Афон и Успение Пресвятой Богородицы

Руслан Богатырев
Русская летопись | Афон и Успение Пресвятой Богородицы

/ Комитет национального наследия, 2020

Фрагменты. П.П.Свиньин. Описание Афонской или Святой горы // Сын отечества, Часть 34. № 2. 1817.

Павел Петрович Свиньин (1787-1839) — русский писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ протославянофильских убеждений. Неутомимый собиратель русских древностей, первый издатель журнала «Отечественные записки». Брат сенатора П.П.Свиньина, зять А.А.Майкова, тесть А.Ф.Писемского.


<< Афонская гора и в самой глубочайшей древности отличительно уважалась всеми народами, особливо Еллинами, и посвящена была Аполлону, коего капище стояло на том мраморном верху, которой красуется ныне сооруженной ни нём церковью Преображения Господня. Отовсюду стекался сюда народ поклоняться Аполлону, и получать чудесные ответы и предсказания. Жрецы тучнели от жертв, и храмы наполнялись сокровищами. Но лучи благотворной, истинной Христовой веры ниспроверг веками основанные капища, и направил на путь истины народ, гордившийся своей слепотой. — Пресвятая Богородица, по вознесении Господнем, отправилась из Иерусалима с возлюбленным учеником Христовым Апостолом Иоанном на Кипр, к воскресшему из мертвых Лазарю, бывшему тогда там Епископом; по воле Божьей противным ветром с кораблем приплыла к берегу горы сея, бывшей тогда царством идолопоклонства.

Неисповедимой силой народ влёкся отовсюду к морскому берегу и ожидал встретить, сам не зная, что-то приятное.... Вдруг является величественная Жена, окружённая лучезарным блеском; с первым взором народ узнает Царицу Небесную, Матерь Искупителя человеков, и всей душой клянется ей в верности. В минуту истреблялись идолы и капища, и Матерь Божья в награду усердия, приняла Афонскую гору под святой покров свой. Небесная благодать ясно ознаменовала с тех пор места сии: ничто не могло поколебать твердости в вере и благочестия обитателей святой юдоли сей: ни муки, ни притеснения папистов, ни грабежи и убийства варваров во время Царя Михаила Палеолога, — ничто не могло принудить их к оставлению сих мест; напротив: подкрепляемые силой Божией, сохранили они Христову церковь, яко невесту непорочную.

Афонская гора в древности известна ещё тем, что один знаменитый ваятель предлагал Александру Великому гигантское предприятие: сделать из неё его статую, таким образом, чтоб на каждой руке выстроить по городу, а между ногами провести море и соединить Архипелаг с Адриатикой.

Гора сия есть высочайшая во всём Архипелаге. Можно смело вышину её положить до 5 верст перпендикулярно от поверхности морское; в окружности своей имеет она сто пятьдесят итальянских миль, а в длину от Македонского перешейка до оконечности мыса шестьдесят миль. В 20 верстах с моря она явственно представляется взгляду. Больших монастырей на Святой горе считается 20, в том числе 2 славянских и 18 греческих; при каждом из них находятся по одному и более скитов.

Монастыри сии расположены большей частью по покатости горы до самого моря, один над другим, так что издали представляют огромную лестницу, ведущую на небеса, коих касается гордое чело сей громады. Со стороны морской или Лемноса, начиная от Лавры Святого Афанасия Афонского, суть следующие монастыри: 1) Каракал, 2) Филофей, 3) Ивир, 4) Котлумуш, 5) Ставроникита, 6) Пандократор, 7) Вадопед, 8) Силомен и 9) Хилиндар.

По другую сторону хребта, с полудни против Солуня тем же порядком: 1) Скит Святой Анны, (Скит сей величиною своей к чиноположением превосходит многие монастыри, но по особому некоторому порядку в жизни монашествующих принадлежит к классу скитов) 2) Монастырь Св. Павла, 3) Дионисият, 4) Григорият, 5) Симопетр, 6) Кеиропотам, 7) Пантелеймон, (называвшийся прежде русским) 8) Ксенофор, 9) Дохияр, 10) Констамонит и 11) Зограф.

Замечательнейшие из монастырей суть следующие: 1) Протат, 2) Лавра Святого Афанасия Афонского, 3) Ивир, 4) Вадопед, 5) Хилиндар, 6) Зограф и 7) Кеиропотам.

1) Протат, Протатон или Прот значит первенство.

