Экзистенциальные вопросы Алексиевич

Олег Харебин 2
             «Экзистенциальные вопросы» Алексиевич. Человек отвязанный ("Стратегия России", год 2020)

Лауреатом Нобелевской премии по литературе 2015 года стала писательница из Белоруссии Светлана Алексиевич. Премия присуждена "за ее многоголосое творчество – памятник страданию и мужеству в наше время". В начала мая – в канун 70-летия окончания Второй мировой войны в Европе – Светлана Алексиевич в интервью Радио Свобода рассуждала об исторической памяти и военной литературе.

«В Москве и других городах России, а также в столицах некоторых республик Содружества независимых государств – Минске, Ереване, Бишкеке – продолжаются широкомасштабные репетиции военных парадов Победы.  От этой милитаристской традиции праздника отходят в других странах бывшего Советского Союза – в балтийских республиках, в Грузии, а теперь и на Украине. Там отмечают юбилей окончания Второй мировой войны в Европе как День скорби, памяти павших и национального примирения».  Итак, у нас День Победы, на Западе: «Юбилей окончания Второй мировой…день скорби». Так начинается интервью в мае 2015 радио Свобода будущего нобелевского нобелевского лауреата Светланы Алексеевич.

 Почему же такая разница в европейском мировосприятии и у нас, россиян? Потому, что основной вклад в Победу внес СССР и россияне психологически и духовно ощущают себя страной-победителем. А вот западные, да и восточные европейцы себя таковыми не ощущают. Почему? Потому, что в том или ином политическом контексте вся Европа была под Гитлером и реальное сопротивление фашизму на государственном уровне оказывала только Великобритания. Кроме выражено фашистских Германии и Италии, профашистские и коллабрационисткие режимы в годы Второй мировой были во Франции, Норвегии, Венгрии, Испании, Португалии. Кроме этого, существовали политические союзники Гитлера: вроде бы не фашистские Финляндия, Румыния, Болгария.
«Сталин мощным колпаком лег на наше сознание – и, как выясняется, этот колпак до сих пор прижимает и новые поколения, и властителей, и массовое сознание».
Да, «лег мощным колпаком» и «прижимает». Вот и хорошо – значит, есть что анализировать и мыслить не спеша, обстоятельно реконструируя сталинскую эпоху со всеми её минусами и плюсами.

«Собственные внутренние ограничения, конечно, в советское время и у меня тоже были, и я тоже не могла какие-то вещи принять, поскольку целый пласт мировой военной литературы прошел мимо меня. Суть советского понимания военного противостояния была такой: "война – беда", а экзистенциальные вопросы отсутствовали».
                ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

  А что же означает сие: «экзистенциональные вопросы»?
 Экзистенциализм – философское мировоззрение, возникшее после первой мировой войны: К.Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1905-1980).  Последовательным сторонником экзистенциализма был русский «антифилософ» Лев Шестов (1866-1938). Экзистенциалистом считается также самый известный из русских философов на Западе  Николай Бердяев (1874-1948). В 1942-1948 годах королевское литературное общество г. Лунд (Швеция) 7 раз номинировала его на Нобелевскую премию!

 А, в общем, это западное, выражено пессимистично-либеральное, культурное разочарование довольно значительной части западных интеллектуалов в западной христианской цивилизации.
 Разочарование основывалось на дисбалансе научно-технического прогресса и морально-нравственного состояния Запада. Дисбаланс привел к возникновению двух мировых войн, к феноменам коммунизма и фашизма.

Творчество Ясперса («Психология мировоззрения») хотя и пессимистично, но основывается на христианских, религиозных ценностях человеколюбия. Он одним из первых ввел понятие «политической философии». Другое дело - более жесткий материалист Жан Поль Сартр (1905-1980), друг и идейный вдохновитель левых радикалов: маоистов, троцкистов, «красных кхмеров». Вот характерные названия его произведений, значительных с художественной точки зрения: «Тошнота», «Грязными руками», «Смерть в душе», «Мертвые без погребений», «Призрак Сталина», «Дневники странной войны».

