Советские теории

Михаил Барбарисов
Советская теория смеха

Сверхкраткий конспект



Согласно Информационной теории эмоций, ЭМОЦИЯ выражена краткой формулой:

Э = - П ( И1 - И2),

где Э есть отклик на изменение прогноза удовлетворения какой-либо потребности.
П с минусом - потребность как недостача, нехватка, нужда в чем-либо.
И1 - имевшаяся информация (прогноз) о возможности удовлетворения этой потребности (прединформированность).
И2 - вновь поступившая информации.

Если поступившая информация превышает имевшийся прогноз, то возникает положительная эмоция.
СМЕХ есть проявление особого класса положительной эмоции.
Он возникает не при любой положительной эмоции, а только при определенном и обязательном стечении обстоятельств:

1. И2 не только превышает И1, но и обесценивает, ликвидирует значимость прогноза. Когда вдруг оказывается, что И1 - это вздор, лишь казавшийся значительным. Ярчайшей пример этому - структура АНЕКДОТА (ложный прогноз - неожиданная концовка).

2. Смех возникает на базе потребности не главной, а второстепенной. и, как правило, не связан с главенствующей потребностью субъекта, когда возникает радость, восхищение, восторг, но не смех.

3. Второстепенная (субдоминантная) потребность, откликом на которую является смех, отвлекает от главного дела, от насущных забот. Смех возникает на фоне, когда что-то отвлекло от дела и человек находится в состоянии более или менее спокойного созерцания окружающей действительности.

4. Самое очевидное условие возникновения смеха - его полная непроизвольность. Если разность между И1 и И2 есть плод мучительных размышлений, сопоставлений, то смеха не будет. Эта разность должна быть очевидна сразу, непосредственно. Несмотря на подводку в анекдоте, зарождение смеха - явление несознаваемое, интуитивное. Смех возникает, как взрыв. Смешное не нуждается в доказательствах.

Смех - индикатор идеальной потребности сознания.

Смех - познание без усилий, затраченных на понимание причин смешного.

Юмор - разновидность вооружения.







Советская теория детского чтения

На основе исследований кандидата педагогических наук Л.Беленькой



- А в советские времена даже стакан поставь перед телевизором
и он зарядится идеей построения светлого будущего... Теперь же и
пустой начинает смердеть от проносящейся в воздухе волны вайфаев,
наполненных, как Вы мягко выразились, вседозволенностью...
Из ЯндексДзена



Для детей любого возраста чтение и слушание книги - сложнейший творческий процесс. Исследования детского чтения, проведенные в СССР и за рубежом, свидетельствуют, что для каждого периода детства характерны свои закономерности чтения художественной литературы. В разном возрасте у детей появляются особые читательские качества, НЕПОВТОРИМЫЕ возможности восприятия и понимания книги, которые очень важны для их духовного роста. Если эти качества не поддержаны взрослыми, они исчезают, уходят и вернуть их НЕВОЗМОЖНО - ребенок уже на иной ступени развития...


3 года
Затаив дыхание малыш слушает сказку... Он ещё не умеет выражать словами мысли и чувства, вызванные книгой, но его переживания ярко проявляются в мимике, жестах, восклицаниях... Основные вехи такого восприятия с т.з. психологии: СОДЕЙСТВИЕ, СОУЧАСТИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Трехлетний ребенок буквально ДЕЙСТВУЕТ вместе с героем - бежит с Колобком по дорожке, топает по комнате (по лесу) вместе с охотником, который идет спасать Красную Шапочку и её бабушку...
Уже к 3-м годам, при переходе от игры с книжкой-ширмой и рассматривания картинок к СЛУШАНИЮ книги, у него появляются любимые ГЕРОИ и СИТУАЦИИ, ТЕМЫ и ЖАНРЫ. Он любит сюжетный рассказ - своеобразный ЖАНР ПРИКЛЮЧЕНИЙ для самых маленьких, герои которого - сам ребенок, его ближайшее окружение (семья, другие девочки и мальчики), игры и игрушки, домашние животные. Приключения, происходящие с ними, знакомые детям ситуации и обстоятельства, события, которые часто повторяются, как в сказке - такие повторы очень радуют детей.

3,5 года
Для трехлетних важен прежде всего ритм, звучание, музыкальность стиха. К четырем годам их начинает волновать содержание: любимыми становятся детские стихи и поэмы, поэмы-сказки К.Чуковского. Дети предпочитают короткую сказку с четко выраженными ПРАВИЛЬНЫМИ поступками положительных персонажей - людей и зверей, очень любят сказки и рассказы в картинках, где главное - иллюстрация, а короткий текст лишь пояснение.

