(После двухлетнего перерыва продолжаю публиковать частями свою книгу-"рецензию"
<<2008-2009: ГОД ДОСУГА,ПОТРАЧЕННЫЙ НА “НЕТЛЕНКУ” П. К. ЛУЧИНСКОГО “Молдова и молдаване”>>. В ней я не просто рецензирую книгу второго президента Р.Молдова,а сопровождаю критику его взглядов своими пространными комментариями, в которых излагаю свои воззрения по той или иной проблеме, которую рассматривает Пётр Кирилович.
Весь сыр-бор сегодняшней, как и последующих частей разгорелся вот из-за этой фразы ПК из его книги:<<Если в 1812 году меньшим злом в выборе между Турцией и Россией для Молдовы была Россия (! – Э.В.), то в 1918 г. стала Румыний. (? – Э.В.). Сбитая с толку и никем не поддержанная Бессарабия металась, подобно зайцу между двумя фарами, а, выбрав Румынию, СПАСЛАСЬ ОТ ГОЛОДА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДИКТАТУРЫ>>
Вот мне и приходится предметно и долго объяснять ПК, что он просто клевещет на СССР: <<Вот в такого исторического фантазёра – затейника, постыдно повторяющего клеветнические зады пещерного антисоветизма, превратился бывший Секретарь по идеологии ЦК КПМ, бывший Первый секретарь ЦК КПМ, бывший Секретарь ЦК КПСС".
11.3.КАКИМ ВСЁ ЖЕ БЫЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СССР?(ПРОДОЛЖЕНИЕ).
Начало здесь - http://proza.ru/2020/08/15/1440
Б.ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СССР
Повторю концовку предыдущей части:<<Однако характер политического режима, это только один срез, хотя и очень важный, характеристики любого общества, включая и советского общества 20-30 годов.
Для конкретно-исторической характеристики советского общества отмеченного периода необходимо исследовать и другие срезы – экономический, социальный, культурный, другие сферы общества. И здесь мы обнаруживаем большие достижения советско-коммунистической власти сравнительно с дореволюционным состоянием соответствующих срезов, областей российского общества. Пётр Кириллович, напоминаю Вам некоторые из них. И не верю, что о них Вы запамятовали.>>.
И добавим, проведя сравнительный анализ дел в СССР в 20-30-х годов с тем,что происходило в Бессарабии "под румынами", что Восточной Молдове ЯВНО БЫЛО БЫ ЛУЧШЕ - ВОПРЕКИ ПОСТЫДНОМУ МНЕНИЮ ПЕТРА КИРИЛЛОВИЧА - В СОСТАВЕ СССР, ЧЕМ В РУМЫНИИ.
1)ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ В СССР И СОЗДАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Прежде всего, отметим, что сложившаяся в 70-80- гг. XIX в. система школьного образования в царской России, сохранилась почти без изменения до 1917 г. и носило классово-сословный характер. Управление народным образованием было рассредоточенным по многим организациям, главными среди которых были три: Министерство народного просвещения, Ведомство православного исповедания и Ведомство учреждений императрицы Марии. (См. детальнее: Народное образование//БСЭ. Третье издание. Т.24.Кн.II.СССР.- М.: Советская энциклопедия,1977.С.403-404).
По отношению к многочисленным народам нерусской национальности царизм проводил русификаторскую политику, тормозил развитие национальных культур: запрещалось преподавание в школах на родном языке учащихся, ограничивался приём детей нерусских национальностей в учебные заведения и т.д.
В результате антинародной политики самодержавия в России, по переписи 1897 г. грамотные в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28,4 % - очень низкой уровень для страны, вставшей на путь индустриального развития. В целом же только 21,1 % населения являлись грамотными, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. Особенно низкий уровень грамотности был среди киргизов(0,6%), туркмен(0,7%), узбеков(1,6%), казахов(2,0%).
