Забытое слово. Зернь

Евгений Пимонович
     « За тех кто трудится! За тех кому трудно!» – взволнованно звенит перед единым днем голосования  надпись на баннере. Хорошо скаламбурили справедливороссы. На века! Трудности, однако, бывают временные, переходящие. И вечные. Такие как АЗАРТ.

     Словарь подсказывает происхождение этого слова от фр. hasard — «случай», «риск», «игра в кости». Причём прямого эквивалента слову «азарт» во французском языке нет, и вместо него используются слова passion — «страсть», emballement — «увлечение», и другие.
    Во французский язык слово hasard, в свою очередь, попало через исп. и порт. azar — «игра в кости», из араб. ;;;;;; (аль-захр) — «игральная кость».
    По-арабски   «азар»  означает «трудный». Так арабы называли комбинацию очков, которая при бросании нескольких костей могла появиться лишь единственным способом. Например, при бросании двух костей трудным («азар») считалось появление в сумме двух или двенадцати очков.

  Игра в кости, пожалуй, самая древняя из известных нам азартных игр.  Игральные кости с возрастом около 5200 лет были найдены в Иране вместе с комплектом для игры в нарды при раскопках города Шахри-Сухте; метки на гранях костей практически не отличаются от современных. Одно из названий игральных кубиков «зары», очевидно, тоже связано с арабами, с трудностью преодоления искушения.
     Славянские народы, вероятно, унаследовали игру в кости ещё от своих индоарийских пращуров. Одна из миниатюр «Повести временных лет» иллюстрирует выбор князем Владимиром жертвы языческим богам метанием игральных костей. В XVI — XVII вв. в Московском государстве употреблялся один из вариантов этой игры - зернь, с точечной маркировкой, похожей на зернышки,  или с чёрными и белыми сторонами.

   Предки электората «Справедливой России» любили метать «зернь»: перед началом игры соперники договаривались о том, какие грани кубиков будут считаться выигрышными. После этого маленькие бело-черные зарики бросались на стол, побеждал тот, кто угадает цвет.
   Как и карты, игры в кости осуждались и строго карались. Однажды царь Алексей Михайлович разрешил играть в карты и зернь в Сибири, правда, разрешение длилось ровно год и было отменено. Как водится, самыми популярными местами для игр были кабаки, корчмы и тайные кабацкие бани. У игры в зернь  были и свои поклонники и профессиональные игроки и шулера. О ней невозможно было не упомянуть и литераторам, описывая нравы своего времени:«Пролазы же из низкой черни пошли искать майданов, зерни, чтобы кого-нибудь оплесть.» («Вергилиева Энеида,  вывороченная наизнанку» Николая Петровича Осипова, конец века XVIII -го).

   Почему же именно «зернь»? Может быть, по внешнему виду маленьких обкатанных кубиков со стертыми от времени ребрами и вершинами.
   «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я, может быть, запомню. Дай мне сделать — и я пойму!» (Конфуций).
     «Углы у некоторых кубиков закругляют не случайно: кубик получает слегка шарообразную форму, скольжение о поверхность стола увеличивается, он катится почти как шар (зерно!) и распределение вероятностей выпадения тех или иных чисел становится равномерным: начальное положение кубика и характер движения при броске становится пренебрежимо малым.»

     Сколько раз смотрел я на кубики и метал их, играя в нарды, но когда однажды решил сделать их, чтобы скрасить затяжные трехмесячные командировки в Приозерск, столкнулся с вопросом, на какие грани наносить точки, в какой последовательности.
  Конечно же, вспомнить не смог, пришлось искать готовые зары, чтобы, наконец то, УВИДЕТЬ и запомнить: «Сумма точек на противоположных гранях равна семи, 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.»

    Человек – существо играющее, Homo Ludens. Игры и их атрибуты появились одновременно с атрибутами письменности, гораздо раньше цифр, поэтому на гранях кубиков - точки-зернышки.
   Азарт реализуется по-разному. Кто-то мечет зернь, кто-то (Герман Гесс) играет в бисер.  Пожелание и тем и другим: не заигрываться. Смотреть и видеть. Пытаться понять:
  «Традиционно противоположные стороны кубика в сумме дают семь, причём грани 1, 2 и 3 имеют общую вершину, эти грани могут располагаться по часовой стрелке или против часовой стрелки по отношению к вершине. Если грани 1, 2 и 3 идут против часовой стрелки, кубик называется правым и наоборот. Западные кубики обычно правые, а китайские кубики — левые.»

   «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою!..»

   P.S.
  По-хорошему разобрался с ЗЕРНЬЮ Филолог По (http://proza.ru/2018/02/19/2193), анализируя "Слово о полку Игоревом":
<...игра порицаемая церковными уставами называлась ЗЕРНЬ. Вот, что пишет Срезневский:
 
«Зёрна употреблялись при метании жребия: - «Велятъ зерна намётивъ вкинуть въ судно, аки въ ступку, а зерна деи бёлы, да выняти деи малому дитяти; его же деи до дващи выметъ зерно, того поставили». Соф.вр.6983г. (II т. 143).»

Также ЗЁРНАМИ именовался сам жемчуг. А зёрна как известно надо толочь. Видимо поэтому гадание на костях (зёрнах) называлось ТОЛКОВИНЫ.

Таким образом, Филолог По пришёл к выводу, что таинственную мистерию из мутного сна Святослава:

«Сыпахуть ми тъщими тулы поганыхъ тльковинъ великый женчюгь на лоно, и нёгуютъ мя». Вообще не следует переводить, потому как она написана вполне понятным русским языком. Просто её нужно правильно понимать. «Тощие тулы» - вероятно имеется ввиду, размер ступок для метания по сравнению с колчанами для стрел. «Поганые толковины» - языческие гадания. «Великий жемчуг» - исходя из контекста, скорее всего подразумевается, хороший расклад гадания.>

  Приятно, что не только вождь мирового пролетариата Владимир Ильич "видел то, что временем закрыто"!!