Кабардино-Балкарская Республика

Хадис Тетуев
Кабардино-Балкарская Республика. Кабардинцы и Балкарцы.

Учебник «География Кабардино-Балкарии», пособие для учащихся средней школы, Нальчик, 1971 г., с.67, раздел X. География населения написано, что «В горной части Центрального Кавказа сформировалось коренное население – балкарцы. В равнинной и предгорной частях обособились переселенцы с побережья Азовского и Чёрного морей – кабардинцы». 


Балкарцы – коренной народ республики

В 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила текст Декларации ООН о правах коренных народов — одного из наиболее прогрессивных документов о правах человека, принятого в последние десятилетия.
Есть несколько попыток дать определение «коренному народу». Классическим считается определение, данное в 1982 году Специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств – г. Хосе Мартинесом Кобо:
«Коренное население — это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами,
которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях,
 считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий.
 Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами».
Из определения видно, что в среде коренных народов могут существовать и общины (небольшие сообщества) и народности – более многочисленные сообщества, и даже нации.
В 1989 году Международная Организация Труда приняла Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, №169, в которой дала юридическое определение этому понятию:
 «…народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные,
 ввиду того, что они являются потомками тех,
кто населял страну или географическую область,
 частью которой является данная страна,
в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ,
 и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты».
 При этом Конвенция подчеркивает, что «Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции».
Кого, считают коренными народами, и что входит в это понятие:
«Автохто;нность (от др.-греч. ;;;;; «сам» + ;;;; «земля») — термин, обозначающий принадлежность по происхождению данной территории; автохто;нный — местный, коренной по происхождению.

В древнегреческих памятниках письменности автохтонами назывались первобытные жители страны, которые утверждались в стране с незапамятных времён, а не переселялись в неё из какой-либо другой страны,также первопоселенцы данной страны или её древнейшее население: туземцы.

Греческому автохтону соответствуетлатинское абориген, одна этимология которого может означать «коренной обитатель данной страны»,
«издревле живущий в данной местности» (лат. ab origine «от начала, изначальный», хотя сами римляне не принимали этой этимологии).
Что подчёркивает автохтонность балкарцев на этой территории? В первую очередь топонимы и гидронимы на её территории, названия гор, рек, местностей:
Реки
1.Балыкъ, Малка (Балкъ, Палк) – по одной версии река несёт название народа: Балк-ар, Малк-ар. С другой стороны Балык су – это рыбная река, и название одноименного тюркского города Балык.
 2.Басхан (Баксан) – с тюрко-балкарского языка переводится, как «Главный приток», где «Бас-Баш» – голова, исток», «хан-кан-приток», и которая и является главным притоком в отношении реки Малка.
3. Чегем (Чек кам) – пограничная река. Ранее Балкария, которая называлась Беш Тау Эл (Пять горских княжеств) делилась на княжества: Малкар, Холам, Безенги, Чегем и Карачай (часть Баксанского ущелья и Малкинское ущелья, Кубань).
4. Черек – Балкарцы, карачаевцы реки называют: Черек, Терек,Кобан, Кам, Сай, Чай и др.
5. Терк (Терек) – река, «Терк су» первоначальноё название. Переводится, как быстрая.

6. Налчык – с балкарского языка переводится, как река выходящая внизу. Где корень "Нал" - низ; Корень - "Чыкъ" - выходить и одновременно "влага", "Роса" как обозначение реки выходящей из под земли. Так оно и есть. Налчыкъ - подземная река.Чыкъ - также обозначает - название луга, луговой местности. Где нал - внизу, Чык - луг, низина, речная долина.

7. Аргудан –Аргы – дальняя, а также "Аргы" название одного из тюркских племён.
8. Лескен – (Илишкен) – Топоним ЛЕСКЕН – название реки и селения. Этот топоним представляет собой причастие на -КЕН/-ГЕН от тюркского глагола ИЛЕШ/ИЛЕС «зацепиться, прицепиться, приставать, прилипать». Сравни производное от этого глагола ИЛИШКЕК/ИЛИШЧЕК «липкий, прилипчивый, цепкий». ИЛЕШ + КЕН Илешкен (Лескен).
9. Урух – быстрая, бьющая.В основе термина "Урух" -лежит древнетюркское значение "Река".

