О социальных гарантиях в Германии

Аникеев Александр Борисович
     Каждому добросовестному и трудоспособному нуждающемуся гражданину Германии по закону, после обучения и трудоустройства независимо от профессии, но при хорошей квалификации и профессионализме в труде на рабочем месте в экономике страны, при его справедливом и честном нормировании по трудоёмкости, сложности или опасности труда для жизни, гарантируется необходимая норма не только суммы денег на оплату самых необходимых средств существования, но и предоставляется определённые нормы жилья от общей массы имеющегося в стране. Не имеющие крыши над головой бродяги – «Obdachlose» - появляются исключительно по собственной инициативе, а значит это их проблемы. Это люди склонные к бродяжничеству и не желающие принимать участие в общественно необходимом труде общества, чтобы иметь необходимое для своей социально благополучной жизни.  Такие бывают в любой стране мира и в СССР таких наказывали за тунеядство, но никаких социально-бытовых гарантий, как в Германии, в СССР не только никогда не было, но и никогда не предлагалось внедрять в социальную экономику. А было что-то типа лотереи, когда кому-то везло, кому-то нет. Хотя для власть имущих определённые социальные гарантии были всегда...

     Конечно, деньги получателям социальных пособий: «Alg II» и «Grundsicherung im Alter» выплачиваются, как известно, но в виде твердо установленных сумм унифицированных для всей страны, а снимаемое ими жильё оплачивается социальными службами по фактической стоимости.

     Это не означает, что живущие на пособие граждане могут вселиться в любую, пришедшуюся им по вкусу квартиру – плата за проживание не должна превышать определенного, допустимого по социальным нормам уровня. Государство не считает возможным финансировать находящемуся на иждивении общества вынужденному безработному или пенсионеру квартиру дороже той, что может позволить себе немецкий налогоплательщик с низким доходом. А потому, снимая жильё, получатель помощи должен ориентироваться на относительно недорогие квартиры, доступные по цене малообеспеченным слоям населения.

     В зависимости от численности живущей на пособие семьи устанавливается предельно допустимая площадь занимаемой квартиры. Требования в этой части, общие по всей Германии, хорошо известны: до 45 кв.м. на одиночку и еще по 15 кв.м на каждого последующего члена семьи. На семью в целом, даже если она состоит из одного человека, допускается еще 5 – 7 кв.м. А вот арендная плата за пользование жильем и оплата коммунальных услуг устанавливаются, в отличие от норм площади, в разных городах индивидуально.

     Нормируются они в евро на кв. метр площади. Поэтому, перемножив площадь квартиры на максимально допустимую в данном городе цену кв. метра, что может узнать у курирующего его социального работника, можно рассчитать предельные значения обеих составных частей квартплаты, а сложив их, – определить общую стоимость квартиры, принимаемую к оплате местными «ARGE» и «Sozialamt». Отдельно от арендной платы и коммунальных услуг службы нормируют, также в евро за кв.м., затраты на отопление.

     Итак:
     Арендная плата – «Grundmiete».

     Определяется «Grundmiete» качеством жилья и уровнем цен на местном жилищном рынке. Наиболее высока плата в крупных метрополиях (Мюнхен, Франкфурт), а также в некоторых небольших городках – местах поселения немецкой аристократии (Карлсфельд, Бад Хомбург, Розенгартен и др.) – разброс цен при этом может достигать 50 %.

     Предельная стоимость «социального» кв. метра законом не нормируется, а устанавливается для «ARGE» и «Sozialamt» городскими администрациями. В качестве исходной базы власти используют обычно региональный прейскурант цен на квартиры, так называемый, «rtlicher Mietspiegel», в котором представлена стоимость всех видов сдаваемого на местном рынке жилья. Рассчитанные на основе «Mietspiegel», социально приемлемые арендные платы колеблются сегодня в различных городах Германии от 4,0 до 6,2 евро за кв. метр.

     Особую группу дешёвого, но достаточно благоустроенного жилья образуют муниципальные квартиры, построенные с использованием кредитов земельных или местных бюджетов и специально предназначенные для малообеспеченной части населения. На период выплаты кредита (до 25 лет) цены на них, хотя и зависят от качества жилья, но условиям рынка не подчиняются, а определяются только текущими затратами на содержание дома и выплатами процентов по кредитам. «Grundmiete» в таких квартирах в среднем на 15-20 % ниже, чем в построенных без бюджетных ассигнований того же качества. Право на проживание в этих, так называемых социальных квартирах имеет каждый получатель «Alg II» или «Grundsicherung im Alter».

