Научи меня прощать. Глава 40

Наталья Говорушко
Начало повести: http://proza.ru/2020/02/28/1946
Предыдущая глава:  http://proza.ru/2020/09/11/1830

Утром Ольга чувствовала себя неважно.

Ей удалось поспать, но она всё равно ощущала тяжелую, словно свинцовое грузило, усталость. Глаза «порадовали» припухшими веками, а тело было непослушным, как будто чужим.

Собирая сумочку, она сунула в неё ручку и блокнот. Зачем? Сама не знала. Ольга чувствовала себя, словно шпионка из иностранного фильма.

Эмоции переполняли, наслаиваясь одна на другую, и женщина не понимала, какая из них сейчас важнее – страх или желание что-то предпринять. Временами её колотила нервная дрожь, она чисто инстинктивно чувствовала, что с мужем что-то не так. Произошедшее вчера ввергло Ольгу в настолько большой шок, что она словно увидела всё со стороны…

Вот Игорь устраивает скандал в очереди из-за сока… Вот он буквально заставляет её выбрать некрасивое свадебное платье… Отчитывает за малейший промах, словно первоклашку на уроке… В голове зазвучал голос Елены: «Вы не замечаете ничего странного?»… Вот Игорь поправляет коврик у двери, разглаживает на скатерти случайную складку, вешает полотенце строго посередине держателя… Его издевательское: «О! Ларочка! Решила освоить новую профессию – теперь в официантки метишь?»…

Образы мелькали и мелькали, и Ольга с ужасом начала осознавать, что вышла замуж за человека, которого совсем не знает.

Почему она решила, что Игорь любит её? Потому что он был красив, дарил подарки и позвал замуж? А если на самом деле это не так? Мысли кружились и кружились, словно вихрь, танцующий со снежинками во время метели.

Положив в сумочку ключи, Ольга опять задумалась.

Ей было страшно – вдруг Игорь всё-таки узнает, что она нарушила его категорический запрет? Что тогда будет?

И всё же, несмотря на нервозность, её разбирало чисто женское любопытство – а как живут любовницы?

Может, это какая-нибудь особенная квартира, как на иллюстрациях в заграничных журналах, где мраморная ванна в полу, а кровать – ложе, размером в половину комнаты?

Вот несуразная, о чём она только думает? Хотя это просто нервы, нервы…
Ольга почувствовала, как предательски дрожат кончики пальцев. Её бросило в жар, сердце гулко-гулко застучало. Потом, наоборот, стало холодно, она поплотнее закуталась в шарф, надевая пальто.

Так. Спокойнее. Игорь ничего не узнает.

А после того, что он устроил ей вчера, она даже не чувствует раскаяния из-за встречи с Ларисой.

Она вышла из квартиры.

Тут же открылась соседская дверь, и выглянула любопытная соседка:

- Олечка, здравствуйте. А у вас всё хорошо? Мне показалось, что вечером в вашей квартире было слегка… - Пожилая женщина замялась. - …слегка шумно.

Ольгу снова бросило в жар.

- Нет-нет, Антонина Сергеевна, всё в порядке, просто мы смотрели телевизор. Наверное, слишком громко включили звук, простите, пожалуйста.

Она буквально кинулась в открывшиеся двери маленького, тесного лифта, чтобы не отвечать на новый вопрос, уже готовый слететь у соседки с языка.

Когда двери закрылись, она выдохнула.

Вылетев из подъезда, огляделась по сторонам, словно кто-то мог за ней следить, и быстро направилась в сторону сквера, повторяя про себя заученный наизусть адрес.
Нужный дом она нашла быстро. Обычная девятиэтажка. Ничего примечательного. Первый этаж занимали  два магазина, «Продукты» и «Хозтовары».

Она поднялась пешком на четвертый этаж и, волнуясь, нажала кнопку звонка. Дверь почти сразу открылась и на пороге появилась Лариса, с небрежно заколотыми на макушке волосами и одетая в красивый «китайский» (явно импортный) халатик с драконами.

