Криминальная пара Главы 3-4

Геннадий Ищенко
                Глава 3


        Незадолго до того, как вдали показались башни Парта, Сим остановил лошадей и сел в карету к сестре.
        – Скоро приедем, – сказал он. – Ты что-нибудь придумала?
        – Мы не будем отдавать золото на хранение герцогу, – ответила Лидия. – Нам его не вернут. Намного лучше спрятать где-нибудь поблизости от столицы.
        – Хочешь осесть в Парте? – спросил брат.
        – Так будет лучше, – подтвердила она. – Купим дом и войдём в долю к купцам. Денег много, хватит, чтобы заплатить их гильдии, а со временем откроем свой торговый дом. Поможешь мне устроиться в трактире и поедешь в Дешт. Продашь дом и карету и вернёшься верхом. Она нам теперь не нужна. Только не проговорись своим дружкам о том, куда уезжаешь.
        – Тогда я буду искать приметное место, – сказал Сим и опять занял своё место на козлах.
        Вскоре лес по обеим сторонам дороги сменился вырубками, а потом и полями. Прежде чем увидели столицу, проехали три деревни. Недалеко от городских ворот сохранилась небольшая роща.
        – Нашёл? – спросила Лидия, когда брат остановил карету и открыл дверцу.
        – Давай сумку, – сказал он. – Уже темнеет и на дороге никого нет, поэтому нам не помешают. Спрячем в этой роще, тогда будет нетрудно забрать. Место можно пометить камнями, а на деревьях сделать зарубки. Посидишь в карете или пойдёшь со мной?
        – Я с тобой! – выбрала девушка, передала брату сумку вора и поспешила выйти из кареты.
        – Не украдут? – спросил он, ещё раз оглядев дорогу.
        – Пусть крадут, – ответила сестра. – Цена всему этому двадцать монет, а нас избавят от проклятого золота!
        – Я об этом не подумал, – сказал здоровяк и направился к роще. Лидия подобрала подол платья и поспешила за ним.
        Золото спрятали рядом с высокой сосной, в ста шагах от дороги. Сим вырыл кинжалом ямку, положил в него сумку, засыпал землёй и забросал тайник опавшей хвоей.
        – Возьми шмотки вора, – сказал он сестре, отдавая ей одежду, – потом выбросим. А я помечу деревья. Возле дороги были камни, соберём их в кучу. Найти это место будет нетрудно.
        Когда закончили, вернулись к карете и продолжили путь. Столица великих герцогов Сорма могла похвастать крепостной стеной в три человеческих роста. В воротах стоял караул из трёх стражников.
        – Кого везёшь? – спросил старший.
        Спрашивал потому, что деньги за въезд брали только с горожан и купцов. Крестьяне снабжали город продовольствием, а у дворян была льгота, поэтому их всех освободили от въездной платы.
        – Сестру, – ответил Сим. – Сколько с меня?
        – Две лошади, вот и плати два серебряных, – оценил сержант.
        – Что так дорого-то? – возмутился здоровяк. – Всегда брали один!
        – Так поздно приехал, – нагло ухмыльнулся стражник. – Считай, что мы уже закрыли ворота. Переночуете здесь, а утром, так и быть, возьмём меньше.
        Скандалить было себе дороже, поэтому Сим молча расплатился и въехал в столицу. Он неоднократно возил в неё пассажиров, поэтому знал, где расположены несколько трактиров. Выбор был сделан в пользу недорогого, но приличного заведения с помпезным названием «Лучший». Обычно в нём останавливались купцы и их приказчики. Там же, во дворе, можно было оставить карету, потому что он не собирался возвращаться в Дешт на ночь глядя. Ещё не совсем стемнело, но квартальные уже зажигали фонари, поэтому не заплутали и быстро добрались до трактира. Сим оставил лошадей конюху, взял сумку с золотом и вместе с сестрой вошёл в трактир. Как и большинство подобных заведений, «Лучший» был большим двухэтажным домом и начинался с трапезного зала. В этом было два десятка столов, за которыми ужинали несколько мужчин. Поблизости от входа за отдельным столом сидел хозяин. Сим повидал немало трактирщиков и не встречал среди них ни одного худого, таким же упитанным был и этот.
        – Мне нужна комната на двоих, – сказал он толстяку. – Пока на ночь, а там посмотрим. И подайте в неё ужин.
        – Комнаты есть, – ответил тот. – Сейчас я вас вселю. А ужинать спускайтесь сюда. В номерах мы обслуживаем только купцов. Можем обслужить и вас, но за это придётся доплатить.
        Комната оказалась небольшой, но чистой и уставленной красивой мебелью. Макейны оставили золото на видном месте и, не заперев дверей, спустились в трапезный зал. Они не заинтересовали никого из посетителей, были быстро обслужены и поели вкусно приготовленное мясо с овощами. После ужина сразу же поднялись к себе.
        – Не украли, – расстроился Сим при виде сумки. – Что будем делать? Спать рано, да ещё с полным брюхом.
        – Полежим, – ответила сестра. – Не забудь запереть дверь.
        – Ты меня удивила, – устраиваясь на кровати, сказал он. – В первый раз убила – и такое спокойствие. На мне тоже есть покойник. Убил, когда защищался от ограбления, а после всё равно мандражировал.
        – Было нелегко ударить, – призналась Лидия, – а после слов головы думала только о том, как нам избавиться от зачарованного золота.
        – Придумала что-нибудь кроме трактиров?
        – Придумала, что буду ходить по ним одна. Так скорее ограбят и меньше риска. Могут украсть из номера, тогда я вообще ничем не рискую. А если пойдём вместе, тебя будут валить, ну и меня заодно, чтобы не оставлять свидетелей.
