Народная религия в средневековом Китае

Константин Рыжов
                1. Боги

Простые китайцы приносили жертвы многим богам, как своим природным, так и заимствованным из буддийского пантеона.

АМИТОФО (будда Амитабха). Будда Вечной (беспредельной) жизни – центральное божество культа Страны Высшего счастья. Будда этот был чрезвычайно популярен в Китае. Считалось, что достаточно прочитать над гробом определенное количество сутр или даже вообще заменить чтение сутр бесконечным произношением одного только имени Амитабы, - и человек попадет в рай.

БХАЙШАДЖЬЯРАДЖА (Царь исцеления). Старшее из божеств, исцеляющих болезни. Кроме устранения уродства, он давал обет превращать женщин в мужчин в следующем рождении, наставлять на путь просветления, помогать верующим пищей, одеждой, препровождать на небеса.

ВЭЙВЭЙ (Випашьин – Всевидящий).  Первый из семи будд, предшествовавших Шакьямуни, отмеченный мудростью и приверженностью к монашеской аскезе, хранитель таинства учения.

ВЭЙТО. Буддийское божество, один из загробных владык, хранитель буддийских канонов.

ГУАНЬШИИНЬ (Авилокитешвара – Внемлющий зову мира). Одно из наиболее популярных божеств. Исполнял миссию – повсеместно и в любом обличии воплощать себя в мире для спасения людей от несчастий, в частности, от меча и кандалов, огня и водной стихии, от злых духов и болезней. Был способен даровать мужское потомство. Наиболее часто подаваемая им милость – избавление от казни (меча) и плена (кандалов). Он так же спасал тонущих от воды, от огня. Каждый страждущий был вправе уповать на милосердие этого бодхисаттвы. В иконографии изображался высоким грозным мужчиной. Его облик: круглый тюрбан на голове, штаны и платье из расшитой ткани, длинный меч в руках.

ГУЙМУ (Харити –  Мать бесов). В индийской мифологии якшиня-людоедка, принявшая буддизм. В Китае – дарительница и покровительница детей.

ДАШИЧЖИ–МАХАСАТХАМА-ВСЕМОГУЩИЙ. Махасатхама персонифицировал всепроникающую мудрость будды Беспредельного света и нарду с Амитабхой, а также Авалокитешварой входил в число Трех божественных персон западного рая.

ЛЭЙ-ГУН – божество грома.

ЛЭЙ-МУ -  богиня молнии.

МИЛЭ (Майтрея). Бодхисаттва, обитающий на небе Тушита, который должен в будущем явить себя миру в качестве будды. Одно из популярнейших божеств китайского буддийского пантеона.

НЕБЕСНЫЙ ИМПЕРАТОР. Верховное божество Тридцати трех небес, Верховный владыка.

НЕБЕСНЫЙ МО (Мара) – дьявол чувственных наслаждений, владыка шестого буддийского чувственного неба, младший брат всех Будд и их злейший враг. Он старался всеми силами вредить буддийскому учению и буддийской вере.  Действовал на человека через чувства, омрачая его мысли, искушая и обольщая подвижников. (В классических махаистских текстах – метафора аффектов и страстей).

ПИН И – дух ветра и дождя.

ПУСЬЯНА-ВСЕБЛАГОЙ (бодхисаттва Самантабхадра). Олицетворял первоосновы и истинность учения Будды покровительствовал почитателям «Лотосовой сутры». В иконографии Всеблагой изображался на белом слоне, его непременным атрибутом был лотос.

ЦЗАО-ВАН – бог очага, который, как верили в народе, ежегодно отправлялся ко двору Небесного владыки с докладом о поведении вверенного ему семейства.

ЦЗЯШЭ (Кашьяпа). Один из ближайших сподвижников Будды. Хранитель таинства учения.

Чан Э – богиня луны, популярный персонаж китайских легенд. Она была женой стрелка И, но покинула его, улетев на луну за снадобьем бессмертия. В поэзии Чан Э обычно олицетворяла женскую красоту и изящество.

ЧЕТЫРЕ НЕБЕСНЫХ ПРАВИТЕЛЯ-ВАНА. Владыки стран света. Наибольшей популярностью из них пользовался Сюаньтянь шанди – владыка Севера.