Десятки народов не имели своей письменности. Около 4/5 детей и подростков не могли посещать начальную школу; среднее и тем более высшее образование было доступно почти исключительно имущим слоям населения.
Характеризуя состояние просвещения в России, В.И.Ленин в 1913 г. справедливо констатировал: ”Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России ”. (В.И.Ленин. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127).
Полагаю, в данном случае, вождь большевиков был недалёк от истины, есть принимать во внимание все народы царской России, а не только русских.
Оценки числа грамотного населения в целом по России на 1914—1917 гг. достаточно сильно разнятся. Большинство исследователей оценивают уровень грамотности на 1914 год в Российской империи в 30 % от всего населения. Ряд западных учёных оценивают грамотность населения России к 1915 году в 35-38 %(и даже 45 %,что, по нашему мнению, маловероятно).
Рассмотрим ситуацию с образованием в Бессарабии. Согласно переписи 1897 г. около 82% населения края были безграмотны. Из 208 тысяч детей школьного возраста в конце XIX века в школах обучалось лишь 41 тысяча человек. Безусловно, 20 % учащихся - цифра не радужная, но весьма существенная. Особенно, если учитывать тот факт, что многие современные молдавские историки рассматривает Бессарабию как колонию Российской империи. Отметим также, что к концу XIX века процент грамотных и неграмотных на берегах обоих берегов Прута был практически одинаковым. 78% населения Румынии и 82% в Бессарабии были неграмотны.
В 1906 году в Бессарабии функционировали уже 1007 начальных школ, в том числе 130 земских, 402 министерских, 33 общественных, 69 «инородческих», 370 церковноприходских и 3 прочих. В них насчитывается 74 тысячи учащихся. В 1914 году в Бессарабии было 1846 школ всех типов и обучается в них уже 115 тысяч детей.
В 1917 году в Бессарабии свыше 50 средних учебных заведений, в том числе 27 мужских и женских гимназий, 5 реальных училищ, 4 учительские семинарии (среди них Кишинёвский учительский институт) и 1-е коммерческое училище. Общее число воспитанников всех этих учебных заведений весьма внушительно - 11 тысяч человек. (Страна «неучей» vs страна «просвещения»
//https://www.liveinternet.ru/users/5016459/post237872543# ).
Если отвлечься от полуграмотных, то в 1897 г. доля грамотных составляла 15,6% всего населения Бессарабии (32,8% — в городах и 12,5% — в сельской местности). Существенной была разница между уровнем грамотности мужчин (22%) и женщин (8,83%) края. Распространение грамотности среди этнических сообществ Бессарабии характеризовалось крайней неравномерностью.
Наименее грамотным являлось молдавское население, среди мужчин этот показатель составил 10,5%, а среди женщин — 1,7%. Этот процент грамотности мужчин и женщин характеризовался соответственно у украинцев 15,3 и 3,1,%, болгар — 31,2 и 6,4%, гагаузов — 21,1 и 2,4%, русских — 39,9 и 21,5%, евреев — 49,6 и 24,1%, немцев — 63,4 и 62,9%.
Аналогичная картина наблюдалась и в Приднестровье. Если в общей численности жителей Тираспольского уезда грамотными были 26,5%, Балтского — 14,7 и Ольгопольского — 13,4%, то среди молдавского населения соответственно — 9,1%, 8,1% и 4,9%.
Следует отметить ещё одно обстоятельство. Особенностью политики царизма в области образования являлось предпочтение русского языка как языка обучения. Из общего числа грамотных молдаван лишь 3,9% обучались на родном языке. Этот показатель составлял у болгар — 0,7%, гагаузов — 1,0, армян — 12,9, поляков — 17,3, греков 29,3, евреев — 39,3 и немцев — 66,2%. Обучение на родном языке велось в основном в приходских школах неправославного вероисповедания.