        – Умно, – согласился брат, – но мне это не нравится. Подумай ещё.
        На этом прервали разговор. Усталость и дорожные переживания вместе с сытным ужином быстро усыпили обоих. Когда проснулись, за окнами было уже светло. Сим отпер дверь и выглянул в коридор.
        – Не копайся, – сказал он занятой волосами сестре. – Пахнет мясом, а у меня пусто в брюхе. Сейчас захлебнусь слюной. Если хочешь, помогу причесать, у меня это выйдет быстрее.
        – Уже заканчиваю, – отозвалась Лидия. – Можешь спуститься и сделать заказ, тогда не придётся ждать.
        В зал спустились вдвоём и заняли ближний стол. Их быстро обслужили, поэтому занялись завтраком, не обращая внимания на других посетителей. Доесть не дали.
        – Оторвитесь от еды! – сказал кто-то за спиной. – Представьтесь!
        Повернувшись, увидели жреца. За одним из столов сидели ещё трое, смотревшие в их сторону.
        – А в чём дело, ваша святость? – удивился Сим. – Я приехал сюда вместе с сестрой по торговым делам...
        – Она маг! – заявил жрец, указав рукой на Лидию. – Магия только для дворян, все прочие подлежат аресту и казни! Вы оба сейчас же идёте с нами!
        Пока он говорил, остальные жрецы подошли к дверям, чтобы воспрепятствовать побегу.
        – Уверяю вас, ваша святость, что в сестре нет никакой магии, – испугался Сим. – Мы проходили проверку в детстве, и тому есть письменное свидетельство. Правда, оно в Деште, но я могу...
        – Мне не нужна ваша бумажка, – перебил его жрец. – В этой девчонке столько силы, что из нас её не увидит только слепой! Отдай кинжал и иди к выходу. Вы получите быструю смерть, а за непослушание с каждого медленно снимут кожу!
        – Конечно, мы подчинимся, – съёжившись, пробормотал Сим и якобы без сил опустился на табурет. – Извините, ваша святость, совсем не держат ноги! Неужели казнят и меня?
        Вскочил он уже с табуретом в руке, которым изо всех сил ударил жреца, после чего выхватил кинжал и с рёвом бросился на остальных. Жрецы не владели магией, но их амулеты не только от неё защищали, но и давали возможность подчинять людей.
        – Стой! – приказал один из них, подошёл к замершему здоровяку и перерезал ему горло.
        – Я задержу их, а ты беги через кухню! – заорала девушке появившаяся голова. – Ну же, дура, убьют!
        Призрак, вытаращив глаза и оскалив зубы, полетел к жрецам, которые с воплями страха выбежали из трактира. Лидия послушалась приказа и через минуту была уже на заднем дворе, откуда выбежала на улицу. Все в зале были поражены такой развязкой и никто даже не попытался её задержать.
        – Не беги, – посоветовал возникший рядом Сарк. – Обратишь на себя внимание, и быстро найдут.
        – А с тобой не обращу? – спросила девушка.
        – Сейчас меня видишь одна ты, – объяснил он. – В тебе точно не было силы?
        – Если ты говоришь о магии, то при проверке ничего не нашли, – ответила она. – Мне тогда было лет десять. Скажи, брата точно убили?
        – Мёртв. Тебе сейчас нужно думать не о нём, а о себе. Выходит, что ты получила силу из-за меня. Я даже не думал о такой возможности, поэтому не проверил. Наверное, то же самое было и с вором.
        – А почему ты до сих пор в моей голове? – спросила Лидия. – Золото теперь наверняка заберут.
        – Я умер, но ещё не сошёл с ума, чтобы забираться в жреческую голову, – объяснил Сарк. – Они не станут заниматься заказом, а меня отправят в мир мёртвых.
        – Тебе там самое место! – зло сказала девушка. Она вышла на перекрёсток и в замешательстве остановилась, решая, куда идти.
        – Направо, – подсказал он. – И быстрее шевели ногами, если не хочешь быть разорванной лошадьми.
        – А почему направо? – спросила Лидия, послушно повернув в указанном направлении.
        – Нужно же куда-то идти. Для тебя главное – подальше убраться от трактира, а потом подумаем, что делать дальше.
        – Пойду к реке и утоплюсь. Жрецы сообщат обо мне страже и уже не получится уйти из столицы, а в ней скоро поймают. Брат убит, а все наши вещи и деньги остались в номере. И долго я смогу бегать по улицам?
        – Если будешь слушаться, сможешь изменить свою жизнь к лучшему, – пообещал Сарк. – Быстро сделаю настоящим магом и дворянкой, а золото у тебя есть. Только у меня будет одно условие.
        – И какое? – спросила она. – Остаться в моей голове?
        – Это я могу и сам, а тебе нужно отомстить моему врагу. Из-за него я лишился жизни. Это намного проще, чем убийство короля Дарма, тем более для такого мага, какой ты станешь.
        – Сейчас я согласна на всё, а там посмотрим, – ответила Лидия. – Странно, убили единственного близкого мне человека, а у меня нет ни слезинки. Твоя работа?
        – Ещё поревёшь, – отозвался Сарк, – только сначала найдём более подходящее место.

        Великий герцог отдыхал после прогулки по парку, когда слуга доложил, что к нему прибыл генерал Кудгай.
        – Граф сказал, что пришёл по вашему вызову, – добавил он и замер, ожидая приказа.
        Кудгай был одним из тех немногих, кому Ольм доверял, поэтому он не позаботился об охране и разрешил генералу войти.