4-6 лет (Возраст сказок)
Ребенок познает свойства вещей и явлений, человеческие взаимоотношения. Как и в игре, он легко входит в воображаемые обстоятельства, предлагаемые в литературном произведении. СОУЧАСТИЕ С ГЕРОЕМ проявляется во внешних действиях: малыши часто пытаются порвать или исчеркать страницы с изображением "плохих", "злых" персонажей.
К шести годам появляется стремление мысленно действовать с ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЕМ в ВООБРАЖАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, переживать в воображении. Действия и поступки героев, в которых проявляются смелость, благородство, доброта, необычайно волнуют детей этого возраста. Диапазон эстетических переживаний 5-6-летних слушателей очень широк: дети наслаждаются не только умной моралью рассказа или сказки, их радуют и ритмы сказок Чуковского, и пыхтелки, ворчалки и сопелки Винни-Пуха, они счастливы, слушая о проделках Карлсона, который живет на крыше.
Дети тяготеют к сказке, полной чудес, в которой фантастическое преобладает над обыденным, повседневным. Волшебные сказки они предпочитают бытовым сказкам и сказкам о животных. Маленький Мук и Щелкунчик, герои Андерсена и девочка Пеппи впервые входят в жизнь ребенка в 5-6-летнем возрасте. Среди любимых стихотворных жанров - короткие лирические стихотворения, стихи, построенные на словесной игре, и перевертыши, в основе которых нарушен общепринятый порядок слов. Важнейшей особенностью этого возраста - возникновение интереса к СМЕШНОЙ книжке, когда можно смеяться над необычным, выпадающим из круга привычных представлений.

7 лет (1 класс)
Первый период школьного детства, когда ребенок из СЛУШАТЕЛЯ превращается в ЧИТАТЕЛЯ, самый трудный. Причина - несоответствие между ещё очень несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия и понимания книги. У первоклассника может вдруг исчезнуть желание читать. Как правило - это временное явление, оно исчезает с развитием и закреплением навыков чтения, однако здесь особенно необходимы внимание и помощь взрослого.

8-9 лет
Возникает новое отношение к людям и явлениям, к литературному произведению. Они уже умеют смотреть на героев и события, изображенные в книге, как бы со стороны. Им по-прежнему близки книги, в которых торжествует добро и справедливость, однако отношение к героям становится более глубоким. Моральные представления теряют категоричность, прямолинейность, присущие дошкольнику, окрашиваются более сложными чувствами: симпатией, гордостью, тревогой, осуждением, снисхождением и т.п. Они уже могут, преодолев своё неприятие грустного, печального, почувствовать значительность трагического "конца", если он не нарушает общего жизнеутверждающего смысла рассказа или сказки ("Сказка о Мальчише-Кибальчише" А.Гайдара, "Гааврош" в.Гюго, "Арно" Э.Сетон-Томпсона).
Самые сильные впечатления у читателя этого возраста оставляют такие детали, эпизоды, поступки, которые открывают знакомый ему предмет или явление в более глубоком и выразительном ракурсе. Так, в "Робинзоне Крузо" Д.Дефо он ярче всего запоминает страницы, посвященные труду островитянина, то, что так или иначе знакомо в повседневной жизни, но раскрыто неожиданно, по-новому. Конкретная, выразительная деталь обладает особой силой воздействия в этом возрасте. Дети никогда не забывают рассказать, что листок, под которым жила Дюймовочка, осенью "свернулся в трубочку", что у толстовского Филипка "была большая шапка. Он, как грибок, в ней был". Деталь помогает им не только представить внешний облик, но и идти к более глубокому восприятию ОБРАЗА - почувствовать характер героя, войти в мир его переживаний.
Ещё один, очень важный для младших школьников критерий оценки книги - СМЕШНОЕ и веселое. Диапазон оттенков комического, привлекающий детей, широк: их смешат комические положения, в которые попадают герои, манера их поведения и любая комическая деталь - бытовая, языковая, портретная...
8-9-летних детей интересует многое: сказка и "веселая книга". В круг чтения входят рассказы и короткие повести, остается интерес к поэзии.

