Повесть о милосердии Рецензия на фильм Доктор Лиза

Марина Еремина
«ДОКТОР ЛИЗА»
с Чулпан ХАМАТОВОЙ
на экранах с 22 октября 2020 года
Опубликовано в краевой культурно-просветительской газете "Платановая аллея" 30.09.2020 г. в выпуске №9 (117)

12 сентября в рамках конкурсного показа XXXI Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» состоялась премьера фильма молодого, но уже широко известного режиссёра, лауреата кинематографических премий Оксаны Карас «Доктор Лиза». Повесть о милосердии – так можно было бы озаглавить первую художественную биографическую киноленту о знаменитом докторе, благотворителе, общественном деятеле, исполнительном директоре Международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавете Петровне Глинка. Жизнь этого поистине знакового человека для России оборвалась в 2016 году в результате трагедии – авиакатастрофы над акваторией Чёрного моря.

Образ врача Елизаветы Глинка, по многосторонней деятельности которой не утихают жаркие споры, в исполнении народной артистки России Чулпан Хаматовой получился неподдельным и истинным. Не из высокопарных слов и не благодарностей маленьких пациентов и их отчаявшихся родителей, не из переговоров на высшем уровне ради спасения жизни тех, кто не допущен туда, слагается образ Доктора Лизы. А через конкретный день конкретного человека отразился, словно в призме, смысл жизни неравнодушной к чужому горю женщины, которая когда-то избрала для себя путь милосердия и осталась верна ему до конца своих дней.
Поразительно точно охарактеризовала блестящую актёрскую работу Чулпан Хаматовой, которая, как известно, сама является одной из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь», режиссёр Оксана Карас:
– Это огромное счастье, что есть такая актриса, которая успевает проживать не только свою актёрскую, профессиональную жизнь, но ещё и такую жизнь, которой живёт Чулпан. И, чтобы сыграть такого человека, как Елизавета Петровна, нужен масштаб личности, нужно совпадать по этому масштабу.
Словно в подтверждение этих слов, на пресс-конференции после премьеры охарактеризовал работу своей именитой коллеги и актёр Андрей Бурковский: – Всегда спрашивают, есть ли какие-нибудь смешные случаи на съёмочной площадке? Там есть такая сцена, когда мы едем в машине, и героиня Чулпан уже стала руководить этим оперативником и тут же решает какую-то проблему, когда ей звонят. И пока мы едем назад делать очередной дубль, на другой телефон звонят, и примерно такой же текст говорит уже сама Чулпан в роли Чулпан. Это потрясающе!
Современная жизнь не монохромна. В этом её плюсы, в этом и минусы. И Доктор Лиза – не белый ангел, как и каждый из нас. Но очевидно, что это была уникальная женщина, близко принимающая чужую боль, живущая с нею и не отгораживающаяся от неё. Согласитесь, не каждый человек способен на это. В её огромном сердце было место для любви к мужу, к сыновьям, к пациентам, к сотрудникам, к бомжам на Павелецком вокзале, даже к майору на задании, – и этот список не будет полным.
Чулпан Хаматова вложила в эту роль всё: и огромный актёрский опыт, и высокий профессионализм, и редчайшее совпадение сферы деятельности по благотворительным фондам и, безусловно, свою душу и чуткое сердце. Безупречная актёрская работа, которая подпитывалась и личной дружбой, связавшей когда-то Елизавету Глинка и Чулпан Хаматову. Никто не мог бы взять такую высокую планку и сыграть Елизавету Глинка более достоверно и убедительно.
После этой картины невозможно не согласиться с мнением выдающегося российского режиссёра Алексея Германа-младшего, высказавшегося о деятельности актрисы просто и кратко – «Великая Хаматова».
Народный артист России Константин Хабенский в роли хирурга детского отделения – это отдельная тема для размышления. Роли Константина Хабенского, однажды признанного самым популярным актёром в России за первые 15 лет XXI века, каждый раз потрясают зрителя своей правдивостью, точностью передачи, неповторимостью тщательно проработанного образа.
Здесь он играет многоопытного врача, сфера ответственности – жизни детей. Что может быть важнее? Закалённый в атмосфере постоянного напряжения, решительности, краеугольного соотношения в медицине – риск-польза. «Прометей детского здоровья», ежедневно сражающийся на передовой за каждого ребёнка, оказался бессильным в борьбе с бюрократией, которая не даёт шанса на облегчение состояния больной девочки. Врач сам оказывается беззащитным в той железной системе координат, которая словно загоняет его в морально-нравственную клетку и не даёт выбора. Всё это прекрасно отражает доподлинная игра Константина Хабенского, также широко известного благотворителя в своей частной жизни.
Роль талантливого актёра Андрея Бурковского словно срывает с него маску комедианта по работе в КВН и других проектах и позволяет ему по-новому и совершенно неожиданно предстать в драматическом амплуа. Хладнокровный майор полиции, каменное сердце которого вначале не мог растрогать даже родной отец, под влиянием благородных поступков хрупкой женщины словно ожил, преобразился духовно и нравственно.
Очевидно, что при всей публичности это очень личный фильм. Для меня очень близкими и понятными стали два эпизода. Один из них – с московским чиновником (Алексей Агранович), который искренне не понимал, зачем «такой красивой женщине эти бомжи». Она, смеясь, назвала себя «эгоисткой», выкрутилась, как говорят в таких случаях. Но можно ли доверять судьбы людей тем чиновникам, которые действительно не понимают «зачем»?
В финале биографической драмы мы снова увидели очень личный момент, когда уже смертельно уставшая Елизавета звонит своему мужу Глебу и просит забрать её из центра Москвы. Потрясающие головокружительные виды столицы, отражённые операторским видением Сергея Мачильского, перемежаются с крупным планом героини Чулпан Хаматовой. Объектив выхватывает настроение Доктора Лизы – отнюдь не  праздничное, на контрасте с Москвой, усыпанной радостными, но такими холодными огнями.
«Положи меня в карман», – искренняя цитата из частной жизни Елизаветы Глинка. Светлая любовь, потребность в защите и безмятежности, в укрытии от этого страшного жестокого мира – вот что прозвучало в голосе этой сильной, но, как оказалось, такой уязвимой женщины.
На пресс-коференции мне удалось задать вопрос о том социальном потенциале, который несёт фильм, и необходимости объединения сил председателей благотворительных фондов в том, чтобы донести до высших органов власти необходимость полностью бесплатного лечения тяжелобольных детей и взрослых. Чулпан Хаматова уверена, что подвижки в этом направлении есть: «Движение есть, но медленное».
К чести режиссёра Оксаны Карас, ей удалось собрать совместно не просто замечательных актёров, но и людей неравнодушных к судьбам окружающих. Единомышленники объединились для воплощения фильма о том, что им близко, – о милосердии и доброте. «Доктор Лиза» – это образец фильма о вызовах нашего сегодняшнего времени, а не гипотетическом будущем или славном прошлом, за что отдельное спасибо создателям этого произведения киноискусства.
Стоит ли удивляться, что на XXXI ОРКФ «Кинотавр» «Приз зрительских симпатий» получила именно картина «Доктор Лиза». Воистину, «Глас народа – Глас Божий!»

Марина ЕРЁМИНА,
главный редактор,
член Союза журналистов России.