        – Что с вами случилось? – удивлённо спросил герцог командующего своей армии. – Вы постарели самое меньшее на десять лет!
        Кудгай был намного моложе своего повелителя и обычно демонстрировал отменное здоровье, сейчас же перед Ольмом стоял почти его ровесник.
        – Многое случилось, ваше высочество, – ответил генерал. – Всё началось с убийства моего мага. Его убили вечером ударом в спину, а ночью меня посетил один из магов Фартуза. Он подчинил охрану и беспрепятственно добрался до моей спальни.
        – Вас проверяли магией и не нашли подчинения!
        – Он не подчинял своей силой, просто поменял мне душу. Обычное подчинение нашли бы и приняли меры, а такое уже не найдёшь.
        – Как можно поменять душу?.. – растерялся герцог.
        – Не знаю, – ответил Кудгай. – Это сказал сам маг, я почувствовал замену по страху. Вы знаете, ваше высочество, что я храбрый человек, но после ночного визита во мне поселился страх смерти. Я точно знал, что умру, если не выполню приказ дармийского мага, и это пугало и лишало воли.
        – И что же вам приказали? – спросил Ольм.
        – Убить вас, – признался Кудгай.
        – Почему же вы не выполнили приказ?
        – Тогда ещё не пришло время, сейчас пора исполнять! – С этими словами генерал шагнул к герцогу и вонзил ему в грудь кинжал. Подхватив убитого Ольма, он положил его на диван и направился к выходу.
        – Вас зовёт герцог, – приоткрыв дверь, сказал Кудгай слуге, пропустил его в комнату и тоже убил.
        При посещении герцога все оставляли оружие охране его покоев, но кинжал нетрудно спрятать в одежде. Он забрал шпагу у стоявших в карауле гвардейцев и без спешки покинул дворец. Его жеребец остался возле ворот со слугой, поэтому не пришлось идти в конюшню. В это время на улицах Парта почти не было экипажей, и убийца добрался до городских ворот галопом. Махнув рукой, приветствовавшим его стражникам, он тем же аллюром помчался по тракту на север.

        Записанные графом заклинания проявлялись в течение двух дней. У Альта не было желания заниматься магией, но в этом от него ничего не зависело. Пока знания всплывали в памяти отдельными разрозненными фрагментами, бывший вор читал дворянский кодекс и другие книги, которые, по мнению его господина, должен был знать дворянин. Утром третьего дня он почувствовал, что вспомнил всё и настал черёд магии. Альт уже устал от чтения до невозможности скучного кодекса и зубрёжки графских родов, поэтому у него даже появился интерес к предстоящей учёбе. Поначалу самым трудным было настроиться на внутреннее зрение. Он легко делал это с закрытыми глазами, но стоило их открыть и изображения накладывались. В результате не получалось создать даже самое простое заклинание и так кружилась голова, что трудно было устоять на ногах. С этим удалось справиться только к концу дня.
        Учёба на полученных без труда знаниях продвигалась быстро. На пятый день Альт освоил все защитные заклинания и перешёл к атакующим. За это время он ни разу не встречался с графом. Вся жизнь свелась к учёбе в комнате, из которой выходил только по нужде или для еды. Казалось, что хозяин о нём забыл.
        – Господин граф приказал передать, что завтра вас будут проверять, – сообщил посетивший его слуга. – Он советовал просмотреть все книги.
        Пришлось отложить занятия магией и опять взяться за чтение. Очень помогала новая память, но уж больно много всего нужно было запомнить и не хотелось вызывать неудовольствие Абера. В отношении графа он испытывал благодарность, смешанную со страхом.
        Проверку проводил не сам граф, а тот барон, которого Альт увидел, очнувшись в карете. Сувор возглавлял дружину графа и отвечал за его безопасность.
        – Сядь, Баргуз! – брезгливо сказал он. – Да не рядом со мной, а вон на тот стул. Я буду задавать вопросы, ты – коротко на них отвечать. Время на обдумывание не будет. Всё понял?
        – Понял, ваша милость, – ответил Альт и сел на предложенный стул.
        К собственному удивлению, ему удалось ответить на все вопросы, а когда закончилась эта проверка, Сувор встал и молча ушёл.
        Следующие три дня никто не беспокоил, и начинающий маг смог освоить атакующие заклинания и перейти к подчинению. Повторять все приёмы оказалось несложно, но он не был уверен в том, что не совершает ошибок. Для уверенности нужно было пробовать на ком-нибудь из слуг, а делать такое без разрешения, да ещё в гостях... Подумав, Альт решил обратиться к хозяину, но граф вызвал его сам.
        – Дворянская грамота написана, – сказал он. – Поздравляю, шевалье Докер! О прежнем родовом имени придётся забыть. Как успехи в магии?
        – Освоил всё, что вы дали, ваше сиятельство, – ответил Альт, – только у меня не было возможности на ком-то попробовать...
