не просто же на миг земной жизни, но, без сомнения, и в вечности.

Святитель Григорий Богослов говорит:

«Как многие из нас бывают не от нас, потому что жизнь делает их чуждыми общему телу; так многие из не принадлежавших к нам бывают наши, поскольку добрыми нравами предваряют веру, и обладая самою вещью, не имеют только имени» христианина [Свт. Григорий Богослов. Твор. Т.1. Сл.18. СПб.1912. С. 264].

О том же писал и преп. Иоанн Дамаскин:

«Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского – немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остаётся только справедливым Судьёй, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки – что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божьему спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержно и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. Их-то Управитель и Владыка всех привлёк, уловил божественными сетями и убедил их уверовать в Него, воссияв им божественными лучами и показав им свет истинный» [Преп. Иоанн Дамаскин. О скончавшихся в вере (PG 95, 257 AC). Цит. по: игумен Иларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб., 2001. С. 325].

Преп. Нектарий Оптинский считал даже, что

«простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, — спасётся. Но тот, кто, зная о христианстве, идёт индусским путём, — нет» [Цит. по: Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди (мои духовные встречи). М., 1997, с. 147].

Один из известных русских подвижников-исповедников 20-го века святитель Афанасий (Сахаров + 1962) писал:

«Для меня дороже всего православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадёжно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление» [Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова). М. 2001. С.272].

Что означают слова апостола Петра:

«Бог нелицеприятен, но боящийся Его и поступающий по правде Его приятен Ему» (Деян. 10; 34-35),

или апостола Павла, что Христос

«Спаситель всех человеков, а наипаче [особенно, тем более] верных» (1 Тим. 4,10)?

Или:

«слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, иудею, потом и эллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 9-16).

Нет сомнения, что у обоих апостолов речь идёт о спасении не только христиан, но и всех людей, делающих доброе во всяком народе. Ибо нет лицеприятия у Бога.

Принципиальный ответ на вопрос о том, кто спасётся, даёт Сам Господь Иисус Христос:

«Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» (Мф. 12,31-32).

Святые Отцы однозначно понимают эти слова. Например, свт. Иоанн Златоуст:

«Грех против Духа Св. преимущественно непростителен. Почему же? … Слова Христа имеют такое значение: пусть вы соблазняетесь Мною по плоти, в которую Я облёкся; но можете ли вы сказать и о Духе, что Его не знаем?... Потому-то хула ваша и будет непростительна, и здесь и там понесёте за неё наказание…, что Дух Святой вам известен, а вы не стыдитесь отвергать очевидную истину» [Свт. Иоанн Златоуст. Твор. Т. 7. СПб. 1911. С. 440-441].

В другом месте он подчёркивает:

«противящиеся истине сами подтверждают учение истины тем, что делают и говорят каждый день» [Свт. Иоанн Златоуст. Твор. Т. 9. СПб.1903. С. 509].

Свт. Феофан:

«В этом состоит хула на Духа Святого ... когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать» [Свт. Феофан (Говоров). Толкование первых восьми глав послания св. ап. Павла к Римлянам. М. 1890. С. 86].

Пророк Исаия говорит:

«Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5, 20).

То есть хула на Духа Святого - это гордость, ожесточение и сознательная борьба против истины, правды, совести. Вообще святые Отцы говорят:

«Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного» [Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл. 2, с. 12. М. 1858].

Действительно, пока состояние гордыни господствует в человеке, он не способен к покаянию, следовательно, и к спасению. Все прочие грехи, даже отвержение Христа [«слово на Сына Человеческого»], если они совершаются по неведению, по человеческой слабости, по причине ложного воспитания и образования и проч., но не сопряжены с сознательным противлением правде и истине - простятся, поскольку ещё остаётся возможность покаяния, духовного изменения, исправления.

Одним словом, в этих словах Христовых заключена та мысль, что для всех, в том числе и для не принявших в земной жизни таинства Крещения, но не похуливших Духа Святого сохраняется возможность спасения, т. е. возможность стать членами Тела Христова – Церкви. Эта возможность обусловлена тем, что дар благодати таинства сообщает Господь, а не священнослужитель, совершающий лишь священнодействие таинства. Господь же сообщает этот дар достойным - «нищим духом» (Мф. 5,3). Так, Он даровал благодать Крещения благоразумному разбойнику, ветхозаветным праведникам и многим другим.


Статья о спасении вне православия:



http://proza.ru/2020/07/29/1247