«Эксперименты Милгрэма с подчинением заставили нас лучше осознать опасность некритичного принятия власти.»
Питер Сингер, New York Times Book Review
Вы когда-нибудь задумывались, на что готовы пойти, повинуясь приказу? Нет, не так. КАК ДАЛЕКО вы готовы зайти, выполняя приказ? Часто ли вы думаете «нет, я бы так никогда не сделал»?
Давайте представим: вот вы человек вполне здоровый, за вами не плетется длинный хвост детских психологических травм и обид и никакими явными психическими отклонениями вы похвастаться не можете. Вам приказывают причинить другому человеку боль. И не просто один раз слегка пнуть или уколоть, а методично, на протяжении нескольких десятков минут ударять человека электрическими разрядами. И не просто ударять, а с каждым разом увеличивая силу удара. Смогли бы?
Не торопитесь с ответом. Прочтите эту книгу - хронику одного из самых провокационных экспериментов в области психологии, и ваше представление о самих себе, да что там о себе! - о людях в целом, уже никогда не будет прежним.
Автор книги, Доктор социальной психологии Гарвардского Университета, Стенли Милгрэм прославился своими экспериментами в области подчинения авторитету, а также в области связности социальных сетей («Теория шести рукопожатий»). Среди его наград: стипендия Фонда Форда, социально- психологическая премия Американской ассоциации развития науки и стипендия Гугенхейма.
Стэнли Милгрэм родился 13 августа 1933 года в Нью-Йорке в семье евреев, эмигрировавших из восточной Европы. Многие их родственники погибли во время Холокоста, а те, что выжили, эмигрировали в США и первое время, когда Стэнли был еще ребенком, жили в семье Милгрэмов. Стэнли был частым свидетелем разговоров взрослых о жестокостях нацистской Германии. Именно тогда он начинает размышлять о десятках тысяч людей, уничтоженных нацистами по приказу “сверху”.
Позже размышления Милгрэма - ребенка, лягут в основу исследования Милгрэма - профессора. Ему будет важно понять, куда может привести человека слепое подчинение авторитету, а также является ли жестокость немецких нацистских солдат во время Второй мировой уникальным явлением или кровавое подчинение не имеет национальности и адреса и может повториться в любое время и в любой стране лишь потому, что принцип подчинения является основой любого общества.
На исследование Милгрэма отчасти повлиял и суд над Адольфом Эйхманом, одним из нацистов, главным виновным в исполнении “окончательного решения еврейского вопроса”, который перед казнью раскаивался и постоянно повторял, что просто выполнял приказы руководства. Кстати, в своей книге «Эйхман в Иерусалиме» (1963) Ханна Арендт тоже говорит о том, что попытки обвинителя изобразить Эйхмана кровожадным чудовищем были глубоко ошибочными: он лишь заурядный бюрократ, который сидел за столом и работал.
Итак, в 1961 году Милгрэм приступает к своему знаменитому исследованию. В психологическую лабораторию входят два человека. Один «учитель», другой «ученик». Руководитель эксперимента сообщает испытуемым, что цель эксперимента- выяснить, способствует ли наказание повышению обучаемости.
На самом же деле эксперимент ставится над «учителем». На его глазах «ученика» уводят в главную экспериментальную комнату, садят в кресло и пристегивают ремнями. «Учитель» в другой комнате садится за стол напротив генератора, на лицевой панели которого расположены по горизонтали 30 рубильников от 15 вольт до 450 вольт, с шагом 15 вольт. Рядом с рубильниками даны словесные пояснения: от «Слабый разряд» до «Опасно — тяжелое поражение».
Задача следующая: « учитель» зачитывает пары слов, а ученик должен эти пары запомнить. Если «ученик» отвечает правильно, «учитель» переходит к следующему пункту. В случае неверного ответа « учитель» опускает тумблер на генераторе и « ученик» получает разряд тока. Начать нужно с наименьшего (15 вольт), затем увеличивать на один шаг всякий раз, как «ученик» делает ошибку (30 вольт, 45 вольт и так до максимального 450 вольт).
Разумеется, в роли "ученика" каждый раз выступал актер и надо ли говорить, что сам Милгрем был ученым, а не садистом, поэтому никаких реальных ударов тока не было, но « учитель» обо всем этом не догадывался.
Эксперимент длится несколько месяцев. Милгрэм много раз меняет ситуацию:
« учитель» не видит, а только слышит крики ученика;
« учитель» видит и слышит « ученика»;
«ученик» сидит рядом с « учителем»;
« учитель» должен сам прижимать руку « ученика» к электрической панели;
« учитель» - женщина;
место проведения эксперимента не Йельский университет, а съемная квартира на окраине города;
руководитель эксперимента находится рядом с « учителем»; руководитель эксперимента выходит из комнаты и руководит действиями « учителя» по телефону…
Меняются « учителя», меняются условия, прежним остается сюжетная линия: « учитель» наказывает « ученика» за неправильный ответ, каждый раз добавляя электрическое напряжение. Сколько испытуемых требовали остановить эксперимент и прекратить истязания « нерадивого ученика»? А были ли те, кто остановил эксперимент, чтобы проверить жив ли « ученик» в другой комнате? А сколько было тех, кто наслаждался, причиняя боль « ученику»? Мучили ли угрызения совести тех, кто доводил эксперимент до конца? Чем люди объясняли, в первую очередь себе, свои жестокие действия?
В 1974 году Милгрэм публикует книгу “Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль», в которой подробно описывает детали своего исследования и представляет собственные выводы.
Знаменитый эксперимент Милгрэма, поначалу вызвавший у многих протест и недоверие, позже признали одним из самых нравственно значимых исследований в психологии.
Так о чем эта книга? Она о том, что самые обычные люди, просто выполняющие свою работу, способны стать страшным оружием в руках жестокой беспринципной власти.