Ч. 39 Не дали взятку и поплатились

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/07/15/1394

Вернёмся к «Диане», о которой мы чуть не забыли. Маленький, но боевой корабль, который должен был сопровождать и охранять «Неву»,  так задержался в Петербурге и Кронштадте, что «Нева» ушла без него.

Наконец,  после смотра, 25 июля 1807 года шлюп отправился в плавание. Офицеров и матросов Василий Михайлович Головнин выбирал сам. Шлюп «Диана» был первым российским военным кораблём, отправлявшимся в столь дальнее плавание.
 
«Диана» была не куплена у иностранцев, а построена на отечественной верфи, хотя и настолько безобразно, что её пришлось почти год достраивать. Если бы открытие Америки зависело от тогдашних российских кораблестроителей, то её ещё долго бы не открыли.

Благодаря энергии и заботливости Головнина, а также вниманию большого начальства, экипаж был снабжён всем необходимым, кроме навигационных инструментов и морских карт и лоций, которые  Адмиралтейств-коллегия предписала Головнину самому купить в чужих портах.

Простейшие навигационные инструменты, разумеется, были, иначе как бы дошли до чужого порта. Главная беда была в другом. Отношения между Англией и Россией накалялись. Можно было бы купить необходимое в Копенгагене, но там шла англо-датская война, было не до хождения по магазинам.

Следовало идти в Англию, и как можно скорее, чтобы купить там всё необходимое и немедленно уходить прочь. В предыдущих главах я рассказал, как император Александр I своей бездарной внешней политикой, тем, что постоянно лез в чужие дела, поставил русские корабли Средиземноморской эскадры в безвыходное положение, и им пришлось сдаться в плен англичанам.

Головнин получил многостраничную инструкцию Адмиралтейств-коллегии. Инструкции и обязанности всегда умели составить так, что выполнить всё было физически невозможно. Каждый, кто служил, это знает.

Плавание было неспокойным, но Головнин остался доволен своим выбором матросов: все оказались толковыми опытными моряками. По приходе в Портсмут Василий Михайлович сразу же отправился в Лондон, поручив подготовку корабля к дальнейшему плаванию старшему офицеру Рикорду.

В Лондоне он узнал, что консул, и он же морской комиссар, который должен был всё купить для продолжения плавания «Дианы»,  Самуил Самуилович Грейг, тяжело болен. Больной  успокоил Головнина, сказав, что всеми этими делами займётся его брат, Александр.

Пока Головнин бегал по магазинам, покупая навигационные инструменты, карты и лоции, консул умер.

Его брат морочил голову Василию Михайловичу, что со дня на день поставит свинец, водку, ром, вино и одежду для матросов. А между тем в газетах писали, что война с Россией вот-вот начнётся.
 
Опасаясь, что из-за неторопливости Александра Грейга шлюп надолго застрянет в Англии с совершенно понятными последствиями, Головнин обратился к послу, чтобы тот получил от английского правительства охранную грамоту, которую обычно англичане давали иностранным научно-исследовательским судам.

Послу удалось это сделать. Наконец, Грейг доставил на шлюп свинец, который Россия закупала за границей, и привёз в Портсмут ром, водку и вино. Теперь проблема возникла с таможней, которая потребовала оплатить таможенные пошлины.

Головнин долго убеждал начальника таможни, что не собирается торговать спиртным. «Диана» - военное судно, предназначенное для проведения научно-исследовательских работ, поэтому они создают запас на два-три года для океанского плавания.
 
Наконец-то убедил. С огромным трудом погрузили в трюм восемь 35- ведерных бочек вина. Когда грузили последнюю бочку, снова на борту корабля появились таможенники и заявили, что они забыли перемерить бочки. Что ответил им на русском языке Василий Михайлович, мы можем только догадываться.
 
Но по-английски он вежливо объяснил таможенникам, что это их, а не его вина, и предложил взять последнюю бочку, доставить её на берег, перемерить содержимое, поскольку все бочки одинаковые, произвести повторный расчёт, снова привезти бочку на корабль, погрузить её в трюм. Все работы произвести за счёт того, кто забыл перемерить бочки.

Вопрос сразу снялся. Возможно, что отправление корабля затягивалось умышленно в надежде на начало войны, чтобы конфисковать судно.  Но это я уже пишу как человек, с младых ногтей воспитанный на том, что вокруг одни враги, Запад постоянно строит козни, и повсюду сплошные заговоры.
 
Командир «Дианы» усматривал другую, более простую и, возможно, более достоверную причину:

«Если Грейг и был причиной вышеупомянутой медленности, то, конечно, без намерения и не для интереса, а по недостатку в той ловкости и хитрости, которые нужны при обхождении с такими корыстолюбивыми и пронырливыми людьми, которые наполняют английские таможни.
 
Все знают, что подлее, бесчестнее, наглее, корыстолюбивее и бесчеловечнее английских таможенных служителей нет класса людей в целом свете.
 
Потому легко могло статься, что Грейг, желая сохранить государственный интерес, не хотел сделать им обыкновенных подарков, или, лучше сказать, дать взятки, к коим они привыкли и ожидают от всякого, в них нужду имеющего человека, как бы своего должного».

Продолжение http://proza.ru/2020/08/29/725