        – Пробуй на слугах, – разрешил Абер, – только используй что-нибудь безобидное и сразу же вели забыть. Теперь слушай, что ты должен сделать. Я уже говорил, что поселившийся у тебя в голове Сарк был моим другом. Он сын барона Монка Саддея. Их баронство находится рядом с Туле. Дружили наши отцы, а потом с Серком подружился и я. Когда уезжал в Сорму, приглашал его с собой, но безрезультатно. Другой его друг – маг и барон Герт Собер – уговорил Серка уехать в Дарм. В этом королевстве намного меньше сильных магов, чем у нас, поэтому они рассчитывали устроиться на королевскую службу. Герт и устроился, а у Серка это не получилось. Но он купил дом в Бартаме и взялся обслуживать столичное дворянство. Видимо, Герт, как один из королевских магов, ему протежировал. Всё это я узнал позже из письма. Вскоре король из-за чего-то взъелся на Собера, и тому пришлось бежать из Дарма. Многим было известно о связи опального мага с Сарком, поэтому и моему другу пришлось бросить дом и спасаться бегством. Я не знаю, чем закончилась эта история, но подозреваю, что Герт по какой-то причине убил Сарка и использовал его для своей мести Лямузу. Непонятно, как можно оживить одну голову и поддерживать в ней жизнь, в некромантии ничего этого нет. Большинство магов изучает в ней оживление свежих покойников и этим ограничивается, а вот Собер, по словам моего друга, был из тех, кто пытался узнать больше. Ты получил от меня минимум знаний. Учить остальное долго, а передавать из памяти в память рискованно: можешь сойти с ума. Но знание некромантии не помешает, и её изучение не займёт много времени. Возьми на столе книгу и займись. Когда закончишь, продолжим этот разговор. Рядом лежат твоя грамота и кошель. Тебе нужно заказать пристойную одежду и купить шпагу. Ею учатся владеть годами, но я знаю мастера с задатками мага. Не собираюсь давать тебе что-то ещё из своей головы, а из его дам. Если занести в память все навыки, за неделю научишься сносно фехтовать, а большего тебе и не нужно.

        Король Эльхара Бармос во многом отличался от владык соседей. Это был статный красивый мужчина в возрасте пятидесяти трёх лет, который сам управлял своим королевством. Конечно, был и канцлер, но он лишь советовал королю и занимался выполнением его решений. Такое усердие в государственных делах было следствием скуки. Бармос не любил охоту и не пристрастился к чтению книг, а женщины во множественном числе остались в воспоминаниях юности. Сейчас ему хватало жены, да и к ней приходил не каждую ночь. Интриги мало интересуют тех, кто уже достиг вершин власти, – и что остаётся? Смотреть казни или затеять войну? Но король не отличался кровожадностью, а с соседями воевали ещё во времена его деда. На границах случались драки баронов, но на такие мелочи не обращали внимания. Силы были примерно равными, а для заключения союза с соседями не хватало доверия. Делами он занимался обычно с утра в своём кабинете. Они заключались в разборе письменных жалоб с редким приёмом просителей и бесед с канцлером и другими сановниками по его выбору. Этот случай был из последних.
        – Новостей мало, – докладывал шестидесятилетний канцлер граф Морн. – На днях в Туле вернулся граф Абер Фарс...
        – Он уезжал в Сорму? – перебил король. – И в чём причина возвращения? Не поладил с Ольмом?
        – Причина в смерти Лямуза, – объяснил Морн. – Есть основания считать, что новый король Дарма попытается захватить герцогство Сорма. У магов отменное чутьё на неприятности, а Абер один из самых сильных. Я хотел вызвать его и побеседовать, но не успел.
        – А что доносят наши люди в столице Дарма?
        – Новости из Бартама доходят за десять дней, а в последней сообщали только о коронации Фартуза. В Сорме, скорее всего, известно больше, потому что там срочно занялись усилением армии.
        – И что вы советуете? – спросил Бармос.
        – Мы можем сделать одно из двух, – ответил канцлер, – или оказать помощь Ольму, или ударить по Сорме со своей стороны. Не вступать в войну и дать захватить всё дармийцам – это не выход.
        – Это мне понятно, – раздражённо сказал король. – Что вы-то советуете?
        – Я отправил бы в Сорму одного из генералов. Поговорит с герцогом и определится с обстановкой. Если дело идёт к войне, пусть договорится о вводе нашей армии и шлёт гонца, а сам едет в Дарм. Припугнёт Фартуза, возможно, этого будет достаточно. Мне не хочется воевать. Захват части земель Сормы не принесёт большой выгоды, а защищать Ольма просто так...
        – Я почти обещал ему помощь, – напомнил Бармос. – Вы присутствовали при этом разговоре.
        – Это было не обещание, а намёк, – позволил себе возразить Морн. – Я рассматривал только выгоду, но есть и опасность. Мы не можем увести всю армию из-за соседей, а вот Фартуз может это сделать! По сообщениям моих людей, принц не отличался умом, к тому же он очень молод. И у дармийцев такие соседи, что они могут рискнуть. Пока те раскачаются, Фартуз может захватить Сорму и вернуть солдат.
        – Смотрите, чтобы он это не сделал, пока раскачаемся мы! – предупредил король. – Нужно уже сейчас отправить на сормийскую границу часть полков. Я принимаю ваш план. В Сорму пошлите Лерка. Он старше и умнее других генералов, быстро разберётся в обстановке и не позволит себе лишнего в Бартаме. И сегодня же пошлите за графом Фарсом, я сам его расспрошу.


                Глава 4


        – Говори мысленно, – предупредил Сарк. – Меня не видят и не слышат, а на тебя обратят внимание, сочтут чокнутой и запомнят.
        – Хорошо, – согласилась Лидия. – Что мне делать, умник? Когда дашь свою магию?
        – Сначала нужно найти укрытие, – ответил он. – Дам совсем немного, только самое нужное, но и оно вспомнится на следующий день. Ищи трактир с конюшней, они почти все с сеновалом. Дождёшься, когда выйдет конюх, и спрячешься. Если с этим ничего не выйдет, попробуем что-нибудь другое. Сама будешь долго искать, спроси у прохожих.