     Коммунальные услуги – «Nebenkosten» или «Betriebskosten».

     В многоквартирных домах, где в основном живёт трудящееся население, «Nebenkosten» представляют собой оплату целого спектра услуг, наиболее дорогостоящими из которых являются: водоснабжение и канализация, вывоз мусора и поддержание порядка в подъездах и во дворе дома. Рассчитывается стоимость коммунальных услуг раз в год, при этом выплачиваемая съемщиком в течение года сумма сравнивается с реальными затратами и назначается либо доплата, либо возврат переплаченных денег.

     В последние годы коммунальные услуги постоянно дорожают, однако экономить на них в многоквартирных домах оказалось трудно из-за неизбежной обезлички при проведении расчетов. Дело в том, что практически все затраты в таких домах распределяются формально, по занимаемой площади и не учитывают реальной доли в расходах каждой проживающей в доме семьи. Сейчас повсеместно устанавливаются индивидуальные счетчики воды, что делает возможным персональный учет такой наиболее затратной статьи, как водоснабжение и канализация. Средняя по Германии норма потребления воды составляет примерно 4 куб. м. в месяц на человека, и социальные службы рекомендуют придерживаться этой нормы.

     В целом размер «Nebenkosten» определяется ценами, устанавливаемыми местными поставщиками электроэнергии и воды. Сюда входит также стоимость услуг городских коммунальных служб. «Nebenkosten» может доходить в многоквартирных домах до 2,0 евро за кв.м. По имеющимся на сегодня данным, «ARGE» и «Sozialamt» оплачивают получателям пособий «Nebenkosten» в размере до 1,4 – 1,6 евро за кв.м.

     Затраты тепла на приготовление пищи при использовании газовой плиты – «Kochgaskosten» обычно не превышают 6-7 % от общего расхода тепла и поэтому либо распределяются поровну между всеми проживающими в доме, либо вообще исключаются из расчета.

     Энергия на бытовые нужды.

     Затраты энергии на освещение квартиры, питание бытовых электроприборов, подогрев воды для бытовых нужд, приготовление пищи должны оплачиваться из ежемесячных сумм пособий. При наличии электрических водогреек и электроплит получатель пособия автоматически оплачивает все энергозатраты, поскольку счет за электроэнергию поступает непосредственно к нему. При централизованной подаче горячей воды, нагреве ее в газовых колонках, а также при приготовлении пищи на газовой плите положение меняется – в этом случае уже социальные ведомства вынуждены вычитать определенную, соответствующую этим затратам, сумму из месячной суммы пособия своего клиента.

     Для расчета этой суммы применяются различные методики. В ряде земель, например, принимается, что стоимость энергии на подогрев воды составляет 18 % от стоимости всего поданного в квартиру тепла. В других местах ее определяют либо как долю от всей месячной суммы помощи (3,75 %), либо - от ее части, предназначенной для покрытия расходов на энергию в домашнем хозяйстве (30 %). Стоимость газа при использовании газовой плиты обычно оценивается в 10 % от стоимости всего тепла, хотя при широко используемом в настоящее время подогреве пищи в микроволновых печах и частом питании вне дома значение это явно завышено.

     Если жилье стало дороже нормы.

     Слишком дорогой для получателей пособий квартира может стать по разным причинам: владелец дома повысил «Grundmiete» после капремонта, выросли «Nebenkosten», сократилась проживающая в квартире семья. Согласно закону, социальные ведомства должны полностью оплачивать жилье до тех пор, пока его наниматель «не в состоянии путем смены квартиры, подсдачи в наем ее части или каким-либо другим образом снизить стоимость проживания». Обычно предоставляется срок до 6-ти месяцев, далее возможна оплата только нормы (§22 Abs.1 SGB II; §29 Abs.1 SGB XII; BVerwGE 115, 256).

     Если речь идет об инвалидах, пожилых, больных людях, уже достаточно долгое время проживших и привыкших к данному району, связанных с местными лечебными учреждениями, социальное ведомство может признать переезд для них непосильным и продолжать оплачивать квартиру далее в полном объеме.