 Сразу же напрашивается ассоциация с произведениями нобелевского лауреата С. Алексиевич: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Чернобыльские молитвы», «Зачарованные смертью».

Для творчества экзистенциалистов, особенно западных, характерен нездоровый интерес к «пограничным» состояниям» психики: смерти, страху, отчаянию. Именно в этих экстремальных состояниях реализуется так называемая «подлинная коммуникация». Простые же отношения, не окрашенные аффектом, по мнению экзистенциалистов, «неподлинные». Отсюда - поощрение молодежного бунтарства, социальной напряженности, поиск социального адреналина, острых ощущений. А в конечном итоге, к деструктивным террористическим движениям типа ИГИЛ. Ведь в экзистенциализме главное это не духовная свобода, а «свобода выбора»: или прозябание в несправедливом буржуазном обществе, или бунт против него.
 Вопрос Странника Максиму в «Обитаемом острове» Стругацких: «А о последствиях, ты, подумал?», здесь не к месту. Потому, что экзистенциализм, по своей сути, есть враг всякого разума и интеллекта. Почему? А вот это мы сейчас рассмотрим – основные тезисы экзистенциализма.

                СТРАХ – НАИВЫСШЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Это утверждает основатель экзистенциализма Сёрен Кьеркегор (1813-1856). Какое беспардонное невежество! Страх перешел к нам по наследству от животных и никак не может быть «достижением». Страх есть типичная реакция млекопитающего на неизвестность или угрозу жизни. Он сопровождается мощным вбросом в кровь человека (и животного) гормонов желез внутренней секреции эндоморфинов, которые естественным путем наркотизируют сознание индивида.

Интеллект и разум здесь «отдыхают», потому, что сразу опускаются до нуля. Поиск и получение природных эндоморфинов, естественных наркотиков путем агрессивного социального экспериментирования и бунтарства – и составляет суть экзистенциализма: опускание и деградация человека до животного состояния через «высшее достижение», «спонтанность» и «субъективную уверенность». Таким образом, вполне очевидной становится контркультурная фактичность философствующего экзистенциализма, притязающего на элитарность.

 Бесшабашно-бездумный поиск «пограничной ситуации». Не это ли привело в храм Христа-Спасителя Pussy Rayot в 2012 году, когда девушки решили поиграть со страхом возможного наказания или искали «пограничного состояния»? Тупой, лишенный всякого творческого смысла абсурдисткий акт богохульства. Дурь моральная, духовная, противообщественная… не говоря об интеллекте и разуме.

К сожаленью, приходиться констатировать, что зрелость социальная зачастую не соответствует зрелости психологической. Иначе бы Мария Гайдар в возрасте за 30 лет не поменяла российское гражданство на украинское. «А о последствиях она подумала»; о своих предках: Аркадии Гайдаре, Егоре Гайдаре, советских и постсоветских (пусть и с либеральным уклоном) патриотах? Какая неблагодарность к предкам, давших ей социальный жизненный лифт в политико-административную элиту России.
Такой отвязанный человек и есть идеал экзистенциализма…человек свободный от общества, вскормившего его, не почитающий предков, отвязанный от их культуры, истории, религии; презирающий традиции, как мешающие свободе. Духовное и моральное «перекати-поле». «Иван, не помнящий родства»…Человек, без «царя в голове», «без Родины, без флага». Сегодня он «цветной революционер» в Грузии, на Украине, Македонии, Белоруссии, Завтра - член ИГИЛ… потому, что там страшно («пограничная ситуация»?!).

Ж.П. – Сартр и А.Камю прямо поощряли социальное бунтарство. Хотя последний и пытался как-то структурировать бунт (?) в «Бунтующем человеке» через «философию меры», определяющей согласие и несогласие с существующими реалиями. Надо отдать должное А.Камю, «Совести Запада». Он предпочел «творческий бунт» бунту социальному в абсурдистком творчестве.

