Всю жизнь люблю смотреть фильмы на исторические темы, стараясь сравнивать увиденное на экране с когда-то прочитанным в книгах. За последние годы по интернету посмотрел их раза в 4 больше, чем за всю предыдущую жизнь. Кинотеатральное затишье как-то совсем оставило меня без интересных лент, которые стоило бы проверить на соответствие реальным событиям. Но недавно прочитал о том, что в интернете можно посмотреть фильм "Грейхаунд", военный триллер, опирающиеся на подлинную историю боевых конфликтов. Признаюсь, "Грейхаунд" смотрится солидно, но вот в чем беда - это хоть и историческая военная драма, но, к сожалению, в очень большой степени выдуманная. Я сделал попытку "расследовать" начинку картины в своей манере, но получилось не очень - фактологии в кадре подано очень мало. Так что не обессудьте, сегодня - вот так...
Как человек, который провел три года своей жизни в узком чреве дизель-электрической субмарины постройки первых послевоенных лет в качестве врача, мне всегда были интересны кинофильмы о флоте тех военных лет. Нужно сказать, я повидал я их немало. И про корабли, плавающие по поверхности, стреляющие по врагу из пушек, уклоняющиеся от бомб, падающих сверху. И про подводные лодки, которые скрывались в глубинах морей, и хотя были не видимы, но их слышали корабли, ведущие на них охоту, сбрасывающие глубинные бомбы и с борта корабля, и с бомбардировщика. Сюжеты некоторых фильмов были явно надуманные, съемки создавали впечатление, что события происходят на игрушечных кораблях. Но интересные и вполне достоверные фильмы встречались, поставленные добротно на солидном материале.
Не так давно я посмотрел фильм «Жестокое море», который рассказывает о буднях английского корабля, идущего через Атлантический океан в составе конвоя транспортов, охраняя их от подводных лодок немцев. Показан довольно долгий период и несколько походов сторожевого корабля, пока его в Средиземном море не потопила вражеская субмарина. Фильм, о котором я хочу рассказать, тоже об американском эсминце, командир которого идет первый раз в составе конвоя через Атлантику, но, тем не менее, является командиром всех судов охранения. Роль этого командира играет знаменитый американский актер Том Хэнкс. И играет очень убедительно.
Эсминец под названием "Килинг" (USS Keeling) с позывным "Грейхаунд" никогда не стоял на вооружении американских сил ВМФ. Съемки фильма проходили на борту эсминца "Кидд" (USS Kidd), корабля класса "Флетчер", названного в честь контр-адмирала Айзека Кидда, погибшего в Перл-Харборе в момент печально известного нападения японской авиации в 1941 году. Многие годы "Кидд" стоит на приколе в Батон-Руж, штат Луизиана, в качестве туристической достопримечательности и музея. Создатели "Грейхаунда" выбрали этот корабль по той простой причине, что иных эсминцев того времени, сохранивших свое изначальное состояние, в Америке просто не осталось.
Том Хэнкс сам написал сценарий к фильму, но это не должно вас удивлять - Хэнкс не впервые пишет сценарии к фильмам и сериалам, над которыми работает. Еще в 1996 году Том выступил сценаристом и режиссером фильма "То, что ты делаешь", а в 2011-м он написал и снял "Ларри Крауна". К "Грейхаунду" популярный актер подходил достаточно долго. Страсть Хэнкса к истории периода Второй мировой войны широко известна, он снялся у Спилберга в "Спасении рядового Райана", а затем спродюсировал мини-сериалы "Братья по оружию" и "Тихий океан. "Грейхаунд" выглядит логичным продолжением этого ряда.
Несмотря на то, что, в общем, картина опирается на события Второй мировой войны, в фильме не описываются какие-то реальные люди, военные операции или корабли. На самом деле перед нами экранизация (и при том довольно вольная) романа британского писателя Сесила Скотта Форестера "Добрый пастырь" (The Good Shepherd) - книга рассказывает о команде корабля "Килинг", который под командованием командира Краузе противостоит в Атлантическом океана подводным лодкам Третьего Рейха.
В фильме нам показывают довольно короткий эпизод эпического противостояния. Сюжет разворачивается в течение пяти дней февраля 1942 года, когда конвой из 37 кораблей, оказался в Атлантике без прикрытия в воздухе, но сражения в Атлантическом океане, разумеется, велись и раньше, и позже. Фактически, океан был полем боя на протяжении всей Второй мировой - с 3 сентября 1939 года по 8 мая 1945-го.
Войне в Атлантике у нас обычно не придают особого значения, однако, передвижение водных караванов по Атлантическому океану, по сути, стало важнейшим фактором в поддержании обороноспособности Британии, в доставке оружия и сопутствующих товаров в Советский Союз (то, что принято называть "ленд-лиз"). Наконец, без обеспечения безопасности на пространстве между США и Европой вряд ли состоялась высадка союзников в Нормандии, что, безусловно, отсрочило бы Победу.