С расширением сети средних учебных заведений и возрастанием тяги населения к высшему образованию, которое жители края получали главным образом в российских университетах и институтах, к концу века увеличился контингент лиц, имевших высшее профессиональное образование. В 1897 г. в Бессарабии насчитывалось 1255 человек с высшим образованием, 1476 со средним специальным и более 14,8 тыс. человек со средним образованием. Их доля в общем числе грамотных была незначительной. В целом по Бессарабии этот показатель составлял лишь 5,83%, в том числе у молдаван — 5,76, русских — 18,42, болгар — 5,87, украинцев — 2,7, евреев — 1,55, немцев — 0,93, гагаузов — 0,34% и т.д. Все это свидетельствует о неравномерном распространении высшего и среднего образования в среде этносов края. (См.: Развитие культуры в Бессарабии и Приднестровье в XIX в.// http://biofile.ru/his/32114.html )
Принципы образования, которыми руководствовались большевики, захватив власть, были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП : всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое.
С момента создания Советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.
Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года декларировала: В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. В октябре 1918 года было введено положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста
На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-1919 гг., организация народного образования была перестроена на новых, социалистических началах: все общеобразовательные школы стали общенародными; существование частных школ было запрещено; введены бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделилась от церкви, а церковь от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получали право обучения на родном языке; было положено начало созданию советской системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы, открывшие двери для рабочих и трудящихся крестьян.
Всероссийским органом по руководству и управлению народным образованием стал Наркомат просвещения, в ведение которого перешли учебные заведения всех ведомств.
В июне 1918 г. СНК РСФСР принял “Положение об организации дела народного образования в Российской республике”. Важнейшее значение имело “Положение о единой трудовой школе РСФСР” (опубликовано 16 октября 1918 г.), в соответствии с которым создавалась основанная на подлинно демократических принципах единая трудовая 9-летняя школа, состоящая из 2 ступеней, обязательная для детей и подростков в возрасте 8-17 лет с бесплатным и совместным обучением детей обоего пола на родном языке. Огромное значение для развития школы на родных языках имело создание в 20-30-х гг. письменности для десятков народов и народностей( киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на русскую графическую основу( узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.).
Коренным образом изменились содержание образования и воспитания, методы учебно-воспитательной работы, началась подготовка новых учебных планов, программ и учебников. Общеобразовательная школа сближалась с жизнью, обучение увязывалось с трудом и общественной работой учащихся.
В речи на III-м съезде РКСМ (октябрь 1920)В.И.Ленин в качестве главных задач выдвигал воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической морали, формирование у молодёжи материалистического мировоззрения, коммунистических взглядов и убеждений, вооружение её подлинно научными знаниями о природе и обществе, соединение образования с практикой социалистического строительства, с общественно полезным, производительным трудом. Призывая молодёжь учится, Ленин подчёркивал, что “коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которое выработало человечество”. (Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи// Ленин В.И. ПСС.Т.41.С.305).
Проведение в жизнь ленинских идей в области народного образования и культурного строительства неразрывно связано с деятельностью первых руководителей Наркомпроса РСФСР – А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, М.Н.Покровского. Создание советской школы проходило в трудных условиях Гражданской войны и военной интервенции, хозяйственной разрухи.
Первоочередной задачей стала ликвидация массовой неграмотности населения. В соответствии с Декретом от 26 декабря 1919 г. “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, положившим начало созданию государственной программы Советской России по ликвидации безграмотности, в 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, руководившая всей работой в этом направлении.
Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главного управления социального воспитания и политехнического образования детей Наркомпроса РСФСР.
Повсеместно стали открываться школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты); массовыми тиражами издавались на родных языках буквари, учебно-методическая литература. К этой работе привлекались учителя, работники культурно-просветительских учреждений и общественных организаций, командиры и политработники Красной Армии, коммунисты и комсомольцы. Активно работал руководимый Н.К.Крупской Главполитпросвет, основанный в 1920 г. при Наркомпросе. Декретом СНК в 1923 г. было создано общество “Долой неграмотность”.