Она молча пропустила смущенную Ольгу в квартиру, закрыла дверь и оглядела женщину с ног до головы.

- Мда… Хороша… Ну хоть не бил… - Вынесла странный вердикт, она и кивнула в сторону вешалки. -  Раздевайся, тапочки тут, мой руки и проходи в кухню. На рюмку чая. Ванна – там!

Ольга повесила пальто, стянула сапоги, сунула ноги в тапки.

С любопытством открыла дверь в ванну.

Ванна была обычной. Очень чистой, отделанной красивым кафелем в цветочек, но не более того. Самым любопытным оказалось мыло. Оно было круглое и висело на специальном крючке над раковиной на верёвочке! Намылив руки, Ольга уловила какой-то совсем незнакомый «заграничный» приятный аромат.

На кухне было тоже чистенько и уютно. Довольно простой кухонный гарнитур, стол, два стула с высокими спинками. На столе – чашки, тарелка с пирожными.

- Садись. – Снова кивнула Лариса на стул напротив. – Сейчас подсластим тебе пилюлю.

Она открыла темную бутылку и Ольга ощутила запах алкоголя. Лариса добавила совсем немного в Ольгину чашку янтарно-темной жидкости.

Ольга молчала, не зная, как начать разговор. Она совсем смутилась. Зачем она здесь? Наверное, зря пришла. Она судорожно сделала глоток кофе. Напиток был вкусный. От бальзама слегка изменился привкус, появились какие-то травяные нотки в аромате.

- Спокойнее. – Вдруг мягко сказала Лариса. – Я тебя не покусаю. Если пришла, значит, появилась причина. В конце концов, я сама оставила тебе номер телефона, верно?

Ольга кивнула, снова хватаясь за спасительную чашку. Сделала ещё глоток.

- Ты хоть сама понимаешь, с кем связалась? – Лариса вдруг остро и проницательно посмотрела ей прямо в глаза.

От этого взгляда Ольга похолодела и неловко поёжилась. Опустила голову, чтобы

Лариса не заметила опять подкативших к горлу слёз.

- Ох уж мне эта наивность. Тебе сколько лет?

- Двадцать четыре. – Ольга зачем-то помешала в чашке ложечкой. – Будет скоро.

- Мда… - Лариса снова понимающе хмыкнула. – Послушай меня, девочка. Ты думаешь, почему меня Игорь терпеть не может? Это потому что я вижу его насквозь, как рентген в поликлинике кости скелета.

Она помолчала, со вкусом откусила кусочек пирожного.

- Ммммм… Вкусно! Антончик молодец. Умеет побаловать.

Ольга опять засмущалась.

- Не красней. Тебе не идёт. – Лариса расположилась удобнее, откинувшись на спинку стула. – Давай так. Я сейчас буду говорить, а ты – слушать. Когда закончу – сама решишь, разговаривать тебе со мной или нет. Договорились?

Ольга кивнула.

- Ну так вот… - Лариса потёрла тонкими пальцами висок, собираясь с мыслями. – Когда-то давно мне тоже было двадцать лет. И я тоже влюбилась. Совсем как ты. Мой будущий муж был очень умным, красивым и напористым. Он ухаживал за мной красиво, и, как мне тогда казалось, искренне. Я и не заметила, как влюбилась по уши.. Он одаривал меня подарками и цветами, очаровал родителей, постоянно повторял, какая я прекрасная, идеальная, и какой он счастливчик, что меня нашёл.

Лариса скрестила на груди руки и продолжила:

- Словом, я была настолько ослеплена, что уже через три месяца  отгремела свадьба, а на моем пальце блестело обручальное кольцо. А вот потом началось самое интересное.

Она снова посмотрела на притихшую Ольгу:

- Более-менее спокойно мы прожили около двух месяцев. А потом я стала замечать, что характер мужа портится все больше и больше. Для начала он запретил мне пользоваться косметикой и начал критиковать мой внешний вид. Потом я растеряла всех подруг. Мужу не нравилось, что я общаюсь с кем-то ещё, кроме него. Тогда мне все ещё казалось, что происходит это от любви неземной – не хочет мой любимый ни с кем меня делить. Дальше больше – началась какая-то жуткая, ничем не обоснованная ревность. Он ревновал меня к каждому столбу.