Германия всячески старалась противостоять морским перевозкам союзников, используя свои подводные лодки. Понеся значительные потери, Британия и США перешли от одиночных переходов отдельных судов к формированию конвоев из больших групп транспортов (до 30-40 единиц), сопровождаемых кораблями охранения (эсминцами, позднее фрегатами, корветами и эскортными авианосцами). Такой караван, разумеется, представлял заметную и заманчивую цель не только для одиночной лодки, но и для их соединения (такие соединения были прозваны "волчьей стаей"). Но он мог неплохо постоять за себя.
Период с начала войны до середины 1942 года немецкие подводники назвали «жирными». Действительно, за каждый выход на патрулирование умелый командир немецкой субмарины топил сразу несколько транспортов и танкеров вначале Англии и её союзников, а с объявлением Германии войны США, и американцев. Есть несколько командиров немецких субмарин, потопивших больше 40 судов союзников, самый удачливый – 52 транспорта и танкера.
Придуманная немцами тактика «волчьих стай» приносила большой урожай. Развернутые на пути караванов между США и Британией в линию несколько немецких субмарин, выявив такой конвой, не атаковали сразу, а посылали в штаб на берегу координаты конвоя, курс и скорость движения. Штаб сообщал остальным лодкам эти данные, и большая часть «стаи» собиралась на пути конвоя, чтобы однажды ночью с разных сторон напасть на него. Такие атаки следовали неоднократно на протяжении нескольких ночей.
К середине 1942 года немецкие подводные лодки действительно стали представлять серьезную проблему для США и Южной Америки - субмарины подплывали достаточно близко к торговым путям и легко топили беззащитные суда. До того, как вдоль береговой линии американских континентов была введена система конвоирования, немцам удалось только у одной Северной Каролины потопить 86 кораблей, что унесло жизни 1100 моряков. С введением постоянного мониторинга подходов к портам потери уменьшились, но подлодки продолжали лютовать. Как верно замечено в трейлере к фильму "Грейхаунд": "Добраться до европейского фронта порой было сложнее и опаснее, чем выжить на нем".
Впрочем, уже к середине 1943-го ситуация в Атлантике кардинальным образом изменилась - гитлеровским войскам и флоту просто перестало хватать резервов, чтобы продолжать набеги с той же интенсивностью, что в начале войны. Подводных лодок стало не хватать, американцы научились с ними бороться - только в мае 43-го в Атлантике удалось потопить 41 немецкую субмарину. Рейх вынужден был отступить.
Действие картины разворачивается в особо опасном районе Северной Атлантики, который американские военные называли Срединно-Атлантическим разрывом или "Черной ямой". Эта акватория была вне радиуса действия авиации союзников, базирующейся на аэродромах США, Соединённого Королевства и Исландии, поэтому несколько дней караваны вынуждены были идти без воздушного сопровождения. Ситуация на этом участке изменилась лишь весной 1943 года, когда воздушные силы США развернули базу на острове Ньюфаундленд, а флот обзавелся эскортными авианосцами, что позволило "закрыть" "Черную яму" дополнительными патрулями.
В одной из схваток эсминца с немецкой субмариной последняя пошла на таран, когда получила повреждения от глубинных бомб, и вынуждена был всплыть. Разумеется, подобное сближение было крайней редкостью, но пару раз за время Второй мировой войны такие "дуэли" происходили. Создатели фильма взяли этот эпизод из книги, но Форестер при написании романа опирался на реальный случай, произошедший 1 ноября 1943 года. Американский эсминец "Бори" (USS Borie) в тот день сошелся с немецкой субмариной U-405 - судно пыталось протаранить лодку, но волной "Бори" развернуло, и два корабля оказались бок о бок друг с другом. Конструкция эсминца не позволяла открыть огонь по подлодке из орудий, поэтому матросы стали расстреливать противника из винтовок, автоматов и пулеметов. Безусловно, этого оказалось недостаточно, но бой на этом не закончился, и после ряда маневров американцам удалось-таки отправить U-405 на подводное кладбище.
Конечно, такие столкновения были исключением из правил, обычно противники атаковали друг друга на расстоянии с помощью торпед и глубинных бомб. Тоже самое произошло и в фильме. Отойдя на приличное расстояние, эсминец открыл по находящейся на поверхности подлодке огонь из всех пушек. Лодка также вела огонь из своего 88-мм орудия. Такие орудия были у немцев на танках «Тигр», которые с большого расстояния могли поражать наши Т-34. Так что снаряды немецкой субмарины тоже причинили вред кораблю, убив и ранив несколько матросов. Но удачное попадание снаряда с эсминца привело к взрыву подводной лодки противника.