Систематически проводились съезды и конференции по проблемам внешкольного образования взрослых. В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн., а число учащихся только в учтённых школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
Всего, за 1920-1940 гг. было обучено грамоте около 60 млн. чел. взрослого населения. В 1939 г. (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4 %.
Следует отметить, что стартовый уровень был достаточно низким, и это для завершающей стадии Гражданской войны было естественным. Так, по данным переписи 1 ноября 1920 года (Народное образование по основному обследованию 1920 г.), в школах учились всего около 7,3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причём школы в европейской части советской России посещали менее 59 % детей в возрасте 8—12 лет (старше 12 лет — ещё и много меньше).
В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая даже таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
Однако уже в 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн. неграмотных и около 20 млн малограмотных.
(См. детальнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ликбез ).
В 1930-х годах были изданы следующие постановления, касающиеся советской системы образования:
- 1930 год — постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» (введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение);
- 1931 год — постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе»;
- 1932 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»;
- 1933 год — постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы»;
- 1934 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (установлены три типа общеобразовательных школ: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы) и средняя (1-10 классы));
- 1935 год — постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе;
- 1936 год — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»;
- 1936 год — постановление СНК СССР «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (узаконены лекции, семинары и производственная практика);
- 1938 год — постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_СССР )
И эти нормативные документы успешно выполнялись.
Так, по указанию И. Сталина была предпринята глубокая перестройка всей системы гуманитарных наук.
В 1934 году было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе.
В 1930 году состоялся первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве. В 1932 году в СССР были введены единые десятилетние трудовые школы.
В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933—1937 гг.), в котором в частности была поставлена задача о всеобщем образовании в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача была в основном уже решена в ходе первой пятилетки.
В плане 2-й пятилетки были установлены следующие показатели: рост количества учащихся (в низших и средних школах, рабфаках, ФЗУ, техникумах, вузах и втузах) до 36 млн. против 24,2 млн. человек в 1932 году, или до 197 человек на тысячу человек населения против 147 человек, не считая дошкольного образования, охватывавшего уже в 1932 году 5,2 млн. человек; увеличение сети массовых библиотек до 25 тысяч против 15 тысяч в 1932 году.
Самое красноречивое свидетельство — это цифры, подтверждающие стремительное расширение образовательной и культурной среды на селе в сталинскую эпоху. К началу 1933 г. выходцы из крестьян составляли в высших учебных заведениях около 17%, в то время как в тогдашней Германии доля крестьян в вузах — 2,4% от общего числа обучавшихся. И масштабы строительства школ в сельской местности, и рост численности студентов — выходцев из крестьян свидетельствуют, что отношение к крестьянству как к классу со стороны Сталина было, по меньшей мере, ответственным.
В 1933-37 годах было осуществлено обязательное 7-летнее обучение в городах и рабочих посёлках. Уже в 1938/1939 учебном году в СССР 97,3 % детей, окончившие начальные классы, перешли учиться в среднюю школу.
Согласно плану третьей пятилетки планировалось также введение всеобщего среднего образования в сельской местности, однако оно не было осуществлено в связи с началом Великой Отечественной войны. И 7-летнее всеобщее обучение в СССР было осуществлено полностью только в 1950-56 годах.
(Образование в СССР//https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_СССР )
А теперь, Пётр Кириллович, посмотрим, какова была ситуация с образованием в Бессарабии после присоединение её к Румынии, какова была аналогичная ситуация в Левобережье – в МАССР и сравним ситуацию с образованием в целом по СССР, в МАССР и в Бессарабии.
БЕССАРАБИЯ В СОСТАВЕ РУМЫНИИ. После присоединения (по сути аннексия обманным путём, ибо Бессарабию лишили обещанную автономию в составе Румынии) к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы.
С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло почти на 40 % - с 1564 до 2188 (Если вспомнить, что в 1917 общее число школ было 2 тысячи, то рост минимальный), однако далеко не все эти школы были обеспечены помещениями: 40% сёл не имели школьных помещений.
