Поэты и поэзия, ч. 2. Продолжение

Александр Сергеевич Трофимов
При вёрстке второй части это пропустил.


М.Светлов: «У поэта  должен быть свой особый взгляд на мир. Он должен видеть то чего не видят  другие».



Вопреки правилам

«В XX веке была расшатана строгая силлабо-тоника*, и в поэзию вошли очень разные, вариативные ритмы, вольно играющие количеством ударений и слогов. Наконец, в мировой культуре уже больше ста лет с полным правом существует свободный стих, верлибр, не зависящий от ритма и рифмы…» (Л.Оборин — поэт, переводчик, литературный критик)
И как не нарушать дерзким поэтам  законы, не нарушающие благополучия в обществе, как не изменять общепринятые правила. На то они и поэты!


С.Гандлевский. «Теоретизировать можно сколько угодно, пока не ахнешь от восхищения над «неправильным», «быть вовсе не должным» стихотворением Иосифа Бродского:

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело…

В.Маяковский не знал и не изучал ни ямбов, ни хореев, потому что в «поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело».
«Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трех.
В поэтической работе есть только несколько общих правил для начала поэтической работы. И то эти правила – чистая условность».

Разнообразие ритмов в свободе от жёсткого метра в стихах современного поэта Александра Кушнера:

Был туман, и в тумане
наподобие загробных теней
в двух шагах от французов прошли англичане,
не заметив чужих кораблей.

И ещё: из стихотворения "Сложив крылья"
"Крылья бабочка сложит,
И с древесной корой совпадет её цвет. Кто найти её сможет?
бабочки нет.

ах ах ах горе нам горе!
совпадут всеми точками крылья: ни щёлки ни шва.
словно в греческом хоре строфа и антистрофа".


А вот, что хотелось Р.Рождественскому:
«… я хочу, чтобы каждая строчка,
неожиданно
вырвавшись из размера
и всю строфу
разрывая в клочья,
отозваться
в сердце твоём сумела».

Что касается ударений.  У А.Кушнера относительно ударений в стихах, есть стихотворный пример их свободного использования выдающимися мастерами («В лазурные глядятся озерА»).

В лазурные глядятся озерА
Швейцарские вершины, — ударенье
Смещенное нам дорого, игра
Споткнувшегося слуха, упоенье
Внушает нам и то, что мгла лежит
На хОлмах дикой Грузии, холмится
Строка так чудно, Грузия простит,
С ума спрыгнУть, так словно шевелИтся.
Пока еще язык не затвердел,
В нем рЕзвятся, уча пеньЮ и вздохам,
РезЕда и жасмин… Я б не хотел
Исправить все, что собрано по крохам
И ластится к душе, как облачкО,
Из племени духОв, — ее смутивший
Рассеется призрАк, — и так легко
Внимательной, обмолвку полюбившей!

Он же о словах:
Тем слово жарче и чудесней,
Чем тише произнесено.
Чем меньше стать мечтает песней,
Тем ближе к музыке оно.
Тем горячей, чем бесполезней. (А.Кушнер)


«Невозможно определить (но, кажется, это случилось уже заграницей) точный срок перемены в отношении к стихотворчеству, - когда опротивела мастерская, классификация слов, коллекция рифм. Но как было мучительно трудно всё это сломать, рассыпать, забыть! Ложные навыки держались крепко, сжившиеся слова не хотели расцепиться. Сами по себе они не были ни плохи, ни хороши, но их соединение по группам, круговая порука рифм, раздобревшие ритмы, - всё это делало их страшными, гнусными, мертвыми». Так Набоков выразил своё отношение к необходимости творческого смелого подхода к стихотворчеству, к уходу от догм.

Получается, что главная особенность вещателей небесных откровений и высшее достижение поэтов – творить вопреки правилам, смело, дерзко и без оглядки.



ПРИЛОЖЕНИЯ

* Делят системы стихосложений на тоническое, метрическое, силлабическое; в первом господствует удар; во втором понятие о долготе и краткости произнесения, то-есть, время; в третьем -- количество слогов, строящих строку. - А.Белый.
* Силлабическое стихосложение — система книжного равносложного («слогочислительного») стиха, существовавшая в России в 16—17 вв. и в первой трети 18 в. Все стихи носили тогда общее название виршей (или вершей); вирша — это двустишие, скрепленное рифмой. Силлабическими же они стали называться лишь в начале 19 в.
*  Тоническое стихосложение или акцентная система — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.  Интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога.
Примером тонического стиха являются былины.