Вообще американцы, которые поставили этот фильм, впервые показали на экране, как немецкие субмарины в ночное время, прорвав под водой строй кораблей охранения, всплывали в надводное положение в центре торговых судов и транспортов, и начинали их в упор топить торпедами. На экранах локаторов от обилия судов было невозможно определить, где чье судно. А множество винтов всех кораблей создавали полный хаос в наушниках гидроакустика, который тоже мало помогал в этой схватке. Взрывающиеся и тонущие в холодных водах Северной Атлантики торговые суда, причем в различных частях каравана (ведь немцы атаковали группой с разных направлений), требовали от командира кораблей охранения принятия срочного решения – какой корабль должен атаковать субмарины, какой спасать людей с тонущего судна. Сложная задача, особенно если еще это происходит в разных концах растянувшегося на несколько миль каравана судов. Но в кино командор, которого играет Том Хэнкс, успешно с этим справляется.
В фильме показано, что конвой потерял 5 транспортов, из воды было поднято около 30 матросов, а более 200 погибло вместе с утонувшими судами. Но и немцы понесли серьезные потери. От глубинных бомб, артиллерии кораблей охранения и бомб прилетевшего на помощь гидросамолета было потоплено четыре немецких подводных лодки.
Не знаю, было ли такое в реале, но в фильме показано, как командир немецкой «волчьей стаи», находясь в надводном положении, подстраивался на волну радиостанции, на которой велись переговоры между кораблями охранения, и угрожал американцам, что «серый волк все равно полакомиться овечками».
Несколько раз показано, как эсминец, которым умело управлял командир Краузе (Хэнкс), уклонялся от торпед, выпущенных по нему немецкой субмариной. Торпеды проходили буквально в метрах от корпуса корабля американцев. Учитывая, что события происходили в начале 1942 года, когда у немецких подводников были не очень совершенные торпеды, такое возможно, но во второй половине войны - нет. Акустические или магнитные взрыватели торпед обязательно бы в таком случае срабатывали. Немцы вообще старались устанавливать ход торпеды на глубину больше осадки судна, по которому выпускалась торпеда, и взрыв под судном подбрасывал его вверх, и оно разламывалось напополам.
Фильм заканчивается сценой, когда навстречу конвою, тем судам охранения, которые сбросили почти все свои глубинные бомбы и имеют повреждения, позволяющие лишь держаться на плаву, приходят корабли англичан. Командир пришедших кораблей охранения интересуется, сколько атлантических конвоев на счету Краузе, и, узнав, что это первый, поздравляет с таким удачным почином. Пришла смена, и поврежденные эсминцы уходят на базу, проходя мимо судов конвоя. Все находящиеся там высыпали на палубу и благодарят экипажи этих эсминцев за их работу, которая сохранила немало жизней торговым морякам.
Северная Атлантика - один из самых неприветливых уголков нашей планеты. Холод и влажность, подкрепляемые брызгами соленой морской воды, вредили морякам весьма ощутимо, что показано в фильме через эпизод с окровавленными ногами капитана Краузе (последние часы в фильме он ходит в домашних тапочках, подаренных ему невестой). Многочасовые вахты и затягивающаяся порой на несколько дней охота на субмарины приводили к тому, что ноги матросов от воды и соли превращались в кровавое месиво. Каждый трансатлантический переход обычно заканчивался лазаретом едва не для четверти команды.
Англоязычные источники утверждают, что потери союзников в Атлантике составили почти 80 тысяч человек, из которых 36 тысяч приходилось на военных моряков, а остальные - моряки торгового флота. Третий рейх потерял в Атлантическом океане 30 тысяч моряков-подводников, но вас не должна вводить в заблуждение столь "небольшая" по сравнению с другой стороной цифра. Дело в том, что на немецком флоте служило всего 40 тысяч человек, а это означает, что в Битве за Атлантику погибло 75% всего подводного контингента нацистов. Такого процентного соотношения потерь не было ни в одном другом роде войск гитлеровской Германии.
С 1939 по 1945 год союзники потеряли в Атлантическом океане более 2700 торговых судов, однако, 80% союзных конвоев благополучно завершили путь в Британских портах. За тот же период Германия лишилась приблизительно 800 из 1100 своих подводных лодок.
Несмотря на весьма щекотливую тему, о войне в Атлантике снято немало картин, в которых зрители могут увидеть противостояние глазами немецких матросов. Разумеется, самая известная из таких лент - "Лодка" Вольфганга Петерсона, одна из сильнейших военных драм, снятых в Германии. Свои впечатления об этом фильме я тоже написал. http://proza.ru/2017/05/29/1021
Мое резюме на «Грейхаунд».
Фильм ...симпатичный. Ну, реально симпатичная экранизация Уорлд оф таки шипс. Посмотрел с удовольствием. Режиссура для такого уровня вполне достойная, сюжет идёт динамично, без разрывов и утомительных затяжек. Повторюсь -динамично, в заданном темпе всё развёртывается . Красиво оттенили сюжет музыкой. Хэнкс, конечно, прекрасно сыграл..