ШИЦЗЯМУНИ (Шакьямуни – Миром почитаемый). Считалось, что его резиденцией в потустороннем мире служит Большая обитель, представляющая собой дворец в драгоценном убранстве. Шицзямуни царил в обеих сферах бытия, властвуя в земном и потустороннем мире.

ЯНЬЛОВАН (Ямараджа – Царь мертвых). Владыка подземных сфер, потустороннего мира, олицетворял единоличную власть в царстве мертвых. Главенствовал н загробном суде.

                2. Простонародный буддизм

 Классическому буддизму чуждо понятие души. Но этот строгий теоретический постулат был отвергнут стихией простонародного буддизма. Из традиционных верований в китайский буддизм перешло представление о том, что человек есть сочетание «небесной» субстанции, заключенной в душе хунь, и «земной» субстанции, заключенной в душе по. Предполагалось, что по возникает в момент зачатия, а хунь – при рождении. После смерти по вместе с телом уходит в землю и становится злым и опасным духом гуй, а хунь возносится на небо, превращается в доброго духа шэнь. Представления о душе тесно связаны с культом предков - едва ли не важнейшей составляющей  традиционных китайских верований. Буддийское монашество в Китае активно участвовало  в отправлении  обрядов по усопшим. Далее, в простонародном буддизме прочно закрепилось представление о посмертном воздаянии. Посмертная участь ставилась  в исключительную зависимость от добрых либо дурных деяний при жизни. Понятие кармы очень близко сходилось здесь с представлениями об «участи», «уделе», «доле».  Кульминацией воздаяния служила сцена посмертного суда (возглавляет его Ямараджа – индуский  и буддийский бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства). Причем суд располагал подробнейшим досье на каждого, кто представал перед ним. Недостойных ожидали адские муки: злые псы, птицы с железными клювами, черти с щипцами, меченосное дерево, гора мечей, огромное колесо с крючьями, кипящие котлы, истязание огнем, холодом, голодом и т.п.
Праведник мог надеяться на вполне приемлемую форму нового рождения либо уповать на райское блаженство; грешника же неизбежно ожидала неблагоприятная форма рождения. Следствием всех этих представлений стала вера в потусторонний мир. Небесный император в простонародном китайском буддизме сохранял за собой статус Верховного владыки запредельного мира, но осуществлял свою абсолютную власть исключительно во благо буддизму и сообразуясь с его постулатами. Праведники попадали после смерти в небесную обитель. Представление о ней в сознании простонародья заступило место абстрактной нирваны. Высшим религиозным идеалом стал рай, а не нирвана. Здесь располагался дворец Небесного императора, однако непосредственное управление раем находилось в ведении Будды Амитабхи. Праведники, обретшие рождение в раю, восседали на цветах лотоса. Этот буддийский рай назывался Цзинту (Чистая земля).
Основу религиозной жизни мирянина составляла вера в чудеса и непосредственное религиозное переживание, далекое от проблем буддийской догматики и теоретических постулатов буддизма. Это была религия чувств. К формам религиозного совершенствования относились чтение сутр и участие в религиозных ритуалах.