        Чтобы найти нужное заведение, пришлось спрашивать трижды. Конюх сидел на лавке у входа и вскоре по какой-то надобности ненадолго ушёл в трактир. Ей хватило этого времени, чтобы добежать до конюшни и забраться по лестнице на сеновал. Сена было много, поэтому Лидия с трудом освободила себе место подальше от чердачного лаза.
        – Расслабься, – приказал Сарк. – Это недолго. Учти, что будет неприятно.
        Он исчез, а в голове девушки что-то сильно зашумело, но этот шум длился всего несколько минут.
        – В бестелесном состоянии легче учить, – сказал опять появившийся маг, – но всё равно дал мало, чтобы ты смогла быстрее пользоваться. Только общие знания и три заклинания. Сумеешь отвести глаза, защититься от магии жреческих амулетов и подчинить кого-нибудь одного. А теперь я уйду, а ты можешь плакать, только делай это потише, чтобы не услышали внизу.
        Наведённое равнодушие исчезло, и Лидия почувствовала горечь потери любимого брата, страшное одиночество и весь ужас своего положения. Слёзы потекли ручьём, а тело затряслось в рыданиях. Несмотря на горе, она помнила слова Сарка и ревела молча. Выплакавшись, почувствовала себя лучше и решила заснуть, чтобы не терзаться мыслями и начавшим подступать голодом. Сволочные жрецы не дали нормально поесть, а пила она только прошлым вечером. Заснула неожиданно легко и проснулась уже утром от шума внизу. Конюх седлал коней съезжавшим постояльцам и выводил их во двор.
        – Что-нибудь вспомнила? – спросил возникший рядом Сарк.
        – Ты можешь общаться без появления? – вздрогнув от неожиданности, мысленно сказала девушка. – Думаешь, так приятно на тебя смотреть? Не знаю, чему ты меня учил, но ничего не вспоминается.
        – Смотри внутренним зрением, – посоветовал исчезнувший маг.
        – Ой! – испугалась она. – Что ты со мной сделал? Всё стало цветным и в каких-то пятнах. И сильно закружилась голова.Маха вызвали д
        – Закрой глаза и выполняй мои приказы!
        Обучением магии занимались полдня, и в результате Лидия освоила всё, что он ей дал.
        – И что дальше? – спросила она, когда закончили учёбу. – Я сейчас сдохну от голода и жажды!
        – Спускайся и подчини конюха, – посоветовал Сарк. – Пусть поможет почистить платье и сходит в трактир за едой. У него должен быть гребень для лошадей, так что приведёшь в порядок волосы. Сейчас ты похожа на пугало. А потом найдём горожанина, который поможет тебе стать мужчиной.
        – Как это? Они с удовольствием помогут мне стать женщиной, но...
        – Стража уже получила твоё описание и не выпустит из столицы без проверки, – объяснил маг, – а тебе нужно срочно её покинуть. Обвяжешь грудь, переоденешься мужчиной и обрежешь волосы. Заодно нужно разжиться деньгами. Подействуешь на того, кто будет проверять, а остальным отведёшь глаза – этого должно хватить.
        – У меня спрятано золото, – напомнила Лидия, – и ещё есть вклад у купцов.
        – Обойдёшься без своего клада, – сказал маг. – Заберёшь как-нибудь потом. У тебя с собой купеческий перстень?
        Каждому, кто вкладывал золото в торговлю, давался перстень со специальной гравировкой. Забрать можно было только все деньги, вернув купцам перстень. Это считалось надёжней бумаг.
        -- Перстень остался у брата, – ответила она. – Ладно, я всё это сделаю, хотя до слёз жалко волосы. А что дальше? Идти домой в Дешт? Так я не дойду за день. Может, купить коня?
        – Купишь, когда попадёшь домой. На полпути до вашего Дешта есть трактир, в нём переночуешь. Только прежде чем идти в дом, его нужно проверить. Пока доберёшься, я научу этому и многому другому.
        – А для чего проверять? – не поняла Лидия. – Из-за жрецов? Так в трактире никто не знает, откуда мы приехали.
        – Жрецы не могут поднимать и допрашивать мёртвых, но если они быстро нашли мага, то уже знают ваши имена и то, где вы жили.
        – Хорошо, я добралась до дома...
        – Отдохнёшь и с моей помощью станешь настоящим магом, а потом отправишься в Эльхар. Поблизости от города Туле живёт мой отец. Он сделает тебя благородной леди и поможет отомстить. Вот после этого можешь возвращаться за золотом, а я уйду из твоей головы в мир мёртвых.

        Кудгай встретил армию Дарма на второй день бегства. Первыми двигались конные разведчики.
        – У меня важное сообщение вашему командующему, – сказал генерал окружившим его всадникам. – Прошу к нему проводить!
        Армией командовал брат канцлера герцог Брад Ладней, который вместе со своим окружением ехал в середине колонны. Кудгай дважды виделся с ним во время своих поездок в Дарм ещё при жизни Лямуза.
        – Чем обрадуете, граф? – спросил Ладней, когда они обменялись приветствиями.
        – Я выполнил приказ, и Ольм мёртв, – ответил генерал. – Мне обещали, что после этого вернут душу!
        – Говорите тише, – сказал командующий, покосившись на свиту. – Если вам что-то обещали, то обязательно выполнят. Только с этим нужно обращаться к моему магу. Вас к нему проводят.
        Ехали почти в конец колонны, поэтому Кудгай смог оценить численность дармийцев. Их было около двадцати тысяч – серьёзная сила для армии Сормы.
        – Конечно, я выполню обещанное, – подтвердил маг. – Только такой обмен нельзя делать на марше, нужно ждать вечера или отъехать в лес.
        – Едем! – решил генерал. – Я не могу больше ждать!
