Бальмонт и Кайдановский

Светлана Шакула
   Александр Кайдановский в прошлой жизни был поэтом Константином Бальмонтом, и поэзия Бальмонта помогла мне понять магическое притяжение героев Кайдановского, его неспокойный, вечно мятущийся дух…

      Будем как Солнце! Забудем о том,
      Кто нас ведёт по пути золотому,
      Будем лишь помнить, что вечно к иному,
      К новому, к сильному, к доброму, к злому,
      Ярко стремимся мы в сне золотом.

   Стихи поэта также много мне объяснили и в личной жизни обоих Творцов:

      Я ненавижу человечество,
      Я от него бегу спеша.
      Мое единое отечество –
      Моя пустынная душа.

      С людьми скучаю до чрезмерности,
      Одно и то же вижу в них.
      Желаю случая, неверности,
      Влюблён в движение и в стих.

      О, как люблю, люблю случайности,
      Внезапно взятый поцелуй,
      И весь восторг – до сладкой крайности,
      И стих, в котором пенье струй.

   А стихотворение Бальмонта «Веласкес» подсказало мне, что в 17 веке его душа была художником Диего Веласкесом, и это стихотворение, вместе с самыми яркими персонажами Кайдановского (Зимин, Сталкер, Ланцелот) раскрыли мне содержание двух главных картин Веласкеса – «Пряхи» и «Менины», в которых художник подсознательно отразил другие, невидимые миры, и вход в эти миры посредством искусства… 

   О невидимых мирах повествуют и эти строки поэта:

      Есть что-то, что выше всех знаний и слов,
      И я отвергаю слова мудрецов,
      Я знаю и чувствую только одно,
      Что пьяно оно, мировое вино.

      Когда же упьюсь я вином мировым,
      Умру и воскресну, и буду живым,
      И буду я с юными утренним вновь...
      О, люди, я чувствую только любовь!