Зачем нам Буддизм?

Владимир Волков
               

Это вопрос не праздный. В последние годы на нас, российских, а особенно – московских обывателей, обрушилось такое количество ранее недоступной информации, каких-то новых учений, толкований и лиц, желающих чем-то нам помочь, что любое новое слово, лицо или учение, воспринимается нами настороженно и критически, безотносительно к его реальному значению и смыслу. А уж тем более, если это новое – что-то заморское, незнакомое. Значит чуждое, враждебное. И во многом мы правы.  Многое, из того, что пришло на нашу землю в последнее время, оказалось  или ловушкой, западней, или, в лучшем случае, чужеродной пустышкой. Одно перечисление всех этих новшеств, начиная от гербалайфа, и кончая различными адвентистами, иеговистами и разными прочими искателями и ловцами душ человеческих заняло бы целую страницу.
За всем этим иногда трудно разглядеть что-то истинное, отделить зёрна от плевел. И что же среди всего этого буддизм? Зачем он появился в нашей жизни?
Наверное, трудно будет правильно ответить на эти вопросы, тем более, что и сформулированы-то они не  очень корректно. Ну, да большой  разговор требует неспешного начала, рассудительности и возможности подумать, попривыкнуть к теме, выбрать нужное направление и скорость, и уж тогда…
Вот и мы начнем с привычного: с сомнения, с незнания, с любопытства. Ну, во-первых, буддизм вовсе не среди всего этого. Он возник давным - давно,  когда ничего этого и в помине не было. Это учение возникло в 6-м веке до н.э., когда  царевич Гаутама, несмотря на старания родителей оградить его от встречи с реальными бедами и трудностями земного бытия,  встретил старика, больного, умершего и отшельника, и, поняв непостоянство и иллюзорность своего "счастливого" существования, решил найти и дать человечеству путь, избавляющий его от неизбежности земного страдания. Его поиски не были легкими, но результат стоил того: он смог вырваться из этого мира страстей и страданий и достиг полного пробуждения.  Позже он сказал об этом как о труднейшем и редчайшем явлении: «В этом ми¬ре, в этой жестокой жизни, где властвуют пять зол — зло иллюзии времени, зло противопоставления себя и других, зло всеобщей страсти, зло перевоплощения и зло уничтожения других ради самосохранения — в такой жизни я смог до¬стичь Пробуждения!»
А говоря о том, зачем буддизм появился в нашей жизни, – нужно внести поправку: буддизм, наверное,  единственное из мировых учений, которое за всю историю своего существования не насаждалось ни в какой форме. Это учение, до которого можно дорасти, дозреть, и тогда оно окажется драгоценным даром, знанием, избавляющим от страдания. Так, невозможно младенцу объяснить все тонкости науки и мироздания, его ум должен быть готов к этому, но когда, созрев, он познакомится ними, он поймет, что современное существование без них невозможно. Так же и с буддийским учением.  И появляться оно стало именно в то время, когда созрели условия, когда наросла потребность в нём, когда всё ясней становиться понимание того, что в мире достойной альтернативы – нет.
Нам невозможно в короткой статье даже прикоснуться к глубинам буддийской мысли, - они бесконечны, нам бы просто понять – что это, и как-то определиться по отношению к нему. И чем он отличается от других учений, философий, религий.
Формально буддизм относится к мировым религиям. Но это больше отражает формальный подход к категоризации явления и связано с формой распространения по миру. С содержательной точки зрения  он считается  логико-психологическим, этическим учением. И здесь, наверное, кроется кардинальное отличие от всех мировых религий. Всё стройное здание буддизма покоится не на вере, а на практической ценности его практик, положенных в основу его философии. Не доверяй авторитету проповедника, красоте его речей, а проверь действенность его слов на собственной практике, и, только убедившись в их правильном действии, – прими их, как свой жизненный метод.
Наверное, с этим и связано абсолютно мирное и победоносное шествие по миру данного учения. О чем спорить и ссориться, если это не имеет абсолютно никакого значения, пока не подтверждено практикой. А если это уже подтверждено собственной практикой, то тогда чем это можно  опровергнуть? Буддизм и возник как абсолютно практическое учение, имеющее абсолютно практические цели – избавление от страдания. Наверное, поэтому – это самое древнее учение, не только сохранившее свои корни и методы, но и развившееся за последние  2500 лет. Именно развившееся непротиворечиво, не вступив в противоречие с первоначальными ценностями и методами, а получающее всё более новые и новые подтверждения в связи с научными открытиями последнего времени. Именно поэтому находящее всё новых и новых последователей среди самых широких и образованных слоев населения. Именно поэтому – продолжающее радовать и удивлять своей непреходящей правотой и действенностью.               

В.А. Волков