        Они вдвоём выбрались из колонны и свернули в редкий сосновый лес.
        – Хватит, – сказал маг, когда отъехали шагов на сто. – Здесь вам будет удобно.
        Кудгай захрипел, схватился за горло и упал с коня. Убивший его удушьем маг взял повод оставшегося без хозяина жеребца и стал выбираться к тракту.
        Обратный обмен душ почему-то не получался, к тому же подчинённых не собирались освобождать, а этот ещё и сделал своё дело и уже не представлял ценности.

        Всю недолгую жизнь Фартуза терзал страх. Мать умерла, когда ему не было года, и маленького принца отдали на воспитание баронессе Барток. Дети пятидесятилетней Аглаи давно выросли и у неё не было ни любви к этому малышу, ни желания с ним возиться. Мальчик рос под присмотром служанки, которую он, как только научился говорить, сразу же окрестил стервой. Младший принц не интересовал отца, и у старшего брата тоже не нашлось для него времени. Ему запрещали громко говорить, бегать, играть с другими детьми и даже гулять в парке. За любую провинность наказывали розгами, чуланом или лишением еды. Вряд ли баронесса или тем более служанка решились бы на жестокое обращение с сыном короля, если бы не получили от него такие указания. С семи лет им стали заниматься учителя, и сразу же посыпались новые наказания. Все эти издевательства закончились, когда умер брат и Фартуз стал наследником. Ему удалось подслушать разговор двух придворных о том, что брат был убит по приказу отца за попытку покушения. Это только добавило страха. Трудно годами так жить и не повредиться в уме, и непонятно, о чём думал король, воспитывая такого наследника, но, когда он внезапно умер, Фартуз едва не сбежал из дворца. За день до этого он без видимой причины так испугался, что едва не лишился рассудка. Когда улеглась суета, вызванная смертью отца, к принцу пришёл третий королевский маг. Первым числился недавно умерший Адгейл, а второй сбежал два года назад и до сих пор не был заменён.
        – Принц, – обратился он к Фартузу, – вы должны немедленно короноваться!
        Юноша не спросил, с какой стати ему указывает даже не канцлер, а какой-то маг. Он почему-то почувствовал прилив страха и понял, что должен беспрекословно повиноваться этому шевалье Дарку. Коронация и похороны отца запомнились плохо. Когда человека так терзает страх, всё остальное теряет для него цену. Новый король почти не выходил из спальни, даже еду ему приносили в неё. Кончилось всё помешательством и смертью. Фартуз забрался в одну из дворцовых башен и бросился вниз головой на брусчатку двора.

        – Доигрались! – крикнул Сток в лицо Дарку. – Вчера покончил с собой герцог Сели, а сегодня это же сделал Фартуз! И сколько таких будет? Мы поменяли души почти всем высшим дворянам, но послушание длится недолго. Они не выдерживают пытки страхом! Если это будет продолжаться... И я не уверен в том, что все те, кто решит свести счёты с жизнью, будут молчать! А если о причине узнают их родичи... Мы не сможем подчинить всех, на это просто не хватит сил!
        – Такие не все, – возразил королевский маг. – Многие уживаются со своим страхом. Армия ушла завоёвывать Сорму...
        – Пусть не все, нам хватит и этих! – не унялся Сток. – И кто будет теперь править?
        – Пока не закончится война, этим займётся канцлер, а потом соберём совет герцогов и выберем новую династию.
        – С меня хватит! Канцлер тоже начал чудить и не сегодня-завтра свихнётся, а ты хочешь прикрыть им трон! Будь проклят тот день, когда ты подбил меня на эту борьбу за власть! Я уезжаю, а ты можешь продолжать!
        Сток выбежал из апартаментов главного мага, а Дарк сидел в кресле убитого им учителя и мучительно пытался найти выход.
        Двадцать два года назад в семье обедневшего шевалье Дарка родился наследник. Мальчика нарекли Махом и в десять лет проверили на наличие сил. К большой радости отца, сын оказался сильным магом. К силе нужно было приложить знания, а у шевалье не хватило денег для учёбы. Пришлось обратиться за помощью к своему барону. Тот дал деньги с условием, что, став магом, Мах будет служить ему десять лет. Годы учёбы в Академии промчались быстро, и пришло время отдавать долги. Новоиспечённый маг не желал прозябать в баронском замке, поэтому барон скоро скончался от слабости сердца. Клятва не распространялась на его наследника, и получивший свободу Мах поспешил вернуться в столицу. Поначалу его преследовали неудачи. Чтобы достойно устроиться, не хватало опыта и полученных от отца денег, к тому же ему мешало отсутствие титула. Хоть в королевстве было меньше сильных магов, чем у соседей, высшие дворяне нанимали только титулованных, а шевалье мог рассчитывать на службу только у какого-нибудь барона. Честолюбивого юношу это не устраивало. Исключением был король, но Мах знал, что не станет королевским магом без протекции. Понадобился год, чтобы о нём узнали и смогли оценить. После этого уже не было недостатка в деньгах, но золото не могло помочь подняться выше. Помогло случайное знакомство с главным магом Лямуза. Для лечения одного из графов Маха вызвали во дворец, где его и увидел Адгейл.
        – У вас много силы, юноша, – сказал он после знакомства, – а как со знаниями?
        – Окончил Академию и с год практикую в столице, – почтительно ответил Мах. – Освоил всё, что можно было узнать по доступным мне книгам.
        – Королю нужен третий маг. Не хотите им стать? Если не хватит знаний, я могу подучить.