Затем начались скандалы. Мой муж сам, специально, провоцировал их, придирался к любой мелочи, а я была виновата. Ссору устраивал он, а потом меня же и обвинял в несдержанности, в неумении понять, предугадать, не портить настроение. Я не могла угодить ему ни в чем.  Если я плакала – муж называл меня истеричкой. Если старалась сдержаться – обвинял в бесчувственности.

Работу мне нашел он.  Я весь день проводила одна, наедине с кучей бумаг. Зарплату забирал, а я отдавала, поскольку мы заранее договорились, что покупками и тратами заведует в доме он. Он же хозяин!

Он был хозяином положения, контролируя меня двадцать четыре часа в сутки.
А я, дурёха, всё искала и искала причину в себе. Это ведь из-за меня он так себя ведёт! Это я нерадивая хозяйка, глупая женщина, я не следую его правилам и поэтому провоцирую скандалы, я ничего не представляю из себя, я никому не нужная кукла с пластиковыми мозгами…

Так продолжалось года два. Я любила и верила во что-то. После особенно крупных ссор на какое-то время он снова становился прежним - дарил мне подарки, просил простить и буквально носил на руках. Я не выдерживала таких атак и прощала. Но становилось только хуже.

Дошло до абсурда. И вот однажды в выходной его вызвали на работу. Я проводила его, но муж вернулся через полчаса, буквально отшвырнул меня от двери, я сильно ударилась, а он, в каком-то невменяемом состоянии  принялся искать по комнатам несуществующего любовника. Когда я его спросила, почему он решил, что у меня есть любовник, он ответил, что сотруднице у него на работе приснился сон, в котором я ему изменяла.

"Сон?! Сотруднице?! Да что бред?! Да ты это не серьезно!" После этих слов я начала хохотать.

Тогда он меня ударил. Сильно. По лицу. Как не сломал нос , даже не знаю. Но вид крови его отрезвил. Лицо приобрело осмысленное выражение, он вдруг рухнул на колени, заплакал, принялся хватать меня за руки, бормоча: «Прости! Только прости! Я не знаю, что на меня нашло!»

Но я уже ничего не соображала  от боли и  ужаса. Кинулась из квартиры в чем была, в домашнем платье и тапках на босу ногу. Не помню, как выбежала на дорогу, была в таком состоянии, что бежала, не разбирая дороги. Просто бежала – лишь бы подальше от него.

А дальше – визг тормозов, ругающийся на чем свет стоит водитель, и мужчина в костюме на заднем сиденье машины… Так я познакомилась с Антоном.

Лариса допила кофе и поднялась, чтобы помыть чашку.

- Дальше всё понятно. Антон отвез меня в гостиницу, оплатил номер. Потом помог  забрать вещи и быстро оформить развод.

Она поставила чистую чашку на поднос и повернулась к Ольге.

- Теперь я свободна и независима. Я больше не хочу замуж. Может быть, даже рожу Антону ребёнка. Я работаю, могу сама себя обеспечить. Зарплата небольшая, но на жизнь хватит, если что. Хотя мой Антончик носится со мной, как с хрустальной вазой. Он хороший человек. Для меня, разумеется, он действительно меня любит. И, наверное, я его тоже люблю. По-своему.

Лариса вдруг улыбнулась.

- Знаешь, как я это поняла?

Притихшая Ольга покачала головой.

Лариса встала, вышла в комнату. Вернулась с открыткой, густо исписанной мелким убористым почерком. Протянула её Ольге.

- Антон пришел ко мне с цветами, протянул открытку. Сказал: «Я люблю тебя». И ушёл.

Ольга раскрыла плотный двойной кусочек картона с нарисованным букетом.

В открытке были стихи:

«У нас говорят, что, мол, любит и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет...
А, помню, старуха соседка короче,
Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.