Кстати, когда Ж.П.- Сартру давали в 1964 году Нобелевскую премию, то он отказался, мотивируя тем, что не хотел быть буржуазным антисоветских орудием. Солженицын не стал отказываться в 1972-ом. Какое-то время Солженицыну пришлось побыть антисоветским западным орудием. Когда пришло понимание в качестве кого его используют, пришлось встать на патриотические православные позиции государственника. Сразу же у него пошли конфликты с теми, кто пытался им манипулировать в антисоветских целях…
                ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Экзистенциализм – не есть философия жизни, а – «философия существования», где все плохо, где надо со всем бороться, добиваться справедливости, качать права и свободы без оглядки на будущее. В экзистенциализме внешний мир изначально враждебен, поэтому должно с ним (миром) бороться. Как?  Просто: субпатологичным стремлением к «пограничному состоянию» - страху или смертельной опасности. Об этом и говорит и один из основателей экзистенциализма К.Ясперс: «Формирование мировоззрения – не есть нейтральный процесс, а содержит элементы патологии, стратегии подавления и вытеснения…».

«Каждый видит в других то, что имеет в себе самом». Психоаналитическая аксиома от К.Г.Юнга. К.Ясперс пытался выстроить в «Психологическом мировоззрении» общечеловеческую картину типологии установок. И, в отличие от Юнга, не преуспел в этом со своим несбалансированным «мировоззрением». Хотя надо отдать должное его интеллектуальной честности: свой экзистенциализм он обозначил как «философствование».
По моему мнению, такое «философствование» смертельно, самоубийственно опасно как для индивида, так и для человечества. Почему?

 Допустим, какой-нибудь политик самого высшего эшелона, представитель западной ядерной державы, приверженец экзистенциализма, вдруг решит, что мир находит в «духовном кризисе», и что необходима «подлинная коммуникация», которая достигается путем создания «пограничной ситуации», близкой к ядерному самоуничтожению человечества?! «Политическая игра «ядерными мускулами» - не более», -…скажет какой-нибудь здравый человек. Может, быть и так…может, и по-другому: «Мир висит на тонкой нити, эта нить – психика человека». К.Г.Юнг.

Но экзистенциалист будет постулировать «тревожную ответственность» за свой «свободный выбор». А возможен ли он (выбор) в экзистенциональном случае, особенно если адепт находится в состоянии «экзистенции», иррациональной реальности, образующейся в результате мистического слияния субъекта с объектом? Чтобы быть свободным вообще, должно иметь реально свободное суждение об объекте. Для этого нужно освободиться от него.
 Экзистенциалист на это не способен, он ленив, предпочитает пребывать в состоянии хронической неясности в отношении объекта. Освободится от навязчивого объекта не так просто. Для этого нужно произвести три действия: 1. Эмпатию (вчувствование в объект). 2. Абстрагирование. И - 3. Размышление.
Последнее требует значительных усилий. «Мыслить тяжело, поэтому большинство судит». Фридрих Ницше.

 Объект может иметь какие угодно формы и содержания: от материального предмета до религиозной идеи. В качестве объекта может выступить и какая-либо объективная внешняя социальная ситуация – к примеру, капиталистический строй. Так называемое «пограничное состояние» есть сумеречное состояние сознания. Оно может быть вызвано и слиянием субъекта с внутренним объектом – комплексом Юнга, навязчивым психическим осколком, имеющим признаки автономии и притязающим на все сознание субъекта. Поэтому, теории экзистенциализма весьма уместны в психотерапии и психопатологии.
                ИНДИВИДУАЦИЯ – ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Психологическая природа человека и человечества нацелена на индивидуацию, индивидуальное развитие, при котором человек не противопоставляет себя обществу и коллективным нормам, а индивидуальным отношением к объекту дополняет коллективные стандарты.

Несмотря на экзистенциальную лень, сумеречное сознание; разрыв объекта и субъекта происходит самопроизвольно посредством вмешательства в личную психику экзистенциалиста коллективного бессознательного Юнга.

