Кое-что про советскую жизнь. Бараки

Анатолий Петин
   Как-то, когда еще только народ в России начал осваивать интернет, и я, создав себе страницы во всех доступных соцсетях, начал быстренько-быстренько заводить себе друзей, чтобы было с кем общаться и обмениваться радостями нового бытия в виртуальном мире. И вот тогда я узнал, что, оказывается, очень многие люди с компьютерами даже никакого представления не имеют о том, как жили миллионы граждан нашей страны в советское время.

   Сам-то я знаю кое-что о той, прошлой жизни, потому что родился в самой середке России и точно посередине прошлого века, еще при Сталине. Появился на свет я в небольшом промышленном городке, на Урале, но потом довелось пожить и в селах, и в хуторах, и в глухих таежных деревнях, и в больших городах в самых разных уголках советской страны...
   Сегодня я хочу рассказать немного о жилых бараках. Нет, не о тех, что в сталинских лагерях ГУЛАГа были, а тех, что для рабочих были построены в обыкновенных советских городах, больших и малых...
   Когда-то, во времена моего детства, отрочества и юности (а также и тогда, когда я стал взрослым, зрелым и даже пожилым), квартирный вопрос в СССР, России и... в общем, везде, на всем пространстве обширнейшей нашей Родины, был наиболее сложным вопросом из всех проблемных вопросов советской жизни. Чтобы его начать решать, при Хрущеве додумались до строительства "хрущеб", но еще раньше придумали для жилья строить бараки.

   Барак - это такое длинное одноэтажное здание, с коридором во всю его длину, по обе стороны которого устроены клетушки-квартиры. "Удобства" для барачного люда обычно устраивались рядом с бараком во дворе

   Да, так вот. Родился я в уральском городке, и семья наша тогда обитала в одном из таких бараков для заводских рабочих. А на снимке к моей публикации изображены барачные дети, жившие в другом городе - Новокуйбышевске, что в Самарской области, которая тогда называлась Куйбышевской. Наша семья, состоявшая в то время из семи человек, занимала в том бараке "квартиру" из двух малюсеньких комнат. Собственно, семья по сути состояла из двух семей: нашей мамы, меня, сестры и брата, а еще самой старшей сестры с мужем и их сыном, моим племянником.
   Жизнь в Новокуйбышевске я почти не помню, давно это было, а вот то, как жили в другом бараке, уже в 80-е годы, на Севере, еще свежо в памяти.

   Архитектура бараков везде одинаковая - что на Севере, что в Западной Сибири, что в Поволжье, что в русскоязычной Средней Азии. Длинный коридор, клетки-комнаты. Впрочем, бараки "на северах", по-моему, отличались тем, что жители не боялись держать в общем коридоре кое-что из продуктов - бочки с квашеной капустой, туеса и ящики с брусникой, бывало, что и блоки замороженной селедки в промерзших углах стояли... А вот общей кухни там не было, только умывальник с холодной водой. Туалет, "теплый", на улице, естественно... Впрочем, уличным туалетом зимой обычно пользовались только мужчины и мальчишки-подростки. Все прочие, как правило, "ходили" дома на ведро. Обязанность выплескивать содержимое ведер в дворовый туалет лежала, разумеется, на мужчинах. Интересно было по утрам наблюдать, как шествуют они гуськом по двору, дымя сигаретками и папиросками, в "сортир", приветствуя друг друга и приостанавливаясь ненадолго, чтобы обменяться парой слов...

  Ну вот, пожалуй и все на сегодня о бараках и тех, кто в них жил. Всем, кто прочитал материал до конца, мое почтение! Надеюсь, вам было интересно!