10. Кашхатау – Лысая гора (в Балкарии их два – в Чегемском и Черекском ущельях).

Горы – все имеют тюрко-балкарское объяснение:

1. Бештау – Пятигорье: Пять самых высоких гор Беш Тау-Казбек, Дыхтау, Шхара, Джангитау, Минги тау (Эльбрус), которые образуют Кавказский хребет. Кавказкий хребет в разное время назывался: Аланским, Беш-тау (Пятигорские черкасы),отсюда и Беш Тау Эл (Балкария).
а) Бештау - равнина пять невысоких гор, современный город Пятигорск.

2. Мингитау (Мёнгу тау) – Тысячная гора, Вечная гора, (Мёнгу тау – ледяная гора).
3. Дыхтау – Отвесная гора.
4. Коштантау -  Соединенная гора (кош-соединить),«гора, похожая на удалённое жилище» где кош – «жилище», «стоянка»; тау – «гора», «вершина».
5.Джангитау – «Новая гора».
6. Учхара (Шхара) - Уч-числительное "Три"; Хара (Къара)- Гора. Имеет значение Три горы.
7. Гестола – Имеет два объяснения. Первое -Гестола от измененного Кез тала -Усеченная поляна; Второе: Кёз тала – гора в видимости глаза. Гора  видна на расстоянии 30 км от Безинги, жители которой и дали название «Кёз тала».
8. Букъа тау – В первом значении "голова Быка".
Горная впадина;подветренный; закрытый от ветра, защищенный от ветра горами.
В основании горы большая пещера.  «Наушидзе» - Названа по имени воина героя Наужа. Другой перевод "Наужидзе"- как "Зубы старушки" с кабардинского языка, некорректный перевод. Местным жителям балкарцам "кабардинское название" не известно.
9. Бузтау, Буздукъ (Бжедух) – гора льда. Буздукъ – разрушающая. «Бжедух» искажённое название не имеет отношения к этнониму племени «Бжедуг» название, которого объясняется самими адыгами, как «бжъад» название дерева произрастающего на Черноморском побережье Кавказа в местах первоначального обитания бжедугов (П.У. Аутлев), и другие названия всех гор на территории современной Кабардино-Балкарии, тюрко-балкарские. К примеру, некоторые названия кабардинских сёл:
 Акбаш – Белая гора, Карагач – Чёрный лес, Кызбурун – Девичий мыс, Куба Таба (Кёп Тёбе) – Много холмов. Сармаково – Жёлтые лягушячьи озёра ( Сары макъа кёл), Каменомостское (Кармово) – Таш кёпюр – Каменный мост.

 Баксан – Главный приток реки. Нарткала – Город нартов (Кала – крепость, поселение, город, кабардинцы не строили каменные крепости). Ашабово (ранее от балкарского населённого пункта Ачабай кабак). Терек – Терек (река). Тохтамышево – Лячинкая (соколиная гора).

