Глава 13: http://proza.ru/2020/09/05/1046
Старшее поколение до конца жизни не рисковало говорить правду о 1937 годе, со страхом держа в памяти все, что происходило в то роковое время в России.
В марте 1937 года Сталин выступил на Пленуме ЦК. В своем выступлении он с особой тревогой остановился на том, что в стране усилилась вражеская,диверсионно-шпионская работа агентов иностранных государств. Более того,произошло
проникновение этих иностранных агентов не только в низовые организации, но и на некоторые ключевые посты.
С высокой трибуны Сталин сурово вопрошал у собравшихся в зале: « Чего же не хватает у нас? Не хватает только одного - готовности ликвидировать свою собственную беспечность, свое собственное благодушие, свою собственную политическую близорукость».
Выступление Сталина было тут же опубликовано в газете « Правда». По сути дела, его речь стала сигналом к началу Большого Террора.Начиная с осени 1918 года, в стране проходил Красный Террор, то затухая, то разгораясь вновь. В чем разница между Красным Террором и Большим Террором? С 1918 года борьба велась против антисоветчиков, белогвардейцев и классовых врагов.
Большой Террор начался сначала против тех, кто проник на высокие государственные посты. До лета шла чистка высоких постов. Арестован был глава НКВД Генрих Ягода, который не давал согласия Сталину на применение пыток к арестованным. Его место занял Ежов Николай Иванович. Полностью были уничтожены все ставленники Ягоды в аппарате НКВД.
30 июля 1937 года Нарком Внутренних Дел Ежов подписал Приказ №00447, предусматривающий меры по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов. Этот приказ Ежова послужил началом массового террора.
Для упразднения судебных формальностей и ускорения процессов вынесения приговоров были созданы специальные Тройки. В них входили на местах: начальник НКВД, прокурор и Первый Секретарь.
Ознакомившись с делом, начальник НКВД выносил приговор, написанием буквы
«Р» - расстрел, без суда и обычно без присутствия обвиняемого. Приговор обжалованию не подлежал. Два других члена просто подписывали приговор. Только за один год с осени 1937 года по осень 1938 было арестовано 1300000 человек. 700 тысяч из них были приговорены к смертной казни.
Такого даже Сталин не ожидал. Осенью 1938 года он назначил Берию замом к Ежову и велел ему собрать компромат на начальника.Затем Сталиным было отдано распоряжение сбавить обороты по репрессированию и распустить созданные Тройки.
В своей автобиографии Святитель Лука так написал об этом времени:
«…в 1937 году начался страшный для Святой Церкви период – приход к власти Ежова, как начальника Московского ГПТУ. Начались массовые аресты духовенства и всех, кого подозревали во вражде к Советской власти. Конечно был арестован и я .
( Арест состоялся 24 июля 1937 года. – примечание автора). Ежовский режим был поистине страшен. На допросах арестованных применялись даже пытки. Был изобретен так называемый допрос « конвейером», который дважды пришлось испытать и мне».
Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого обвиняли в шпионаже, в участии в контрреволюционной нелегальной организации , в недовольстве Советской властью, в контрреволюционных взглядах и пораженческих взглядах на будущую войну России с Германией.
Один из допросов « конвейером» длился без сна с 23 ноября по 5 декабря 1937 года. Длительная голодовка, обмороки, побои, обливание ледяной водой головы под краном привели его к галлюцинациям.
Дважды проводилось длительное следствие по его делу. Не выдержав напряжения, измученный побоями в ледяном карцере, Святитель Лука подписал протокол допроса, в котором признался в « участии в контрреволюционной нелегальной организации».
Смертная казнь была заменена ему ссылкой в Сибирь на 5 лет.
Продолжение следует:http://proza.ru/2020/09/14/1478