        Конечно же, он согласился. Король не пользовался услугами третьего мага, его брали для нужд двора. Без титула и здесь нельзя было рассчитывать на продвижение даже тогда, когда почему-то сбежал второй маг Герт Собер. Денег стало больше, но юному магу не хватало почёта. Двор почти полностью состоял из знати, а ожидать от титулованных уважительного отношения к какому-то шевалье... Хорошие отношения были только с главным магом. Адгейл ценил в магах силу и стремление к знаниям, а не знатность, и сильно помог Маху советами и книгами, какие тот не купил бы в лавках. Но на книжной полке его кабинета оставалось много других, которые были только для личного пользования. Ученик выбрал время, когда учитель уехал на несколько дней, обошёл магическую защиту его комнат и смог открыть замок. К разочарованию Маха, в книгах не оказалось чего-то по-настоящему ценного, и только перед уходом, когда он решил осмотреть ящики стола, нашлись записи, оказавшиеся настоящим сокровищем.
        Как и большинство магов, Мах недолюбливал некромантию и изучал в ней только подъём мертвецов. Прочитанное привело его в трепет. Допрос душ мог дать многое, но он был ерундой в сравнении с возможностью их менять. Это была настоящая власть! Возвыситься над высокородными ублюдками, которые ценят в человеке не способности, а длинную вереницу когда-то прославившихся предков! А дальше был длительный и очень опасный поиск сторонников. Достаточно было предать одному, чтобы со всех участников заговора содрали кожу. Но в магии была страховка от такого предательства, поэтому у него всё получилось. Подбирались только сильные маги без титулов, которые, как и он сам, были недовольны своим положением и жаждали возвыситься. Когда таких набралось достаточно для подчинения верхушки дворянства, Мах начал действовать. Король часто устраивал приёмы, на которых собиралась знать. Вход на них третьему магу был закрыт, но ему достаточно было постоять в коридоре, чтобы запомнить образы нужных дворян. Для заклинания этого было достаточно. Подчинив многих, с их помощью навещали дворцы и замки остальных. Короля и канцлера подчинил сам Мах, чтобы остаться во главе заговора. Он не знал, что стало причиной беспокойства Адгейла, но на всякий случай принял меры. С Лямузом что-то пошло не так, и он умер через несколько дней после смерти своего главного мага. Его наследник послушно выполнял все приказы, то же было и со знатью. Все участники заговора обогатились и получили титулы, а собранная армия ушла покорять Сорму. Её высшее дворянство должны были уничтожить, чтобы освободит место для магов. Титулы – это хорошо, но к ним нужно было приложить баронства и графства. Чистить своё королевство рано, а в Сорме можно было не церемониться. Всё шло хорошо до вчерашнего дня, когда перерезал себе горло герцог Сели. Вселённые души боялись вернуться в мир мёртвых, поэтому не должно было быть никаких самоубийств. Беспокойство переросло в страх, когда покончил с собой Фартуз. Сток даже сбежал, наплевав на обещанное графство, но для Маха бегство не было выходом. Стать безродным и начать всё где-нибудь в другом королевстве? Если провалится заговор, о нём узнают, а это изменит отношение ко всем магам. Чтобы выжить и не потерять своих привилегий, они найдут защиту и от смены душ.
        После долгих раздумий Мах решил обратиться за советом к умершему учителю. Чтобы попасть в мир мёртвых нужно было умереть самому. Эту смерть и последующее воскрешение обеспечивали несколько заклинаний. При смерти тело лишалось души и могло вернуть её, если прошло мало времени. Потом связь терялась, а тело получало необратимые повреждения. Поэтому первое заклинание создавало связь с душой, не исчезавшую даже в пространстве посмертия, а второе – сохраняло тело. Заклинание связи придумал сбежавший Собер, а для сохранения использовалось то, которое предохраняло от порчи продукты. Самым сложным было заклинание, которое убивало остановкой сердца и запускало его спустя нужное магу время. Если и его придумал бывший второй маг, он был гением!
        Первым делом Мах запер дверь и задвинул засов. Сев в кресло, он создал одно за другим все три заклинания, а потом напитал их силой. Сердце сделало удар, второй... и остановилось. В глазах потемнело, и он умер. Это было второе посещение мира мёртвых. Здесь царил мрак, в котором плыла его едва светившаяся душа, отдалённо похожая на оставленное тело. Чтобы привлечь нужную душу, её нужно было позвать.
        – Адгейл! – мысленно крикнул он и тут же получил ответ.
        Перед душой мага появилась ещё одна. Она светилась сильнее, и этот свет слепил и мешал рассмотреть подробности.
        – Учитель? – спросил Мах.
        – Что тебе нужно, убийца? – ответил Адгейл. – Наверное, начал менять души, а дворяне после этого сходят с ума?
        – Как вы узнали?! – поразился он. – Лямуз не мог вам сказать, он сам этого не знал!
        – Значит, король умер. Или и его убили?
        – Специально не убивали никого, кроме вас. Но вы правы в том, что дворяне начали сходить с ума и сводить счёты с жизнью.
        – Скоро сведут счёты с вами, – печально сказал Адгейл. – Опять очутитесь здесь, только уже без права на возвращение. Мне вас жаль. Вы способный юноша и могли бы занять место второго мага и получить титул. Не у Лямуза, но ему оставалось жить год или два. Стоило вам по-человечески отнестись к принцу, и он, став королём, оценил бы это! Молодые всегда спешат и сначала делают, а уже потом разбираются, если им оставят такую возможность.
        – Объясните, в чём я не прав! – потребовал Мах. – Вы не можете не ответить!