10-11 лет
Резко меняются ценностные ориентации в чтении к 10-11 годам. Самое главное для ребят - это когда книга "жизненная", когда "там написана вся правда", когда "там всё до подробностей и ничего не приурашено". В книге они выделяют жизнь и деяния сверстника и фабулу книги.
В этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, что проявляется в особой форме, и прежде всего в утверждении своих физических возможностей, таких качеств, как ловкость, смелость, храбрость. Поэтому десятилетний читатель часто отождествляет героя книги со знакомыми мальчишками и девчонками и всегда неосознанно - с самим собой.
- Я люблю читать о моем ровеснике. Когда бы я воевала, я бы тоже так могла сделать...
- Про ребят люблю, как я. Это можно таким же похожим быть, - говорят дети.
Выше всего ценятся книги, где герой-сверстник проявляет себя в исключительных ситуациях.
Чрезвычайно характерен для читателей этого возраста более высокий, чем в других периодах подросткового детства, интерес к фабуле, к определенным событиям: к неожиданностям, тайнам, напряженным ситуациям. Действия героя они обычно объясняют его физической силой, ловкостью, храбростью или трусостью. Прямолинейность оценочных суждений - характерная черта ребячьих отзывов о книге, её герое - плохом или хорошем, добром или жадным. Тут нет переходов и полутонов. И взрослые должны помочь ребятам понять многозначность идейного содержания книги, которое никогда не исчерпывается каким-то одним выводом, даже если этот вывод и верен.
Диапазон предпочитаемых тем и жанров в этом возрасте суживается. Любимый жанр - приключенческая повесть, любимая тема - ДЕТИ НА ВОЙНЕ. Книги эти как бы вбирают в себя всё, что ребенок этого возраста ценит в литературе: в основе сюжета лежит БЫЛЬ, ПРАВДА, происходят исключительные события, есть смелый, мужественный и в то же время совсем обычный сверстник читателя - ТАКОЙ КАК Я.

12-13 лет
Иной тип читателя - подросток 12-13 лет. Это самые активные читатели с наиболее широкими и в то же время устойчивыми запросами. Наивные, типично детские желания и устремления сочетаются у них со "взрослыми" потребностями. Именно в этот период ярко вспыхивает интерес к книгам для взрослым. Они впервые начинают обращать внимание на форму произведения, его художественные средства - на то, как написана книга.
Важнейшая особенность этого возраста - развитие самосознания и самооценки; начинают складываться независимые от случайных влияний моральные взгляды и суждения, проявляется глубокий интерес к нравственным качествам, к нормам поведения и взаимоотношениям людей.
- Если человек не имеет ни зла, ни доброты, кто он такой?
- Можно ли изменить характер человека?
- Что такое счастье?
- Что такое настоящая дружба? - в 12-13 лет эти вопросы волнуют и мальчиков, и девочек в равной степени.
В этом возрасте возникает потребность в нравственном идеале, но, как отмечают психологи, эти подростки редко видят его в окружающих людях. Их идеалы - чаще всего литературные персонажи или герои документально-художественной литературы. Любимыми становятся д'Артаньян и Павел Корчагин, Рихард Зорге и капитан Немо, молодогвардейцы и Робин Гуд. Подросток переносит на себя качества характера и поступки образа героя-взрослого, ПРИМЕРЯЕТ их к себе - и тем самым учится постигать внутренний мир литературного персонажа, его психологию. В круг чтения впервые входит такой сложный литературный вид, как роман.
Читательские потребности подростков наиболее полно воплощает роман приключений. Недаром этот возраст исследователи называют ВОЗРАСТОМ ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Они начинают ценить интеллект героя. Это отчетливо проявляется в отношении ребят к одному из любимых жанров - детективу.
В поэтических произведениях они выделяют прежде всего героику, предпочитая жанр поэмы или баллады. И в литературной сказке, фантастической, волшебной повести (интерес к которой в этом возрасте гораздо выше, чем полагают взрослые) их волнует тоже прежде всего герой, его духовные качества и поступки.

Исследователи, отмечая тревожное соперничество чтения и таких средств массовой коммуникации, как кино и ТВ, в жизни современных детей, приходят к выводу, что количественная сторона чтения - не главное. Гораздо важнее - КАК читают дети, ЧТО ищут в книгах, КАК оценивают прочитанное, КАКОВ КРУГ их реального и желаемого чтения. И здесь особенно необходима помощь взрослых, которые, помогая детям ориентироваться в безбрежном книжном море, должны всегда опираться на особенности и возможности детского восприятия книги.




Примечание
Михаил Барбарисов "Фрейд и совеЦКая теория смеха" http://proza.ru/2020/09/18/1129