 Бессознательное, в качестве архетипического регулятора человеческой психики, буквально вопиёт, бунтует против психического застоя, сумеречного, «пограничного» состояния» сознания экзистенциального субъекта. Соответственно этой типической ситуации, как человека, так и животного, самопроизвольно включается архетип «Бунтаря». Ведь человек или животное есть саморегулирующаяся, в том числе, и на индивидуальном уровне, биопсисистема… Насколько сознательны процессы саморегуляции  –  другой вопрос. Обычным человеком психическая реальность коллективного бессознательного и текущие там процессы не осознаются, принимаются за «трансцеденцию», высшее откровение.

 Конечно, «трансцеденция»! Что же еще? Индивидуальное сознание экзистенциалиста, связанное с объектом, - ослаблено; не справляется с объективной реальностью и его тут же замещает архетип «Бунтаря». Через него то и реализуется проникновение в коллективное бессознательное человечества, в котором ощущается «головокружение от свободы» М.Хайдеггера.
 Конечно, в этом коллективном бессознательном содержится все богатство психического опыта приспособления человека к объективной реальности; в конструктивном и деструктивном аспектах, и в таких редуктивно-исторических измерениях, что тьма веков покрывает человеко-животный консолидированный опыт выживания в невыносимых и экстремальных условиях.

Опыт приспособления к физической, объективной реальности животных и людей в ходе эволюционного развития кодируется и передается по наследству. В сознании этот опыт возникает через символические сны или через галлюцинации наяву; как положительные (у Сократа, апостолов Христа), так и отрицательные, - возникшие в результате химической интоксикации.
Юнговская индивидуация свершается через интеграцию коллективного бессознательного (своего народа или человечества) в сознание, и установление творческого отношения к полученному опыту в виде художественного, философского или религиозного продукта. В психологии Юнга одним из способов личностного развития является работа со сновидениями.
То, что заложено в человеке природной наследственностью, то и реализуется вовне. Творящий субъект проецирует, объективирует себя художественно, философски или религиозно вовне, устанавливает с миром культурно-духовную связь, значимую и для других. Потому, что она (эта связь) выражает и задевает душевные струны многих, если не всех.  Поэтому, такое творчество – общезначимо, «работает» на противоположностях: художественных, философских, религиозных.

                РАБОТА С ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ

 «Отелло и Дездемона» Шекспира, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Поэт и толпа» А.С.Пушкина, «Голестан (мир видимый) и Бустан (мир невидимый)» Саади… В «Мастере и Маргарите» М.Булгакова, по-моему скромному разумению, писатель реализовал в художественном аспекте борьбу и взаимодействие собственных творческого и любовного комплексов.
Образ Христа в романе можно мыслить, как факт состоявшейся индивидуации самого автора – Михаила Булгакова…
Один из самых значимых общемировых примеров художественного проникновения в душу, есть «Фауст» Гёте. Договор Фауста и Мефистофеля есть попытка сознания договориться с коллективным бессознательным, мощь и энергетика которого столь велики, что ослепляют и поглощают человека…

В философии Ф.Ницше особенно удачно показа двойственность человека в «дионисийском опьянении» и «аполлоническом начале», противоположных типических влечениях – экстравертной и интровертной функциях. Собственно говоря, именно философия Ф.Ницше явилось базой учения Юнга о процессах экстраверсии-интроверсии, типических врожденных психологических установках. Эта теория признана во всем мире и этими понятиями оперируют, в том числе, и России. Хотя реально основательно К.Г. Юнг в России не изучается…

Схоласт Пьер Абеляр (1079-1142) рационально пытался примерить противоположности номинализма и реализма, бесконечного и конечного. Фома Аквинский (1226-1274) успешно для католицизма манипулировал «истинами веры» и «истинами науки». Замечательный русский философ Николай Федоров, кстати, опиравшийся на православие, процесс развития народа видел в одновременном движении противоположностей (энантиодромия Юнга) навстречу: в культе культа почитания предков (интровертная фунция) и освоения космического пространства (экстравертная функция). Немногие знают, что К.Э.Циолковский был его учеником …

                РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

Так свершается индивидуация – процесс развития личности. А как развивается личность в экзистенциализме? Да никак!  В виду одностороннего отрыва от существующего общества некуда там развиваться, потому что там нет никаких опор и сплошь догмы типа: «…обрести независимость единичного человека вдали от мира, в отказе от него и одиночестве или в самом мире, не подчиняясь ему… (?!)». К. Ясперс. Смысл и назначение истории, М.1994, с.501.