        – Когда я узнал о работе Собера, сразу почувствовал, что в замене душ есть какой-то подвох, – сказал Адгейл. – Магию развивают тысячу лет, а возможно, и больше, поэтому уже не один раз должны были открыть такую возможность, но маги до сих пор служат знати, а не наоборот. Попав сюда, я многое узнал и всё понял.
        – Скажите короче, учитель! Скоро сработает заклинание, а умирать ещё раз...
        – Да, это неприятно, – согласился Адгейл. – Ладно, скажу свои выводы. Души формой и размерами повторяют наши тела. У плода душа очень маленькая, и она растёт с ростом тела. При замене другая душа не полностью совместится с телом, и это вызовет их взаимный разлад. Мало того, что человека грызёт страх смерти, который сам по себе может убить, так ещё и эта несовместимость, которая сводит с ума. Это в здравом рассудке будут избегать смерти, а у безумца в голове только одно желание – покончить со страхом! Попав сюда, души вскоре теряют память. Это происходит из-за того, что они постепенно уменьшаются в размерах. Вы читали об их страданиях, но ничего не поняли. Муки душ, которые не имеют ничего общего с болью, связаны с тем, что их высасывают, чтобы сделать пригодными для вселения в плод. Когда они уходят на новое рождение, не остаётся ни памяти, ни рассудка, всё это создастся заново в другой жизни. Так что ваша затея закончится очень печально. Погибнут все, кого вы подчинили, а их родственники пустят кровь магам королевства. Оно ослабеет, и я буду удивлён, если этим не воспользуется никто из соседей.
        – Можно ли что-нибудь сделать магией? – в отчаянии спросил Мах.
        – Запустите изменение своей внешности, возьмите столько золота, сколько сможете увезти, и уезжайте на край света. И больше никогда не вмешивайтесь в основы мироздания.

        За последнее время пришлось многому научиться. Альт ездил верхом только в далёком детстве и уже забыл, как это делается. Среди дворян таких не было, поэтому его быстро обучили возне с упряжью и езде и каждый день отправляли за город, пока не привык к седлу. Были и уроки со шпагой, после которых один из магов графа залечивал ему синяки. Как и говорил Абер, эти избиения и запись в голову навыков какого-то головореза не сделали мастером, но он уже не выглядел полным неумехой. Вот только шпага сильно мешала при ходьбе, путалась в ногах, а при беге била по бедру и её приходилось придерживать рукой. Когда Альт спросил, нельзя ли обойтись кинжалом, граф ответил:
        – Шпага – это оружие дворянина. Носить кинжал или ходить безоружным можете дома. Не стремитесь облегчить себе жизнь, а смотрите на других. Вы видели, чтобы кто-нибудь из нас при ходьбе держался за рукоять? Мы просто не замечаем шпаги.
        Пришлось учиться и этому. Некромантию он изучил быстро, и не только подъём трупов, а всё, что было в полученной от графа книжонке, дело было за практикой.
        – Сходите в стражу, – посоветовал Абер. – В столице каждый день убивают нескольких горожан, а телами занимаются стражники. Заплатите и сможете проверить свои знания. Только вот что... С непривычки это сильно действует, поэтому выпейте кружку вина. Не опьянеете и не скажется на магии, но будет легче.
        Он так и сделал и после разговора с начальником стражи и недолгого ожидания сейчас шёл с двумя стражниками к месту убийства. Среди бела дня зарезали какую-то женщину из простаков и забрали корзинку, когда она шла с рынка. Шпага покачивалась при ходьбе, но уже не мешала. Убийство произошло на улице Красильщиков. Возле тела стояли зеваки и какой-то мальчишка лет двенадцати.
        – Разойдитесь! – крикнул им старший из стражников. – Здесь будет работать господин маг!
        Все, кроме мальчика, поспешили перейти на другую сторону улицы и глазели уже оттуда.
        – Ты глухой или хочешь получить по шее? – спросил он мальца.
        – Это моя мамка, – ответил тот. – Не прогоняйте, дяденька!
        – А где отец? – уже без злости спросил стражник.
        – Пропал в прошлом году, – шмыгнув носом, сказал мальчик. – Поехал на заработки и не вернулся.
        Было видно, что он изо всех сил сдерживается, чтобы не заплакать.
        – Ишь ты, какое дело! – посочувствовал стражник. – Всё равно тебе не след смотреть на то, что сейчас будет. Возьми и иди с богом!
        Он дал мальчику серебряную монету и махнул рукой, чтобы уходил.
        – Подожди, – остановил его Альт, отстегнул кошель с серебром и протянул мальцу. – Возьми и от меня.
        Тот взял деньги, заплакал и пошёл прочь.
        – Как бы не отобрали, – сказал стражник. – Ладно, если не дурак, выживет. Начинайте, ваша милость.
        Альт перевёл взгляд на убитую, стараясь получше запомнить образ. Миловидная, лет тридцати, с густыми чёрными волосами, одетая в обычное для горожанок платье, сейчас грязное и замаранное кровью. Заклинание сработало сразу: покойница открыла глаза и заворочалась, пытаясь подняться. Один из стражников поспешил помочь.
        – Кто тебя убил? – спросил он, придерживая её рукой. – Если скажешь, мы постараемся найти.
        – Не знаю, – безразлично ответила она. – Что-то укололо в спину, а больше ничего не помню. Так меня убили? Бедный Герд.
        Она даже сына пожалела так равнодушно, что Альту стало жутко и он прервал действие заклинания.
        – Я ухожу, – сказал маг стражникам, отвернувшись от упавшего тела. – Она не видела убийцу, поэтому ничем вам не поможет. Передайте мою благодарность своему начальнику.

        Главы 5-6    http://proza.ru/2020/10/10/1466