1. Буддийский монастырь
В начале эпохи Тан буддийских монастырей было великое множество. В небольших городах и поселках их насчитывалось по два-три, в более крупных городах они исчислялись десятками. Обнесенный крепкой стеной крупный монастырь был одновременно храмом и культурным центром, и гостиницей для путников, и школой для жаждущих знаний. Мелкие монастыри имели только кельи и хозяйственные помещения.
В монастырях обычно предусматривались помещения для гостей и путников.
Вот как описывается богатая буддийская обитель в одной из средневековых новелл: «Построенный еще при прошлых династиях храм Драгоценного Лотоса по-прежнему сохранял свое великолепие. При нем были сотни построек, притворов и келий. Кругом лежали монастырские угодья: свыше тысячи му земли. В его казне хранились деньги и ценности в виде дорогих одеяний и утвари… В храме иночествовали более сотни монахов, занимавшихся каждый своими обязанностями… Каждого, кто приходил в храм помолиться, обязательно встречал монах, который прежде всего вел богомольца в чистую, опрятную келью и потчевал чаем. После этого инок показывал храм. Затем они возвращались в комнаты, где богомольца ждали чай, фрукты или другие угощения. В своем услужении монахи проявляли большую вежливость и соблюдали редкую почтительность, особенно к высоким чинам и людям со званием. Их радение и обходительность возрастали, когда появлялся какой-нибудь знатный чиновник или богач. В этом случае они устраивали пиршество и выставляли угощения такие редкостные, что их даже совестно было проглотить… Стоило кому-нибудь из богатеев или даже человеку скромного достатка появиться в храме, как перед ним возникали книги с записью пожертвований на нужды храма: в одном месте обители надобно было что-то подкрасить, в другом – позолотить изваяние Будды, в третьем - подновить молельню. Если даже делать было нечего, оказывалась нужда в покупке лампадного масла и благовонных свечей».
2. Даосские монастыри
В IV в. под влиянием буддизма на Юге Китая сложились две даосские школы «Маошань» и «Лин-бао». Расцвет первой из них связан с именем Тао Хунцзина (456-536), который систематизировал ее религиозно-космологические представления и практики. Он же заложил традиции даосского монашества. Первые даосские монастыри, впрочем, появились только в VII в.
Многие даосские монастыри пользовались весьма сомнительной репутацией. Они были желанным приютом для вдов, разведенных женщин, а также для распутных женщин, желавших вести вольную жизнь, не будучи официально зарегистрированными в качестве проституток. Здесь то и дело происходили веселые вечеринки и разгульные пиршества.
3. Монахи
Было бы ошибочным представлять монаха-книгочея затворником, сознательно сторонящимся всего, что происходит за стенами монашеской кельи или монастырской библиотеки. Монастырские стены никогда не были тем барьером, который отделял монаха от внешнего мира: монастырский устав предписывал ему летний затвор (соответствует сезону дождей в Индии) и проповедь Учения в остальное время года. Махаяна обязывала монаха к активной проповеднической деятельности. Сообразно с этим, круг общения монаха был чрезвычайно широк.
Члены монашеской общины, по достижении двадцатилетнего возраста принявшие посвящение в монашеский сан, исполняли «полные», или большие обеты: по меньшей мере 250 обетов для мужчин и около 350 для женщин. Новички обоих полов, присоединившиеся к сангхе на правах послушников и послушниц, исполняли «сокращенные», или малые обеты: к восьми заповедям для мирян добавлялись еще две – не употреблять пищу в неурочное время; не иметь в личном пользовании золота, серебра и драгоценностей. Молодые женщины 18-20 лет, готовящиеся к пострижению в монахини, должны были дополнительно к малым обетам исполнять шесть особых предписаний.
Принимать обеты предписывалось на земляном алтаре, очищенном от травы, высотой около полуметра.
О своих занятиях сами монахи говорили так: «Целыми днями мы читаем сутры, служим молебны Будде, воскуряем благовония или же завариваем чай. Когда притомимся, засыпаем под бумажным пологом, пробудимся ото сна – играем на цине. Мы живем спокойно и поистине свободно».
4. Буддийские монахини
Буддийские монахини в Китае (да и в Индии тоже) часто подвергались порицанию. Рассказывают об их нелегальных связях. Лишенные нормальных сексуальных отношений, молодые монахини часто вступали с монахами в любовные связи. «Хотя открыто эти монашки своих мыслей не выражают, - пишет один из современников, - в глубине сердца они всегда готовы отдаться мужчине. Их любовниками являются придворные, или известные ученые, которые ушли от мира и приняли монашество, или же высокопоставленные чужеземные монахи с могучими пенисами и тщательно выбритыми головами, которые, несмотря на их варварское обличье, умеют говорить по-китайски. Пребывая в компании своих любовников, монахини забывают про Закон Будды и лишь рассеянно перебирают свои четки».
Религиозная жизнь в средневековом Китае http://proza.ru/2020/04/27/668