1. Штаны
В официальных формах костюма в старину штаны обычно были полностью скрыты длинными халатами или плахтами и поэтому в высших сословиях слыли неприличной частью туалета, откуда их многочисленные эвфемистические названия. Штаны были глухие, без прорехи, с широкими, расходящимися вразлет штанинами, с очень низким шагом, что при сведенных вместе ногах придавало мотне сзади мешкообразный характер. На верхнюю часть штанов нашивалась добавочная широкая полоса ткани (куяо), часто другого, более светлого или совсем белого цвета, а к ней иногда пришивались четыре петли, сквозь которые продергивался пояс. Однако более типичен случай, когда штаны держались при помощи кушака (кудай или ханьцзинь), без всяких петель. Поскольку штаны в талии бывали очень широки, при подпоясывании впереди образовывалась характерная, запахивающаяся направо складка.
Отличие женских штанов от мужских состояло в том, что шов на них не пересекал живот по вертикале, а шел наискось. В танское время в одежде высших сословий было распространено крепление штанов на матерчатых помочах.
Обычным материалом для штанов, также как и для других предметов одежды, были пеньковые (бу, мабу) или шелковые (бо, цзэн, вань) ткани. Позже к ним присоединились хлопчатобумажные (мяньбу). В холодное время носили стеганные на вате штаны (мяньку), поверх которых надевали таоку, тоже обычно подбитые ватой.
Ноговицы (таоку) – отдельные, не соединенные мотней штанины, крепящиеся к поясу при помощи тесемок.
2. Гамаши, чулки, обмотки
Очень часто китайцы носили штаны навыпуск, иногда подвязывая их под коленом. Иногда же их стягивали своего рода гамашами – би или синтэн, или вправляли штанины в голенища сапог либо в шитые, зимой стеганные, сапожкообразные чулки (ва). Характерно и употребление схватывающих голень над лодыжками обмоток – куцзяодай. С эпохи Хань вошли в употребление чулки, которые подвязывали у колена. Простолюдины ходили в полотняных чулках, люди состоятельные – в шелковых.
3. Обувь
Типичной китайской обувью всегда были легкие (либо матерчатые, либо плетеные из пеньки или соломы) туфли. Союзки матерчатых туфель часто бывали орнаментированы. Толстая подошва изготовлялась из нескольких слоев проклеенной бумаги, войлока или ткани (гэбу), прошитых продольными рядами стежков. Иногда (не часто) использовалась кожа. Торжественные туфли (си) украшались кантиками. (В танскую эпоху мужчины и женщины носили туфли с загнутыми вверх носками). Боковая сторона подошвы белилась краской, приготовленной из толченных ракушек, а носок украшали парусообразной надставкой (цюй). В дождливую погоду, если приходилось ходить по грязи, надевали деревянные скамеечкообразные сандалии – цзи – без верха, державшиеся на ногах при помощи матерчатых или плетенных жгутов.
Были периоды, когда под влиянием костюма кочевников в Китае распространялся обычай носить кожаные сапоги – сюэ, причем выработался их национальный матерчатый вариант. Очень характерны танские мягкие чулкообразные сапожки с перевязками у лодыжек.
4. Верхняя одежда
Состояла из длинных халатов и более коротких кофт. Формы их были чрезвычайно разнообразны. Все кофты и халаты были распашные; по фасону они делились на однобортные и двубортные, с явным преобладанием последних. Роль пуговиц выполняли веревочные застежки. Однобортные имели впереди одну завязку. Двубортные имели завязку сбоку. Особое значение имело то обстоятельство, что левая пола при запахе всегда покрывает правую. Обратный порядок, то есть запах на левую сторону, издавна считался признаком варварства.
Двубортные халаты подразделялись на открытые и закрытые. У первых края бортов перекрещивались на груди. Вторые – это закрытые халаты с округлым воротом и застежкой или завязкой на правом плече у шеи, а также с глубокими разрезами по бокам. Их родина – кочевой север. Первоначально закрытые халаты носили одни военные, но начиная с периода Тан они сделались повседневной официальной формой.
Китайские халаты различались также по ширине рукавов. В доцинские времена все кофты и халаты были с широкими рукавами. Даже крестьяне носили тогда одежду с широкими рукавами, а чтобы они не мешали работать, подвязывали их специальной лентой, перекрещенной на груди. В период Тан все, начиная от императора и кончая мелким чиновником, предпочитали халаты с круглым расстегивающимся воротом и узкими длинными рукавами. Исключение составляла только одежда для жертвоприношений и других сугубо торжественных церемоний.
Удлиненная часть низа широкого рукава китайского халата немного сшивалась по направлению к кисти или просто сужалась, и таким образом в нижнем углу рукава получался своеобразный карман.
Простые люди обычно носили халаты черного цвета. Знатные и ученые мужи предпочитали более изысканные цвета: красный, пурпурный, синий и даже лиловый.