Церковь Протат находится на месте, называемом Карея. О построении её господствует разногласие: греки утверждают, что она выстроена в 335 году Царём Константином Великим или первым, во имя Успения Пресвятой Богородицы, и потом сожжена Иулияном Отступником в 362 году. Сие предание основывают на чёрных пятнах, подобных копоти, кои почитают следами того пожара. Из жития же святого Афанасия Афонского явствует, что церковь Карейская построена иждивением Льва Патрикия, во время царствования Романа (Лев был брат Никифора Воеводы, бывшего в последствии Царем Греческим).

Сначала церковь сия, с бывшими при ней кельями, называлась Карейской Лаврой. При ней жил Протов (так назывался игумен Протата) коему были подчинены, как греческими Царями, так и патриархами Константинопольскими, игумены всех прочих монастырей, на Афонской горе находящихся. Сие видно из хранящейся там грамоты греческого Царя Емануила, писанной на пергаменте. В ней сверх сего помещены все уставы, чины и обыкновения Афонской горы, и запрещение входа в неё женщинам и безбрадым.

Каждая обитель, в знак своего повиновения, ежегодно подавала Проту положенное пособие, и трижды в год, как-то: на праздник Рождества Христова, на Пасху и на Успение Пресвятой Богородицы, со всех монастырей собирались монахи в Карейскую Лавру. В это время все приобщались вместе Святых Тайн, и вкушали общую трапезу. <...>

== Вадопедский монастырь

Главный храм в нём Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь сия выстроена Феодосием Великим в следствие чудесного спасения при берегах Святой горы сына его, отрока Аркадия, провожавшего на римский престол брата своего Онория. Сей последний прислал из Рима, кроме других сокровищ, для украшения храма сего четыре столпа, которые ныне поддерживают все внутреннее своды и тягости огромного купола. Никто доселе не знает, из какого метала или камня составлены чудесные столпы сии: многие считают их литыми, а другие составленными из различных драгоценных камней. Греки всячески стараются скрывать достоинство их от турок, дабы не возбудить их корыстолюбия. Во многих местах внутренность церкви украшена древними мозаическими изображениями. На алтаре находятся две чудотворные иконы Божьей Матери.

Император Аркадий определил грамотой на Вадопедскую обитель ежегодно по 12 литр золота, и 70 литр серебра, и сия воля его исполнялась во все царствие греческих императоров. Здесь хранится также чаша, подаренная Мануилом Палеологом, и известная своей целебностью, от яду и всякой желудочной боли, которая проходит тотчас, коль скоро напьёшься из неё воды. Судя по пестрому виду её, можно полагать, что она составлена из разных целительных минералов. Библиотека монастырская богата книгами, рукописями и грамотами. В числе редкостей полагаются две книги толкований Cв. Иоанна Златоуста, писанные царём Иоанном Кантакузиным, который постригся в сём монастыре.

Вне ограды построено принадлежащее к монастырю сему огромное училище. Оно воздвигнуто по убеждению патриарха греческими князьями, находившимися в Константинополе, в то время, как подвизались на поприще учёности Преосвященные Феотокий и Евгений. Под эгидом сих мудрых мужей училище сие было в величайшей славе, и они успели передать правила свои и гений многим великим Святителям. Нам известен Преосвященный Экзарх Гавриил митрополит Кишинёвский и Хатиский, который быль учеником Евгения; равномерно и славный в Российской Церковной истории Максим Грек вызван был из сего монастыря. Неизвестно, почему достохвальное заведение сие ныне в упадке.

Кроме сего монастырь имеет корабельную пристань, почитаемую самою лучшею во всей Афонской горе, и самый большой и богатой фруктами сад.

== Ивирь

Ивирь — так называется потому, что прежде всего жили на сем месте три монаха Грузинца Царского рода: Иоанн, Евфимий и Георгий. Скоро приняли они к себе в братство великого грузинского полководца Торникия, знаменитого и в самой Греции своими воинскими доблестями. По смерти императора Романа, супруга его, угрожаемая со стороны персов, послала грамоту в Афонскую гору, с просьбой к Святому Афанасию, начальствовавшему тогда в Лавре, прислать в Константинополь вождя Торникия. Убедясь доводами царицы, Торникий отправился в Византию, тотчас привял начальство над греческими войсками, и победил персов. — Ему предложены были важные награждения, но он просил единственно щедрот для обители своей, а потому и посланы от царицы для постройки великолепного монастыря три князя со златом и серебром. Они назвали монастырь Успенским, которое название продолжалось до царствования Феофана Иконоборца. В честь обители сей и в отечестве нашем выстроен патриархом Никоном монастырь на озере в Вологодской губернии. Равномерно каждые три года посылается отсюда архимандрит с иеромонахами в Московский Николаевский монастырь на смену другого, который возвращается в здешнюю обитель.