 В качестве опоры Ясперс предложил «философскую веру»?! Основанием для такой веры К.Ясперс нашел в так называемом «осевом времени». Когда, вдруг, словно по мановению волшебной палочки, в период с 800 до 200 годов до нашей эры возникли мощные философские и религиозные школы в Греции, Риме, Палестине, на Среднем Востоке, Индии и Китае. Вера в мистическое «философское братство», основанное на традициях «осевого времени» (?).

Соответственно, как мыслит Ясперс, экзистенция, есть «духовное общение немногих», - эдакий элитарный духовный клуб.

У  Ж.П.- Сартра вообще отсутствовали какие-либо опоры. Всю жизнь он метался между коммунистами, троцкистами, маоистами, анархистами. В конце концов, они пришел к выводу, что «главное не цель бунта, а само состояние бунта» (?!). Состояние интоксикации эндогенными морфинами – наркомания высшего инволюционного пошиба…
 Еще более примитивен Хайдеггер. Опору своего философствования он видел в «призыве крови, вере в почву души». При фашистах, будучи членом НСДАП, он с 1933 года был ректором Фрайбургского университета. Так же симпатизирует С.Алексиевич пробандеровскому режиму на Украине.

 «Знаете, я приехала с Украины с очень хорошим чувством. Я выступала там в Киево-Могилянской академии, в университете, на книжной ярмарке «Книжный арсенал». Несмотря на все сложности, у молодежи горят глаза, они хотят новой жизни, они готовы даже (хотя это варварство, конечно) на жертвы…На Украине чувствуется дух времени, чувствуется дух воспрянувшей нации, которая не хочет, чтобы ее затягивали в русскую воронку». «Дух воспрянувшей нации…». Весьма напоминает риторику раннего М. Хайдеггера фашистского периода его жизни.

Светлана Алексиевич в настоящее время проживает в Берлине и довольно успешно издается в Европе. Европейские политэлиты нуждаются в негативном образе России для оправдания собственной руофобии и формирования негативного к нам отношения у массового читателя. Вот и весь сказ о «многоголосом творчестве». .

Ж.П-Сартр считал, что Нобелевскую премию Б.Пастернаку в 1958 году дали не совсем заслуженно. По его мнению, был более достоин Михаил Шолохов с его «Тихим Доном»: «Комитет присуждает премии мятежникам с Востока».

Впрочем, существует и «мягкий» экзистенциализм Л. Шестова из «Апофеоза беспочвенности»: «Нужно усомниться, не затем, чтобы вернуться к твердым убеждениям. Нужно, чтобы сомнение стало постоянной творческой силой, пропитало все существо нашей жизни…». Тут с ним можно согласиться, что нужно сомневаться в целесообразности бунтов и революций.

Зато в бунтах и революциях не сомневается европейская политическая элита, особенно немецкая и французская, поощрившая бунты в Ливии и Сирии. Ведь так завещал К.Ясперс: «Свободные европейские государства не должны занимать позицию невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств». Экзистенциалисты дальше своего пальца ничего не видят, так как экзистируют (существуют) по принципу «здесь и сейчас» (Dasein Ясперса).

 Вмешались. Получили миллионные потоки беженцев из Азии и Африки… Пллюс теракты...

 PS: Я не филолог и не могу судить качестве творчества С. Алексиевич. Вполне возможно - оно общезначимо в качестве художественно-документального отображения периода ВОВ. Особенно для зрелых, состоявшихся людей с устойчивой психикой.  А вот как оно будет возде йствовать на юные молодые души типа Варвары Карауловой?

Сейчас Алексиевич вошла в состав оппозиционного координационного комитета в Белоруссии, активно поощряет очередных цветных мятежников …Чьи интересы выражает С. Алексиевич? – Запада, Белоруссии? Скорее Запада, будучи экзистенциалистом… Между тем, "воспрянувшая нация уже профукала Крым и половину Донбасса...

 Харебин Олег, публицист