Халаты знатных людей полностью закрывали ноги. Простолюдинам приличествовала более короткая одежда.
Помимо халатов и кофт женщины носили безрукавки – бэйсинь или каньцзяр.
5. Шубы
В холодное время года китайцы всех эпох надевали или просто несколько халатов и кофт, или одежду на подкладке (цзяпао), или стеганную на вате (мяньпао). Зимой, особенно на севере, носили так же шубы – из козьего, обезьяньего или собачьего меха. Богачи щеголяли в собольих шубах или в шубах на лисьем меху. Верхом роскоши считался каракуль. Шубы китайских богачей в древности были обычно легкими и поверх них еще надевали расшитые шелковые халаты. Поверх шуб из черно-бурой лисы носили кофты из темного шелка, поверх кофт из рыжей лисы – кофты из желтого шелка.
6. Плащи
В дождливую погоду и в снегопад поверх обычной одежды набрасывали плащи-накидки. У тех, кто победнее, они были сплетены из соломы, травы или бамбуковой стружки–чжусы и назывались со, сои. Богатые носили плащи из птичьего пуха или шерстяных тканей.
7. Исподняя одежда
Не отличалась особым покроем. Это были те же кофты и халаты, но из более тонких, в основном белых тканей. Их размеры иногда превышали размеры верхней одежды, и тогда ворот, рукава и подол выступали из-под более темного и тяжелого верхнего платья. В повседневном официальном костюме начиная с периода Тан подол нижней одежды полностью скрывался верхним глухим халатом, виден он был только в боковых разрезах; косой ворот слегка выступал в вырезе круглого халата, а манжеты выглядывали по краю рукава совсем узкой полоской.
Основной разновидностью нательной одежды была полотняная или шелковая рубаха с прямой полой и такими же длинными, как у халата, рукавами.
Мужчины и женщины надевали штаны прямо на голое тело.
8. Поясная одежда (шан)
Это кусок ткани, которым обвертывали нижнюю часть туловища и закрепляли завязками на талии (что-то вроде фартука). При наиболее торжественных формах одеяния носили шан прямоугольной формы (вэйшан). Для менее торжественных случаев шан кроили из суживающихся кверху клиньев и называли фэйвэйшан. Китайские женщины эпохи Тан носили и настоящие юбки, причем вверху и по бокам эти юбки имели треугольные вырезы, в которых виднелась ткань заправленной внутрь кофты.
9. Пояс и фартук
Являлся очень важной частью китайского костюма. Его цвет, материал и украшения служили знаками различия аристократии и чиновничества. Верхняя часть шан обычно стягивалась двумя поясами. Первый – это дадай, матерчатая лента с двумя петлями – ню и двумя свешивающимися вперед длинными концами, называемыми шэнь. Второй пояс назывался гэдай. Он изготовлялся из кожи и украшался нефритовыми, металлическими или роговыми декоративными пластинами и пряжками-гоу.
Очень часто к поясу впереди прикреплялся своего рода фартук – би, биси или фу. При жертвоприношениях он был непременной формой облачения, имел красный цвет и богато декорировался в соответствии с рангом носителя.
10. Шоу и подвески
Шоу – система связанных в сетку цветных шнуров с вплетенными нефритовыми кольцами и другими украшениями. Носили его сзади или на боку. Нефритовые подвески – пэйюй – находились в тесной связи с шоу. В эпоху Тан установился следующий вид пэйюн. Слева и справа к поясу, либо на крючке, либо при помощи колечка, либо посредством завязок, подвешивалась поперечная нефритовая пластинка – хэн, к которой привязывались три шнура, унизанные маленькими жемчужинами – биньчжу. В середине центрального шнура прикреплялось круглое украшение – юй, а на больших шнурах на том же уровне помещались два угловых камня – цзюй. Внизу средний шнур заканчивался треугольным украшением – чунъя, а боковые двумя нефритовыми полукольцами – хуан. Три нижние драгоценности сталкивались во время ходьбы, отбивая торжественный ритм шагов. Концы хэн и оба хуан соединялись с центральным элементом подвесок (юй) – унизанными жемчугом шнурами.
11. Головной убор
С незапамятных времен китайцы не стригли волос, а соединяли их в узел-цзи при помощи шпильки-цзи, или цзань (существовали два вида причесок: в одном случае собранные на затылке волосы заплетали в две косы, в третью косу заплетали волосы на затылке, после чего все три косы закручивали узлом с правой стороны от макушки; в другом случае волосы зачесывали назад, делили на шесть прядей и сплетали в одну косу, которую укладывали на затылке). Формы головных уборов были весьма разнообразны. Если европеец из почтительности снимал шляпу, то китаец, наоборот, надевал ее. Показаться на людях, принимать дома гостей и даже писать и читать без головного убора считалось верхом неприличия. Все ритуалы, как под открытым небом, так и в помещении, все официальные встречи и аудиенции, банкеты непременно требовали надетого головного убора. Снять головной убор значило в старом Китае отказаться от должности или прийти с повинной головой.