В монастыре сем есть большая древняя библиотека. Кроме редких книг хранится в ней великое множество рукописей на пергаменте и бумаге. В числе сем находится грамота царя Алексия Михайловича, которая свидетельствует о приношениях Николаевского Московского монастыря чудотворной иконе Иверской Божьей Матери.

По сим сношениям монастырь сей всего более обогатился от России, как серебряными утварями, так и священными иконами. Здесь находится одно Евангелие чрезвычайной величины и тяжести, так что два человека с трудом могут носить его. В западной стене почиют останки вышеупомянутых трёх основателей обители сея. Внутри церковь устлана разноцветными дорогими мраморами.

На морском берегу монастырь имеет свою корабельную пристань и арсенал. В сем последнем хранятся монастырские суда, как те, на которых перевозят хлеб из Македонии, так и лодки для рыболовства. С острова Лемноса ежегодно приходят к сей пристани одно, а иногда и два судна с поклонниками к храмовому сего монастыре празднику, т.е. ко дню Успения Пресвятой Богородицы, которые встречаются и провожаемы бывают чрез обширный луг, простирающийся от берега до монастыря с величайшей церемонией, весьма любопытной во многих отношениях. <...>

Теперь опишу некоторые здешних церковные церемонии и обычаи, отличные от наших.

Литургия божественная без всякой перемены, кроме того, что на оба крылоса поют по стихам изобразительные. На заутрени в праздничные дни после благословения хлебов во время звона к службе продолжается чтение деяний Апостольских к все свечи в церкви бывают погашены, кроме той только, которая в руках у чтеца, и пред двумя иконами Спасителя и Богоматери едва мелькает в лампах синий огонёк. По окончании благовеста чтец перестает читать, тушит свечку к в церкви делается совершенная темнота. Потом начинает игумен, стоя на своём месте, читать наизусть шестопсалмие. Мрачность и тишина, едва прерываемая слабым голосом игумна, вливают какое-то чувство страха и благоговения, но по окончании сего, вдруг начинают петь аллилуйя, и зажигают с поспешностью все свечи, от чего по сердцу и жилам (так изъясняется почтенный отец Иоанникий) разливается необыкновенная радость.

Во время Христова и храмового праздников, игумен монастыря уже не управляет и в церкви на своём месте не стоит, но почесть сия поручается игумну другого монастыря, как например в Хилиндарском монастыре начальствует игумен Вадопедского, а в Вадопеде наоборот Халиндарский и так далее. Сия власть переменных игумнов продолжается только два дня, т.е. день праздника и второй, называемый ктиторей. В первый день обыкновенно угощаются гости, во второй же по отправлении панихиды за упокой умершей братии, бывает угощение трапезой своих. Утреня начинается с вечера при закате солнца, а оканчивается с его восхождением. Сие бывает только в храмовые праздники, в обыкновенные же продолжается она 5 часов, а в простые дни три часа.

При начатии утрени первый псалом: благослови душе моя, Господи, по обычаю греческому, поётся целый час. По стольку же два следующие; канон и славословие. В храмовые праздники канон поёт сам Игумен. Он все время служения вечерни и обедни стоит в церкви в мантии архиерейской с скрижалями и источниками (Скрижалями называются четвероугольные нашивки на архиерейской мантии на груди и внизу на углах подола, а источниками две широкие полосы вдоль мантии) и с посохом в руках.

После обедни идут прямо из церкви в трапезу, игумен в мантии с посохом, священник в фелоне с иконой храмовой, а дьякон в стихаре — пред ними несут два канделябра с зажжёнными свечами. В трапезе икона кладётся на налой, священник и дьякон разоблачаются, а игумен обедает в мантии. После трапезы бывает присвятие, (возвышение панагии).

По окончании сего порядком идут в церковь с пением тропаря храмового. Уставщиков в здешних монастырях не бывает, а управляет, как в алтаре, так и по крылосу эклесирх (начальник церкви). Сам он не читает и не поёт, а наблюдает только, что следует петь и читать.

Весь год в большом храме отправляется литургия, выключая все субботы, кроме великой, в которой поётся заупокойная в гробничной церкви. При сем должно упомянуть об обыкновении, господствующем на Афонской горе: выкапывать через три года тела умерших, кости их омывать белым вином и складывать в одно место, над коим построена церковь. Во всех монастырях пекут хлебы только по субботам, и в сей день в утрени служащий священник идёт с кадилом в пекарню и освящает её приличными молитвами. >>