     Заслуживающим внимания обстоятельством может быть также психологически трудная для детей смена школы при переезде. Любые жизненные ситуации, возникающие в каждом конкретном случае, могут быть использованы для обоснования перед социальным ведомством невозможности смены жилья и необходимости его дальнейшей полной оплаты.

     Что касается возможности сохранения квартиры путем снижения ее стоимости, то этот вариант сводится на практике к экономии на «Nebenkosten» и «Heizkosten», поскольку на «Grundmiete» съемщик повлиять практически не может. Если в многоквартирном доме установлены индивидуальные счетчики воды, то бывает достаточно последить за ее расходом (к примеру, не открывать кран и идти разговаривать по телефону), и месячная квартплата может быть снижена до 10–15 евро. Бывает, что жильцы относительно небольшого дома договариваются о самоуборке лестниц и площадок – это дает экономию до 20 евро. Также не менее эффективно вышеупомянутое сокращение затрат на вывоз бытовых отходов за счет тщательной их сортировки и устранения „подбросов“ мусора из других домов (такое в Германии, оказывается, тоже бывает, и мусорные контейнеры часто закрывают на замки). Это может дать еще до 15 евро экономии.

     «Heizkosten» могут быть снижены, если постоянно контролировать включение батарей, отключать (или прикрывать) их при уходе из дома или на ночь, а также применять рекомендуемые циклы проветривания. Если же расходы на отопление велики из-за того, что квартира „холодная“ (по немецкому жилищному законодательству в любое время года внутри помещения должна обеспечиваться температура не ниже 18°С), нужно требовать от сдатчика либо утеплить ее, либо снизить квартплату.

     И последнее. Из текста закона следует, что плата за проживание может быть снижена также за счет подсдачи части квартиры. Обычно компании – владельцы многоквартирных домов, не препятствуют этому. Можно продумать при необходимости и этот путь, выбрав приемлемую форму реализации.

     Автор М. Миронов, Дортмунд, Германия.


     Зарабатывать много в Германии не запрещается.

     Запрещено лишать людей заслуженных трудом и закреплённых законом норм необходимых каждому средств для жизни!

     Если гражданина Германии после обучения приняли на работу и он добросовестно выполняет свои обязанности на рабочем месте в экономике страны, то будьте любезны создать ему необходимые социально-бытовые условия не ниже норм для достойной человека жизни!

     Вот тогда это и будет социальное или социалистическое государство!

     В Германии это гарантируется на государственном уровне и нарушающих закон строго НАКАЖУТ!

     А понаехавшие в Германию зарабатывать деньги, пусть их и зарабатывают и живут на них как могут, а производимое ими и оказываемые услуги в основном должны принадлежать гражданам Германии, это производится на их земле, значит им в основном и должны принадлежать их гарантированные нормы! А на рынке пусть будет только то, что производится сверх необходимых норм для социального благополучия добросовестных граждан страны. А кто приехал и им разрешили работать, то пусть работают и заслуживают своим трудом гражданство Германии, если для народа своей родины уже всё необходимое для счастья сделали...

     Жаль, что большинство граждан России в своей стране пока против таких законов, чтобы с правом на труд у граждан было гарантированное право на достойные человека нормы социально-бытовых условий жизни по количеству и квалификации труда от общей массы производимых в обществе средств для жизни, как завещал народам Земли великий Маркс, если они не стремятся объединяться в партию с такой программой для борьбы за социальное развитие народа своей страны...

     Или кто-то сможет назвать социально развитую страну, где у власти нет правящей партии с социально прогрессивной программой развития избранной большинством дееспособного населения?


     PS. Сегодня в некоторых социально развитых странах по электронной карте определённые категории граждан, учащиеся, студенты и пенсионеры имеют право на получение основных продуктов или для питания в столовых как один из механизмов поддержки здоровья населения, а в США подобная система действует уже более 40 лет.

     Согласно разных статистических данных, в России на сегодняшний день от 20 до 22 миллионов человек находятся за чертой бедности. В 2014 году Минпромторг РФ впервые предложил создать в стране карточную систему дополнительного питания для малоимущего населения, в полном объеме ее планировалось ввести в 2019 году. Но в конце 2018-ого стало известно, что программу заморозили и денег на нее в бюджете не предусмотрено, так что в ближайшие годы ничего подобного в России вводиться не будет...

      По теме -

      http://proza.ru/2012/04/06/1216