200 лет прудам Московского Парка Победы

Алексей Вячеславович Черников
7 октября 2020 года ленинградцы и их потомки отметили 75-ю годовщину со дня закладки своих парков Победы. В ознаменование победы над фашистской Германией и империалистической Японией, исполком Ленгорсовета и горком ВКП(б) постановили заложить сразу два парка: Московский площадью 100 га и на Крестовском острове — Приморский, площадью 60 га. Плакаты-листовки были развешаны по всему городу, в проходных каждого завода, учреждения. Кто-то на грузовиках от своей организации (автобусов в городе почти не было), а кто-то и своим ходом.

Кое-кто ещё помнил, как выглядел до войны парк на Московском шоссе, к югу от завода «Электросила». Концептуальное решение о создании парка в Московском районе было составной частью Генерального плана развития Ленинграда: «п. 13. …„считать первоочередным… строительство следующих парков: а) северного Московского парка культуры и отдыха”…», принятого 26 августа 1935 года на Объединённом Пленуме горкома ВКП(б) и Ленсовета. По имени района его тогда назвали Московским парком культуры и отдыха. На севере города парк уже был заложен при Кирове — самый большой, Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО).

Большую территорию будущего Московского парка занимали карьеры кирпичного завода Пиловальщикова, начавшего разрабатывать здесь глину ещё в 1903–1905 гг. (http://proza.ru/2020/09/29/167) Местность эта, от Александровской слободы до Средней Рогатки, для земледелия была крайне непригодная. Разве что покосы и огороды для своих нужд — но и то, без дренажа не обойтись. Кто читал Пикуля, тот может помнить, что свой Чесменский путевой дворец Екатерина II выстроила в «лягушачьем болоте». Её царедворцы, получившие рядом с царицей вдоль Царскосельского тракта участки — назывались они мызами, — извлечь особую экономическую выгоду из этих своих землевладений не смогли. Единственное, что хоть как-то окупалось — строительство кирпичных заводиков: глины под ногами было немерено. В XIX веке многие мызы (их уже называли дачами) были проданы, и почти на всех участках вдоль тракта выросли кирпичные заводы. Среди них — и завод Игнатовича, имевший тот же адрес, что и его преемник, кирпичный завод №1 — Московское шоссе, 62.

То, что на месте Парка Победы пруды были уже в начале XX века, ещё до революции — свидетельствуют карты тех лет. А вот в XIX век историкам Московского парка Победы повода залезать не было. Поэтому мы, люди XXI века многие десятилетия знали только последние важнейшие события: закладку парка в 1939-м и его повторную закладку в 1945-м. И лишь внутреннее чувство могло подсказывать при виде ближайших прудов: непохожи они на современные.

Тайна этих прудов была разгадана только после того, как были отсканированы и выложены на сервис etomesto.ru две карты Петербурга начала XIX века: 1817 и 1824 года. То, что многих прудов на этих картах не оказалось, не означает, что их не было: топографы могли попросту их принять за болота. На карты объекты заносили только если они были значимы по размерам или примечательны как ориентиры. Видимо, благодаря оригинальной форме квадратных «Очков» мы и можем видеть сегодня эту  пару прудов на старинных картах.

В XVIII веке если кто и рыл пруды квадратной формы, то исключительно для привлечения внимания зрителей. Крестьянин рыть квадратный пруд не станет — углы трудоёмки в исполнении и хлопотны при поддержании: всё равно округлятся, обсыпавшись. Квадратные пруды — прерогатива дворцов и усадеб, чьи хозяева только и выдумывают, что бы такое сделать, дабы всем хвастаться, а другие им завидовали.

Некто Кашталинский (в разных местах фамилия пишется по-разному) был как раз из таких: богатый и с выдумкой. При низком разрешении изображения пара квадратиков, обозначающих пруды, малоотличима от соседних условных знаков, обозначающих деревья. Однако то, что это именно пруды, дополнительно подтверждается особым проектом, по которому Кашталинский выстроил своё жильё на мызе. Пруды стоят по оси симметрии этого здания, а само здание-то каково! К нему же со стороны тракта ведут полукруглые пандусы для подъезда карет — почти что Таврический дворец в миниатюре!

Подведём итог.

Парк, заложенный в честь великой Победы над Германией и Японией, имеет как минимум двухвековую предысторию. Надо подумать, в какой форме хотя бы зафиксировать возраст этих прудов.

Моё предложение: вернуть на «очки» пару типично питерских львов с шарами, а на одном из их гранитных постаментов укрепить бронзовую табличку, где упомянуть мызу Каштелянского, как прямого предшественника этого садово-паркового ансамбля.

И ещё подумалось: какое знаковое совпадение! В преемственной истории от мызы Каштелянского к Московскому парку Победы есть «общий знаменатель» — закладка после победы в Отечественной войне! Только в одном случае это была просто Отечественная война с Наполеоном и его «двунадесятью языками», а в другом — в Великой Отечественная войне с Гитлером и его пособниками.

______
ДВЕСТИ ЛЕТ ИСТОРИИ ПАРКА ПОБЕДЫ — ОТ ОДНОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ К ДРУГОЙ!