Нехватка школ, их небольшие размеры и материальное положение крестьян во многом сказывались на охвате учебным процессом детей школьного возраста. По уровню охвата, посещаемости и успеваемости бессарабская школа находилась на последнем месте в системе народного образования Румынии.
Например, в 1931/32 учебном году в школьные списки было занесено (по отношению к общему числу детей школьного возраста) в Старом королевстве 78%, в Трансильвании – 80,5%, а в Бессарабии – лишь 59,9% детей.
Примерно такая же пропорция сохранилась и в 1935/36 учебном году. Посещаемость начальной школы, например, в 1926/27 учебном году была 63,4%, а в 1935/36 – 59,8%.
Непосещаемость в бессарабских школах была самой высокой в «Великой Румынии», и в 1931/32 учебном году равнялась 45,2%, в то время как в начальных школах Старого королевства – 26,5% и Трансильвании – 19,9%.Процент успеваемости в школах Бессарабии снижался из года в год. В 1920/21 учебном году процент второгодников составлял 33,1%, а в 1928/29 гг. – 51,2%.
Не в лучшем положении находилось в Румынии среднее образование: число средних школ сократилось почти вдвое — с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. Причём, в средних школах с 1922 по 1933 училось 31,8% детей горожан и только 5,2% детей из сельской местности. К тому же, обучение в средних учебных заведениях было платным: в государственных учреждениях оно составляло 2000 леев в год, а в частных - 6000 леев в год.
Наивысшая численность учащихся была в 1920/21 учебном году – 18408 школьников, а в 1939/40 она дошла до самого низкого уровня и составила 8957 человек.
Следует также отметить такой показательный момент: процент взрослых грамотных горожан со средним образованием в Бессарабии был выше, чем в среднем по королевской Румынии, но ниже чем в Банате и Трансильвании. Данный факт свидетельствует, что при царизме народное просвещение в Бессарабской губернии было поставлено лучше, чем в годы оккупации края королевской Румынией.
До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году.
В 1918 году власти королевской Румынии обещали депутатам Сфатул Цэрий открыть на территории края университет. Это обещание так и не было выполнено. Жители края, желавшие получить высшее образование, выезжали для этого за рубеж.
В 1921 году правительство Румынии направило ноту протеста правительству Чехословакии, в котором говорилось, что «Румынией приём бессарабской учащейся молодёжи в чехословацкие высшие учебные заведения рассматривается как действие, направленное против целей её внутренней политики».
Высшее образование в Бессарабии сосредоточилось в двух открытых в Кишинёве факультетах Ясского университета: теологическом(1926 г.) и агрономическом(1933 г.). В 1935 году правительство Румынии прибегло к ещё одной беспрецедентной мере. Родителям, чьи дети учились за рубежом, было запрещено посылать студентам деньги. Причём запрет касался исключительно студентов-бессарабцев.
В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %).
По данным министерства просвещения, в 1932 году из 3.115.248 детей школьного возраста в школу было записано 2.022.464. Из них посещал школу, и перешёл в следующий класс лишь один миллион. Значит, ещё 1,5 миллиона неграмотных прибавилось к уже существующим 4.402.918 неграмотных и полуграмотных, официально зарегистрированным в 1930 году.
Уровень грамотности в Бессарабии в 1918-1940 гг. был на уровне с народами самых отсталых стран Востока. Среди детей в возрасте от 7 до 16 лет, выросших в составе Румынии, уровень грамотности составлял 28-34%.
Среди городского населения детей и молодёжи Бессарабии от 7 до 19 лет, выросших в годы румынской оккупации, неграмотных было в два раза больше, чем среди их сверстников в городах королевской Румынии, в четыре раза больше, чем в Трансильвании и почти в пять раз больше, чем в Банате.
В Румынии доля неграмотных в стране в 1945 была равна 27% и лишь к началу 70-х годов прошлого столетия практически сведена к нулю.