 Вольный аул – Барамта,Место – задержания скота, балкарцы, зимой и весной здесь содержали овец. Куркужин – Гырхы жер (неудобное место). Урван – Арауун –плоское место. Аушигер- Аууш Джер: Ауус -святой; Жер (джер)- место, земля-Святой место в отношении христианской часовни. Другое название в простонародье: (перевалочное место. Раньше гора шла через гору от Нальчикских «Дубков», и место перевала называли –Аууш жер, позже здесь поселились кабардинцы и основали село Догужоково. В период Советской власти населённые пункты от имени князей были переименованы в тюрко-балкарсие топонимы или их название в русском переводе. К таковым относились: Ташкёпюр, Сармаково, Малка, Куба Таба, Куркужин, Баксан, Кызбурун, Заюково (Заыйнкуф), Чегем, Кенже, Урвань, Аушигер, Псыгансу, Черек, Лескен, Аргудан, Урух, Акбаш, Карагач, Терек, Кенже, Жемтала, Лячинкая и др.
И, наоборот, в местах компактного проживания балкарцев, нет ни одного кабардинского названия, кроме новоделов с начала XIX века, когда кабардинцы стали компактно селиться на новых землях.
10.«Бештамак» - устье пяти рек с тюрко-балкарского языка. В кабардино-русской дипломатической переписке эти обстоятельств также отражены.
«Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны ж и есть тамо острова с лесом дубовым и протчим.
 И довольство многое в винограде, и в протчих овощах, також есть и черви, которые родят шолк; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по руски пятое). АВПР, ф. Кабард. дела, 1720-1721 г., д. 5, лл. 112-115. Подлинник.
Ещё ранее об этом в 1627 году писали в «Книге Большого чертежа», что «А в реку вв Белую пала река Черем; а ниже Черем реки 20 верст река Баксан Меньшой.
А ниже другая река Баксан Середнеи, 20 верст. || л. 66***Д ниже Баксана реки река Палк 20 верст; а сошлися те 4 реки все в одно место6 и от того7 потекла одна река Белая; а по тем рекам земля Пятигорских черкас.
А протоку тех рек с верху до Терка 90 верст; по тем рекам8 Пятигорские черкасы.», Сербина К.Н.,М.1950г., сс.88-91., то есть балкарцы.
Другим документом подтверждающим о жительстве балкарцев на этой территории является надписи на каменной плите, найденной в ауле Схурту (Усхур) и датированной 1709 г.(1729г.). Надпись гласит: «Между кабардинцами, крымцами и пяти горскими обществами возник спор из-за земель. Пять горских обществ:
 Балкар, Безенги, Холам, Чегем, Баксан - избрали Кайтукова Асланбека, кабардинцы - Казанлыева Жабагы, крымцы - Сарсанова Баяна, и они сделали тёре - определили: с местности Татартуп до Терека, оттуда до равнин Кобана (р. в Дигории - И.М.), оттуда до перевала Лескенского хребта, оттуда до кургана Наречье, оттуда до Жан-баша и на Малку верхняя часть принадлежит пяти горским обществам.
 С Таш-каласы (Воронцовка) до Татартупа - владения крымские. От Таш-каласы вниз - владения русских. Свидетели при этом были: из Крыма - Агалар-хан, от горских обществ - Отаров Отар. Писал Абдул-кади Халалов. Раджаб в последних числах, в воскресенье 1127 (1709 (1129/1717 г.), (ЦГВИА. Ф. 1300. Оп. 7. Д. 177 а.Л. 76. Н. Тульчинский. Пять Горских обществ Кабарды. С. 169).
Продолжая наш рассказ о балкарцах и карачаевцах, напомним, что вслед за описанием Книги Большого Чертежа, 1627 года, следует описание первых посольств, в Сванетию, Имеретию. И первые геологические изыскания на территории Балкарии, которые подтверждают, что на означенной территории живут балкарцы и карачаевцы. Подтверждают эти данные о проживании именно на этой территории балкарцев и карачаевцев – 1629 год. В этом исследовании мы отталкиваемся от 1627 года, хотя есть и более ранние упоминания. В русских документах 1629 года, в отписках Терского воеводы И.А. Дашкова с товарищами в Посольский приказ о разведке залежей серебряной руды на территории Балкарии. И.А. Дашков в своей отписке в январе 1629 года сообщил в Посольский приказ, что в Черекском ущелье живёт народ «балкарцы». Когда в 1639 году московские послы шли в Сванетию через Баксанское ущелье, они застали здесь карачаевские аулы…сс.27-28 (Очерки Истории Балкарского Народа).
Интересен для нас документ, «Статейный список о пребывании посольства в Имерети.1650 года.22 мая-1651г.26 июля.», где говорится и дигорцах и их связях с кабардинцами. «…Жилище их (дигорцев –Х.Т.) в горах, вверх по реке Урух, а владелец у них Алкас Мурза Карабгоев; а владение его четыре кабака. А в кабаке, сказали, жильцов дворов по двести и больше. А для оберегания ясак дают Алегуке да Ходождуке мурзам Черкасским и Зазаруке мурзе Анзорову, с кабака по десяти коров или быков, да по ясырю, да по лошади доброй, да с двора по овце суягной, да по четверику пщеницы, да по четверику проса. А до первого их владенья до дигор, от Зазарукина кабака половина дня ходу…» А вот, что пишут о балкарцах в этих же статейных списках : «…Майя в 13 день (1650 –Х.Т.) государевы послы Микифор и Алексей и грузинские и меретинские послы пошли от Зазаруки в Болхары (Балкары –Х.Т.), а с ними в провожатых терские служилые люди, стрельцы, и новокрещены, и окоченя. И ночевали под горами, на речке Суенсу (Сукансуу – Х.Т.). И наутрея с того места послы, государеву казну подняв на вьюки» пошли тою же речкою Суенсою меж гор, узкою и нужною дорогою и шли половина дни. И вышед из гор, ночевали под теми же горами, на той же речке Суенсу, две ночи. А, едучи, перебродили тое речку во многих местех с большою нужею, и лошади со вьюки попадали многие. Маия в 17 день с того места пошли послы Микифор и Алексей с государевою казною в Болхары. И везли казну послы на своихь лошадех, а сами шли пеши. И пришли в Болхары того же дни. И приняли государевых и меретийских послов болхарские мурзы с честью. А те мурзы не под государевою рукою живут, сами о себе…» Посольство Стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650-1652. М. Полиектов, 1926г., Тифлис, сс.70-71.
 В этом предложении всё сказано чётко: Балкарцы, народ независимый, свободный живут по своим законам и традициям и никому дань не платят в отличие от того, что было отмечено в отношении дигорцев. Второй момент, то, что послы русские шли через Балкарские земли в Имеретию, говорит об одном, что балкарцы имели дипломатические отношения с Россией и Грузией. Это в принципе подчеркивается во многих документах.