Чиновничья шапка мянь имела следующий облик. Цилиндрическая тулья-цяо охватывала голову своей нижней частью, окаймленной полосой (своего рода околыш у, или вэй или вэйу). Над у по бокам были отверстия-ню, сквозь которые продевалась шпилька-цзи. Пронизывая внутри узел волос, шпилька надежно закрепляла тулью на голове, и дополнительное ее крепление шнуром-хун вызывалось скорее желанием украсить мянь, чем необходимостью. Два конца шнура-хун привязывались к концам шпильки-цзи, а его середина охватывала подбородок. Сверху тулья венчалась своеобразным, плоским, удлиненным навесом-янь, спереди и сзади которого свисал ряд нитей-цзаошэн, каждая из которых называлась цзю. На нити были нанизаны нефритовые шарики-юйчжу. Кроме того, по бокам мянь со шпильки свешивались концы шнура-хун, на которых на уровне ушей укреплялось по одному шарику или по одной фигурки другой формы. Этот элемент назывался тянь.
В раннем Средневековье простые люди повсеместно носили головную повязку. Она представляла собой головной платок (обычно черный), который завязывался двумя завязками спереди и двумя – сзади, причем задние завязки ниспадали на спину.
В повседневной официальной форме была принята головная повязка-путоу. Первоначально это был кусок черной ткани, которым повязывали голову. Два конца завязок-цзяо ложились на спину, а другие два, более тонкие, охватывая узел волос, завязывались бантом спереди на шиньоне, заставляя его таким образом резко обозначиться на голове. В период Тан такой убор носили как простые люди, так и знать. Вообще эта эпоха отличалась любовью к простоте в повседневной одежде.
Мужчины носили черные шапочки из парчи, но разной формы и размера. Головные уборы в помещении не снимали, и даже в спальне шапочки откладывали в сторону только после того, как возлегали на ложе.
У высокопоставленных чиновников шапки были расшитыми и украшенными золотом, а надо лбом в них был вставлен кусочек яшмы или драгоценный камень.
12. Украшения
Женщины носили в волосах цветы, украшали себя серьгами, декоративными шпильками и гребенками, кольцами и браслетами, а на шее носили золотой обруч с замочком, слывший талисманом «долгой жизни». Они пользовались цветочной водой и ароматным мылом, и, подолгу сидя возле курильницы, пропитывали свою одежду запахом дорогих благовоний.
13. Минералы
Из всех камней китайцы особенно ценили яшму, считавшуюся воплощением «крайнего» ян в минеральном царстве. Этот термин относился к нескольким видам минералов, среди которых наибольшее значение имели нефрит и жадеит. Различали голубую, желтую, зеленую, красную, белую и черную яшмы. Одним из лучших сортов яшмы считалась хотанская. Из яшмы делали амулеты, всевозможные украшения и предметы личного обихода.
Среди прочих драгоценных камней китайцы выделяли алмаз, малахит, агат, бирюзу, сапфир, халцедон, сердолик. Всем этим минералам приписывались магические и целебные свойства. Из минералов органического происхождения особенной любовью пользовался жемчуг.
14. Женская мода
В эпоху Хань женщины набрасывали на плечи широкую накидку, которой, выходя из дому, покрывали голову. Обычно они выбривали брови и на их месте синей или черной тушью рисовали другие. В правление императора У-ди их рисовали в виде иероглифа, означавшего цифру 8 (в виде двух разлетающихся в разные стороны наклонных линей). В следующем веке при императоре Мин-ди линия нарисованных бровей стала более вытянутой и округлой. Женщины пудрили себе лицо, шею и плечи; щеки густо покрывали румянами, ставили черные бумажные мушки в уголке рта или на лбу, а губы красили красной помадой
В эпоху Тан у дам в торжественном облачении мы часто видим на картинах длинные шарфы, которые окутывают плечи и нередко свисают до пола. Их волосы подобраны в высокий шиньон, сверху скреплены большой заколкой в форме цветка, а спереди украшены свисающими бусами. В ту пору в моде были внушительное декольте и широкие, нарисованные кобальтом искусственные брови. Шея у женщин оставалась открытой, и нередко значительная часть груди была обнажена. При династии Тан китайцы относились к этому совершенно спокойно.
Достаточно откровенные наряды имели танцовщицы, которые порою были облачены только в тонкое платье с декольте. Под грудью оно перехватывалось лентой и дальше ниспадало широкой гофрированной юбкой. Рукава были необычайно длинными, и размахивание ими играло важную роль во время танцев. Часто девушки танцевали полностью обнажив грудь.
(Сычев Л.П., Сычев В.Л. «Китайский костюм»).
Китай и Великая степь http://www.proza.ru/2011/02/18/339