И часто, платок затянувши потуже
И вечером в кухне усевшись погреться,
Она вспоминала сапожника-мужа,
Как век он не мог на неё насмотреться.

- Поедет он смолоду, помнится, в город,
Глядишь - уж летит, да с каким полушалком,
А спросишь, чего, мол, управился скоро?
Не скажет... Но знаю: меня ему жалко...

Зимой мой хозяин тачает, бывало,
А я уже лягу, я спать мастерица,
Он встанет, поправит на мне одеяло.
Да так, что не скрипнет под ним половица.

И сядет к огню в уголке своём тесном,
Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек...
Дай Бог ему отдыха в царстве небесном! -
И тихо вздыхала: - Жалел меня очень.

В ту пору всё это смешным мне казалось,
Казалось, любовь чем сильнее, тем злее,
Трагедии, бури... Какая там жалость!
Но юность ушла. Что нам ссориться с нею?

Недавно, больная, бессонницей зябкой,
Я встретила взгляд твой - тревога в нём стыла.
И вспомнилась вдруг мне та старая бабка, -
Как верно она про любовь говорила!»*

Ольга прочла строчки до конца и её мысли наконец выстроились в ровную линию.

Жалеет… Жалеет! А Игорь её жалеет?

Она вдруг поняла, что плачет. Тихо, спокойно, без рыданий и истерик. Она поморгала, чтобы согнать слёзы и снова посмотрела на Ларису.

Та спокойно продолжила:

- Антон вдовец. Эта квартира когда-то принадлежала его матери. Когда он привез меня сюда, то соврал, что снял её у приятеля, уехавшего в длительную командировку. Я  платила за неё сама. Как оказалось, Антон эти деньги просто складывал. Отдал их мне все до копейки, после того, как признался в обмане. Он мне не раз предлагал «замуж». А я не хочу. Мне и так хорошо.

Женщина грустно усмехнулась:

- Всё его окружение считает меня его любовницей. Историю про жену, которую я тебе на Новый год наплела - забудь. Наврала. Хотела посмотреть, что ты за человек. Я не отрицаю, что познакомились мы, когда его жена ещё была жива. И он действительно жил на две семьи. Пару раз в неделю захаживал. Но мы всего лишь ужинали и болтали о том, о сем. Он отдыхал здесь больше, чем в семье. Спросишь опять: "А как же жена?". Жена знала. Но скандалов не устраивала. Тогда любовниками мы не были. Спать с ним я стала намного позже, в то время он уже был вдовцом. У нас ведь как? Если спишь с мужчиной, значит ты – либо жена, либо любовница. А если любовница – то точно стерва. А если не спишь - так тем более дрянь последняя, задумала что-то. Друзья его меня только терпят, Игорь нежно ненавидит, а жёны друзей называют между собой подстилкой. Но мне всё равно... Называй хоть горшком, только в печку не ставь.

Лариса засмеялась, а потом внимательно посмотрела на Ольгу.

- Ну что, дитя наивное, как тебе история? Дошло хоть что-то теперь до тебя или нет? – Лариса постучала костяшками пальцев по столешнице стола, потом  по своему лбу.

Жест был известный. На дворовом языке это означало: «В голове у тебя не мозги, а дерево». Варианты варьировались - в зависимости от того, по какому предмету постучать. Но сути жеста это не меняло.

Ольга сглотнула подступивший к горлу комок.

- Ты думаешь, что Игорь такой же? – С ужасом в голосе спросила она. – Как твой бывший муж?

- Такой же, или не такой же – кто его там разберёт. Не мне судить, тебе виднее. Я тут с тобой откровенничала не для того, чтобы ты меня жалеть начала. Ты себя пожалей. Если в голове мозг, а не вата. – Жёстко ответила Лариса. – Я как сыр в масле катаюсь. Я свободная, беззаботная и меня любят. На сплетни наплевать, пусть хоть лопаются от зависти.