                3. Храмы, молитвы и жертвоприношения

Храмы обносились оградой, и важной их архитектурной деталью являлись ворота с двускатной крышей, нередко украшенные затейливой резьбой.
Собственно храм представлял собой ряд стоящих перпендикулярно главной оси зданий, среди которых последнее, наиболее удаленное от входа считалось главным. Основные сооружения, как правило, располагались по оси север – юг. Вспомогательные постройки ставились симметрично к главной оси.
Стены храма были ориентированы по сторонам света, а главные ворота выходили на юг. Внутри над центральной частью храма сооружали купол, символизирующий Небо, фундаменту здания придавали форму квадрата в подражание Земле, а крыша имитировала священную гору, райскую обитель небожителей, о чем свидетельствовали установленные на ней фигурки святых. Крыше храма полагалось возвышаться над окружающими домами, как бы осеняя их божественной благодатью. Храмы ярко раскрашивали, будто игрушки, и украшали резвящимися драконами и фигурами веселых небожителей.
 Внутри храм обычно представлял собой одно обширное помещение, разделенное колоннадой на ряд нефов. При входе в зал перед зрителем возникала северная стена, основное же пространство раскрывалось вправо и влево. С той и с другой стороны параллельно продольной стене обычно в предпоследнем нефе размещались скульптурные изображения Будд. По периметру зала устраивались антресоли, имевшие служебное назначение.
Свет проникал преимущественно сквозь окна со стороны входа, а также через потолок при многоярусной крыше. В пространстве храма имелись боковые композиционные оси, представленные второстепенными алтарями или подсобными помещениями. Перед входом в храм стояла большая курильница, по обе стороны от центральной дорожки – стелы с памятными надписями, каменные или железные статуи храмовых прислужников, фигуры мифических животных.
Атмосфера обрядового действа создавалась алтарями (их, как правило, было несколько) и многочисленной храмовой утварью. Алтарь представлял собой отгороженное, но раскрытое в храм место, куда помещали скульптурное, живописное изображение божества или таблицы с его именем. Перед изображениями и таблицами ставились столы. Ближайший к алтарю стол был выше и больше других. На его продолговатой крышке в одну линию расставляли в центре курильницу, по сторонам от нее симметрично, - подсвечники и вазы для цветов. Во время обряда создавалась своеобразная завеса из дымящихся благовоний и пламени свечей. Второй, меньших размеров, стол обычно ставился сразу за первым и предназначался для жертвенной пищи (мучное, мясо, вино и т.п.). Передние ножки завешивались тканью. Столы преграждали доступ к алтарю, так что поклоны и другие ритуальные движения совершались прямо перед ними. Помимо столов в храме использовались подставки различных форм, табуреты, скамеечки с подушками для коленопреклонений, шкафы для хранения важных архивных документов. С потолочных балок свисали огромные фонари с надписями в честь божеств. Рядом стояли столы для чтения священных книг.
Один храм служил для отправления культа сразу нескольких божеств. Верующий мог переходить от одного алтаря к другому, обращаясь поочередно или сразу к нескольким божествам. Обряды совершались обычно во дворе, за пределами храма.
Простейший способ поклонения божеству выглядел так: молящийся зажигал перед идолом связку курительных палочек, преклонял колена и, сложив руки у груди, отбивал три или девять поклонов, произнося свою просьбу. Помимо благовоний нередко зажигали свечи, причем обязательно по две – обычно одну или две пары. В особо важных случаях поклонение богам сопровождалось жертвоприношениями. Считалось обязательным или по крайней мере желательным поднести духам свинину, цыплят и рыбу, чай и вино, сласти и фрукты. В буддийских культах жертвоприношения ограничивались растительной пищей, сладкой водой и цветами. Общепризнанным способом коммуникации с потусторонним миром было сожжение жертвенных предметов, с эпохи средневековья уже повсеместно бумажных. В каждой семье путем сожжения регулярно переправляли на тот свет различные предметы домашнего обихода, фигурки лошадей, слуг и служанок, даже макеты домов. Широко был распространен обычай сжигать письменные приношения божествам, а также сожжение бумажных жертвенных денег. Существовали так называемые «золотые» деньги, изготовлявшиеся из желтой бумаги и предназначавшиеся для богов и душ предков, и деньги «серебряные», из некрашеной бумаги, сжигавшиеся в качестве подношения неупокоенным душам. Первые полагалось сжигать в очаге или печи, вторые – на открытом воздухе прямо на земле. Важные жертвоприношения сопровождались сожжением бумажных иконок богов.
Во время общинных жертвоприношений, в связи с чествованием местного божества, устраивалось праздничное шествие и игрища. Статую божества несли в паланкине и заносили ее в дома местных жителей. Божество сопровождали маскарадные процессии, в которых фигурировали всевозможные демоны, служители ада, неупокоенные души. Распорядители празднества были облачены в боевые доспехи, вооружены мечами и пиками. Порой мужчины переодевались женщинами и наоборот.

                4. Статуи

Создание статуи, предполагающее либо накопление средств, либо собственноручное ее изготовление, служило высоким образцом религиозной жертвенности и признавалось одной из значительных заслуг не только для мирянина, но и для монаха. Многим статуям приписывалась чудесная сила.
Будда изображался в трех основных ипостасях: Учителя (сидящая фигура с приподнятой и согнутой в локте правой рукой, что является знаком наставничества), Торжествующего Будды (сидящая фигура в спокойной позе)  и Спящего (пребывающего в нирване) Будды (лежащая фигура).
Нередко  присутствовали утроенные изображения Будды, что обозначало либо прошлое, настоящее и будущее, либо являлось изображением трех самостоятельных персонажей: будды Шакьямуни (в центре), будды Амитабхи (воплощение владыки Запада и владыка рая Сукхавати) и будды Вайрочаны (воплощение Центра и олицетворение  сияющего света).
Будду Майтрею изображали лысоголовым толстяком в монашеском одеянии, вольготно расположившимся на троне, с широким лицом, расплывающимся в радостной улыбке, огромным животом и чуть приспущенной вниз с трона ногой.