НЕ КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ - жители какой-то местности, появившиеся на данной территории позже основного, Коренного населения.
Пришлое население – это вся та часть проживающего здесь населения, которое родилось в другом месте.
Учебник «География Кабардино-Балкарии», пособие для учащихся средней школы, Нальчик, 1971 г., с.67, раздел X. География населения написано, что «В горной части Центрального Кавказа сформировалось коренное население – балкарцы. В равнинной и предгорной частях обособились переселенцы с побережья Азовского и Чёрного морей – кабардинцы».  Путь кабардинского этноса на территорию Балкарии пролегал через левобережье Терека, где они находились продолжительное время соседясь с кумыками, гребенскими казаками, чеченцами, ингушами, осетинами и ногайцами.


Кабарда


В «Книге Большого Чертежа» в разделе «Роспись реке Терку»: «…РОСПИСЬ РЕКЕ ТЕРКУ
л. 65 Река Терек потекла из реки из Кура [|**в ночь горы.
А на низ по Терку, с левые стороны реки Терка, Кабарда.
А в Кабарде пала из гор в Терек река Ардан, протоку4 50 верст.
А от верхуа Терка, от реки Кура, до Кабарды, до Ардана реки 170 верст;
а от Ардана реки 20 верст пала в Терек река Агер; а ниже Агера пала в Терек река Урюх, от Агера 20 верст. || -л. 65 об. А ниже У рюха реки пала в Терек река Кизыл, от Урюха 20 верст.
А вниз по Терку по тем рекам 60 верст, а вверх по тем рекам до гор на 50 верст. ' А от Кабарды, от Киз-реки вниз Терком рекою, до усть реки Белыя, 60 верст, протоку Белыя реки 20 верст.»
Об этом ещё в конце XIX века написал русский историк С.А.Белокуров в своём исследовании «Сношения России с Кавказом», выпуск 1 1578-1613гг., М.1889.
Что  Пятигорских Черкес различает от «Кабардинцев», говоря, что «по Терку и по рекам иным (обитают) – Пятигорские Черкассы, и Кабарда, и Окохи, и Осоки, и Кугени, и Мичкизы). Самое  название этих Черкес Пятигорскими показывает место их жительства около Пяти Гор – г.Бештау. Эти сведения ещё дополняет таже «книга Большого Чертежа», говоря, что по р. Белой и впадающим в неё рекам Черем, Баксан меньшой и средней, и Палкъ «земли Пятигорских Черкасъ».
Кабарда
О расселении кабардинского этноса Екатерина Николаевна Кушева в своей исследовательской работе: «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI – 30-е годы XVIII века», Издательство Академии Наук СССР, М. 1963 г.,  в главе третьей указанной работы: Народы адыге и Северокавказские абазины, в части первой «Кабарда» пишет: «ИсточникиXVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены». А если прямо сказать, чтобы все могли понять, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв.»
Далее Кушева Е.Н. пишет: «…Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время… Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья…».