(См.: История Республики Молдова с древнейших времён до наших дней. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ch.: Elan-Poligraf,2002.С.194-197; Страна “неучей” vs страна просвещения// в составе Румынии // https://ru.wikipedia.org/wiki/Бессарабия_в_составе_Румынии)
МОЛДАВСКАЯ АССР. В 1924 году была образована МАССР. На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы, где была образована Молдавская АССР, влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология.
Значительных успехов достигло народное образование. До революции процент неграмотного населения Левобережья Днестра равнялся 80%. Благодаря целенаправленной политике по ликвидации безграмотности в первой половине 20-х годов удалось значительно снизить этот показатель. По переписи 1926 года, число грамотных увеличилось до 36,9% (то есть неграмотность снизилась до 63,1%). В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Если в 1924/25 учебном году здесь имелось 300 школ, то в 1939/40 их было уже 496, в том числе 210 неполных средних и 65 средних. В них в 1925 и 1940 годах обучалось, соответственно, 33,7 тысяч и более 101 тысячи учащихся. В 1940 году насчитывалось 136 молдавских школ против 11 в 1925 году.
Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения. В 1930 году был открыт Тираспольский институт народного образования (позже педагогический), в 1932 году — Тираспольский плодоовощной институт (позже сельскохозяйственный) и в 1939 году — Балтский учительский институт. К началу 1940 года в Молдавской АССР оставалось только 7,3 тысячи неграмотных. Таким образом, абсолютное большинство жителей республики за короткий промежуток времени стали грамотными.
Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными. По моему мнению, репрессии в отношении определённой части интеллигенции как проводниками антисоветской идеологии были обоснованными и законными), закрытие церквей.
МОЛДАВСКАЯ ССР. Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.
В 1940—41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн., из которых 1,2 млн. — на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала. (Культура Молдовы // http://www.best-country.org/europe/moldavia/traditions)
Одновременно был запущен процесс полной ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Если бы не было оккупации 1918-1940 гг., то процесс ликвидации безграмотности завершился бы до начала Второй мировой. В реальности, полная ликвидация безграмотности в Молдавии совпадает по времени с ликвидаций безграмотности в Румынии. Таковы были последствия двадцатидвухлетнего пребывания Бессарабии в составе страны «просвещения».
ИТОГИ И ВЫВОДЫ.
Итак, за 200 лет Бессарабия, Молдавия прошли путь от практически тотальной безграмотности до фактически 100% грамотности населения.
Огромную и неоценимую роль в образовании и просвещении населения края сыграла Россия (страна «неучей», по определению публициста и румыноуниониста П.Богату) и, безусловно, большим тормозом в плане образования выступила Румыния (страна «просвещения», по тому же П.Богату).
На момент выхода МССР из состава СССР 99,8% населения были грамотными людьми. В МССР были Академия наук, вузы, средние школы, специальные школы, техникумы и так далее. Страна «неучей» опять на все 100% сформировала элиту для нового независимого государства.
С момента провозглашения независимости прошёл 30 год. Более 30 тысяч жителей Молдовы не умеют писать и читать(данные на 2017 г.). И это только начало. Статистика показывает, что у неграмотных родителей дети тоже неграмотные. В мировой рейтинг вузов не попал ни один университет из Республики Молдова. А тем временем Россия заняла первое место по числу людей с высшим образованием от 25 до 64 лет. В тоже время Румыния занимает первое место в Европе по уровню неграмотности, 6% населения не умеют писать и читать.
Таким образом, уважаемый Пётр Кириллович, для ликвидации безграмотности взрослого населения, для создания системы непрерывного образования Восточной Молдове (Бессарабии) было бы лучше в 1918 -1920 гг. вернуться в состав России (СССР) на правах автономии, чем быть присоединённой к Румынии.
(Продолжение здесь - http://proza.ru/2020/08/17/150).