                5. Религиозные нормы

 Обращение мирянина в буддизм предполагало принятие пяти обетов, содержащих запреты на убийство, кражу, прелюбодеяние, ложь, употребление вина. Считалось, что нарушение любого из этих обетов влекло за собой суровую кару в загробном мире. Многие добровольно принимали на себя три дополнительных обета: не носить украшений и не употреблять косметику, не увлекаться музыкой, танцами и зрелищами; не возлежать на слишком высоком и широком ложе; не есть в неурочное время.
Убиение живых существ, не исключая и мельчайших насекомых и домашних животных приравнивалось к убийству людей, поскольку и те другие пребывают в едином круге рождений и смертей. Охота безусловно запрещалась. Порицалась и военная служба, как род занятий, связанный с пролитием крови. Сурово порицалось жертвенное заклание животных.
Впрочем, многие грехи можно было искупить путем покаяния и очищения
К числу добродетелей относилось содействие монашеской общине. («Если мирянин жалует на строительство ступы или храма даже горсть земли или деревце, то такие подношения и помощь от чистого сердца обеспечивают ему великое множество заслуг»).
Буддийская мораль предписывала мирянину полнейшее добронравие и сострадание к ближнему и слабому, осуждала проявление жестокости.

                6. Даосский культ

 В даосской литургии жертвоприношение вещей заменялось сожжением (принесением в жертву) священных текстов, что символизировало пресуществление знаков письма в божественное «веяние» пустоты. Струи благовонного дыма были для даосов ближайшим земным прототипом незримых «небесных письмен».

                7. Народные праздники

Народные празднества обычно были приурочены ко дню рождения местного бога-покровителя и имели целью очищение округи от вредоносных веяний, для чего устраивались различные шествия ряженных. Возглавлял эту процессию сам божественный чиновник – статуя, помещенная в богато украшенный паланкин. За владыкой призраков под грохот барабанов и гонгов двигалась мрачная череда обитателей преисподней: утопленники с растрепанными волосами и висельники с вываливающимися языками, грешники и грешницы в облачении преступников, в цепях и с колодкой на шее, всевозможные адские служки – мастера пыток и казней. Тут же шли и более приветливые персонажи: ходоки на ходулях, дети с цветами в руках, принаряженные певички, танцоры и музыканты; позади всех ковыляли и ползли благочестивые люди, давшие обет божеству. Все же образы смерти и адских мук явно преобладали в праздничных шествиях.

                8. Мощи

 Культ мощей святых составлял важный элемент религиозной практики простонародного китайского буддизма.

                9. Семейные культы

Древний культ предков с некоторыми изменениями перешел и в простонародный китайский буддизм. Считалось, что здравствующие родственники способны оказать благое воздействие на посмертную участь усопших. На домашнем алтаре устанавливали поминальную дощечку, на внешней стороне которой указывалось почетное прозвище покойного, данное ему после смерти, и имя родственника, установившего эту таблицу, а на обратной стороне – имя, должность покойного, даты его рождения и смерти  и место погребения. Предкам регулярно (обычно 1-го и 15-го числа каждого месяца, но иногда и ежедневно) совершали подношения, в дни праздников их приглашали  побыть вместе с живыми, им докладывали о всех произошедших в семье переменах. В частности, главным свадебным обрядом служило представление новой жены предкам мужа. Хотя поклонение предкам в дни больших праздников было прерогативой старшего мужчины в семье, рутинные подношения на домашнем алтаре – например возжигание курительных палочек и свечей – были обычно обязанностью женщин.

                10. Гадальщики

Гадальщик являлся непременной фигурой китайского Средневековья, ибо ни одно дело не начиналось без гаданий о счастливом дне, ни одна стройка не обходилась без участия геоманта.

Религиозная жизнь  http://proza.ru/2020/04/27/668