Эти исследования однозначно говорят, что кабардинцы в период XVII в. и первой половины XVIII находились совсем не на современной территории Кабардино-Балкарии.

1720 год

И вот, первое появление, первых поселенцев кабардинцев на территории  Балкарии - Бештау Эл (Пятигорские черкесы, они же балкарцы):
«…Сверх того доносим вашему царскому величеству, что крымской хан с войски своими а имянно: с кубанскими татары и с некрасовскими казаками, також и з черкесами, которые от нас отошли, то есть кемеркойскими (Так в тексте, надо: темиргойскими) и бесленейскими черкесами соединясь, неприятельски на нас напал. /л. 92/
И потом послали мы от себя брата своего Саадет-Герея к вашему царскому величеству прося милости о даче на подмогу нам воинских людей, а по отъезде от нас брата нашего Саадет-Герея (На полях NB) крымской хан вымогал с нас со всякого дому по ясырю и говорил нам чтоб мы шли все домами своими жить на Кубань,
и мы ему на то ответствовали, что мы раби ваши, служим вам, великому государю, а крымскому хану до нас дела нет, дай боже вам, великому государю, многолетное здравие.
А они нам сказали: «ваш де государь далеко от вас», а на то зло у нас он что ни [25] было припасено хлеба всякого и сена выжег, а мы, положась на вышняго творца, которой да подаст вам, великому государю, многолетное здравие,
от таких неприятелей убежали /л. 92об./
 в межгоры, и живем, и, на щастие вашего величества, з голоду не умрем, однако ж просим милости у вашего царского величества, чтоб нам нынешней зимы повелено было на выручку прислать неколикое число донских и терских казаков, також и калмык… АВПР, ф. Кабард. дела, 1720-1721 гг., д. 5, лл. 91-94. Перевод с татарского. Подлинник в том же деле, л. 90.
Это были первые отряды поселенцев в… «Бештамак» - устье пяти рек с тюрко-балкарского языка. В кабардино-русской дипломатической переписке эти обстоятельств также отражены.
«Бештамак, лежит на устьях при реках Терке, Череке, Бахсене, Балке и малой речки Бахсаны ж и есть тамо острова с лесом дубовым и протчим.
 И довольство многое в винограде, и в протчих овощах, також есть и черви, которые родят шолк; и оныя пять рек под тем местом Бештамаком совокупились вместе, и для того называетца то место Баштамаком (а по руски пятое). АВПР, ф. Кабард. дела, 1720-1721 г., д. 5, лл. 112-115. Подлинник.

1833 год

Следующая работа,  на которую мы хотим дать ссылку это -  «Картина Кавказского Края, принадлежащаго России, и сопредельных оному земель…», Платон Зубов, С.Петербургъ, 1833г.
С.132-136,  «1. Карачаевцы обитают у северных предгорий Эльбрускаго кряжа и по трём отрогам онаго, простирающимся в виде ветви. Горный хребет, из коего истекает река Баксан, отделяет Карачаевцев от большой Кабарды; на Полдень сопредельны им Суаны, а на север Алтыкезеки. Главнейшие их аулы расположены по правому берегу Кубани, которую плодоносная равнина. Они большей частью занимаются скотоводством; имеют значительные табуны превосходной породы лошадей… Грузины их называют Карашагети.
2. Чегем, получившие таковое название от реки сего имени, выходящей в их пределахъ. Грузины их называют Джики. Чегемы отделены на восток от Балкаров высоким снежным хребтом; на Юге главным кряжем Кавказа от Имерети и Мингрелии; на запад сопредельны Карачаевцам, а на Севере: большой Кабарде.
3. Балкары или Малкары, отделены от Имерети главным кряжем Кавказа; от большой Кабарды хребтом гор, называемых Кашкитау.

Комментарий

То есть в 1833 году граница Балкарского, Хуламского, Безенгиевского обществ
с Кабардой на севере  – это гора Кашхатау, чуть выше современного кабардинского села Шалушка.
 Нальчик – это военная крепость русской армии. Нальчик не входит в территорию расселения кабардинцев.
Продолжение: (Балкары –Х.Т.) к Востоку и Юго-востоку сопредельны Осетинам, а к западу Чегемам. Грузины их называют Басиянами.

Хадис Тетуев, 05.08.2020г.