Ольга молчала. Осознание того, что она была так глупа, выбило у неё из-под ног даже тот зыбкий островок почвы, который ещё оставался. И теперь она изо всех сил пыталась нащупать эту твердую землю, встать, не утонуть…

- Ну так что? Делать-то что думаешь? – Глаза Ларисы смотрели равнодушно, но Ольга видела, что эта женщина понимает её, как никто другой. Мысль работала уже четко, просчитывая варианты и ища выходы.

- Мне нужна работа. – Ольга  подняла на новую подругу сосредоточенный взгляд.
Лариса довольно кивнула. Так в школе учительница математики кивает ученику, который решил у доски особо сложную задачу.

- Правильный ответ. Ну… И что мы умеем? Хотя… Бог с этим. В телетайпистки пойдёшь?

- В кого? – Ольга испугалась незнакомого слова.

- Ай, да не пугайся ты! Это та же секретарша, только работать будешь на телетайпе. Телеграммы отправлять-принимать. Печатать научишься, объем работы позволяет. Пальцы… - Лариса посмотрела на её руки. – Руки подходящие. Освоишься быстро, работать научат. Специальное образование не нужно. Так пойдешь?

- Пойду! – тут же закивала Ольга.

- Отлично!

Лариса устремилась к телефону.

Ольга съела, наконец, пирожное. Вкусно. Даже очень. Она даже поняла, что это был эклер. Значит, голова постепенно встает на место.

До неё долетали обрывки разговора:

- Антончик! Радость моя, привет! И я тебя целую… Слушай, я нашла девушку на телетайп Ивану Сергеевичу. Нет, не работала, но она шустрая, научится быстро… Да, я ручаюсь, конечно… Нет-нет, всё как договорились… Конечно, я тебя жду… Так ты ему позвони, пусть он отдел кадров предупредит… Нет-нет, она прямо сейчас и подойдет, во второй половине… Хорошо! Жду! Пока!

Вернувшись, довольная Лариса протянула Ольге листок и выдала инструкцию:

- Сейчас идешь домой, берешь паспорт, трудовую книжку, мед.справку, если есть, если нет – сделаешь на днях, потерпит. Идёшь по указанному адресу сразу в отдел кадров. Там скажешь: «Я от Антона Григорьевича». Запомнила?

- Конечно. – Ольга снова благодарно закивала. – Спасибо!

- Спасибо потом будешь говорить. Надеюсь, не надо предупреждать тебя, что Игорь не должен знать, через кого ты получила работу? С Антоном я поговорю, проблем не будет.

Ольга уже натягивала пальто, когда голос Ларисы стал жестким, даже грубым:

- Запомни. Ни при каких обстоятельствах не отдавай зарплату мужу. На семью целиком её не трать. Дома деньги не храни. Открой счет в Сберкассе, и отправляй туда треть зарплаты, ты меня поняла? Твой муж не должен знать, что у тебя есть свои средства. Хотя бы на билет домой. Ты поняла?!

Голос Ларисы неожиданно сорвался и она отвернулась.

- Если бы я тогда не убежала, возможно, сейчас меня просто не было бы в живых. Не обязательно он убил бы меня сам. Довёл бы до сердечного приступа или до самоубийства… Ты понимаешь?!

Ольга осторожно погладила её по плечу.

- Лара. Я всё поняла.

Когда Лариса закрывала за Ольгой дверь, взгляд у неё был прежний, насмешливо-равнодушный.

- Всё. Вперёд. Если что – звони.

Дверь захлопнулась.

***
Через час Ольга торопливо шагала по указанному в записке адресу, сжимая в руках сумочку с документами.

В голове все звучали нараспев слова:

«И сядет к огню в уголке своём тесном,
Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек...
Дай Бог ему отдыха в царстве небесном! -
И тихо вздыхала: - Жалел меня очень…»**
________
*Поэтесса Ирина Снегова (1922 – 1975 гг.) (В каком именно сборнике стихов публиковалось стихотворение – не нашла. Если есть информация – просьба подсказать. – прим. автора)
** То же.

Продолжение здесь:  http://proza.ru/2020/09/17/25