Скоро-скоро наступит Новый год. В его преддверии у Люси было очень много дел. Ещё в самом конце октября она вместе с другими первоклассниками вступила в « октябрята». Как это было волнительно! Все ученики их класса заучили правила октябрят, которые теперь на большом красивом плакате висели на стене класса. Вместе со своими одноклассниками Люся повторяла:
Наших правил ровно пять,
Мы их будем выполнять:
Мы активные ребята, потому что октябрята. Октябрёнок не забудь, в пионеры держишь путь.
Мы отважные ребята, потому что октябрята. Как страны родной герои, жизнь свою хотим построить.
Мы прилежные ребята, потому что октябрята. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Мы правдивые ребята, потому что октябрята. Никогда, нигде, ни в чём мы друзей не подведём.
(Это правило нравилось Люсе больше всех, и проговаривала она его с большим воодушевлением.)
Мы весёлые ребята, потому что октябрята. Наши песни, танцы, смех делим поровну на всех.
Потом всех первоклашек построили в актовом зале и красивые пионеры с красными галстуками на груди и в пилотках-испанках, так же красного цвета, прикололи на грудь первоклашкам алые звёздочки. Гордость просто распирала Люсю. Она уже октябрёнок!
Люся, конечно, и раньше знала, что надо уважать старших и заправлять свою постель, а теперь ещё ей надо было хорошо учиться, и вон ещё, целых пять правил, а в них дел куча! К тому же Люсю выбрали командиром звёздочки, которых в классе набралось тоже пять. Люся с энтузиазмом взялась за дело.
Если с трудовыми поручениями их звёздочка справлялась хорошо, то с учёбой дело обстояло похуже, не у всех всё получалось. Альмира Валеева отставала по арифметике, а Саша Русаков по чтению и письму.
Люся предложила Альмире делать арифметику вместе сразу после окончания уроков и та тут же согласилась. Девочки задерживались в классе и Люся кропотливо учила Альмиру считать.
– Главное научиться быстро считать, а потом совсем легко будет, – убеждала она свою подопечную.
– Ты лучше Клавдии Ивановны объясняешь, – как-то сказала Альмира.
– Да, нет. Я не могу лучше, и у Клавдии Ивановны нас вон сколько, а у меня ты одна, – ответила Люся.
Альмира посмотрела на Люсю благодарно и вдруг обняла её.
– Ты что? – удивилась Люся, – Давай лучше задачку на вычитание придумай, вот хоть про карандаши.
С этого дня девочки ещё крепче сдружились и почти каждый день всё старались делать вместе.
Во время их занятий после уроков, Саша Русаков тоже занимался по письму рядом с одноклассницами. Он плохо запоминал буквы, отсюда и были его беды. Но одно задание ему очень нравилось, придумывать слова с «трудной» буквой, то в начале слова, то в середине.
– Придумай три слова, которые начинаются с буквы М и три с буквы Н, – просила Люся.
Саша выполнял задание, а потом записывал эти слова.
Клавдия Ивановна часто после уроков проверяла тетради и готовила наглядные пособия к следующему дню. Она занималась своими делами, иногда подходила к ребятам, чуть помогая им, хвалила Люсю:
– Молодец, – говорила она, – учителем станешь.
У Люси от похвалы Клавдии Ивановны становилось тепло-тепло в груди и она смущалась.
"Ну что тут особенного, просто помогаю, ведь я же октябрёнок", – думала при этом Люся.
А спустя два месяца и Альмира уже очень редко допускала ошибки при счёте и Саша читал и писал почти без ошибок, он всё же выучил буквы.
К Новому году все первоклассники старались украсить свои классы как можно красивее, клеили гирлянды из флажков, вырезанными на уроках труда снежинками, облепили все окна, даже конкурс новогодних рисунков организовали. Люся нарисовала ёлку, Деда Мороза и Снегурку и нескольких зверят в хороводе, стараясь изобразить их похожими на настоящих и добрыми, ведь Новый год – добрый праздник. Самый красивый рисунок был у Саши Русакова, он ходил в художественную школу.
Звёздочка Люси заняла первое место и по учёбе и по активности в других делах, ребята не стали оспаривать, лидерство было несомненным. Люсе досталось немало похвалы от Клавдии Ивановны, к тому же Саша и Альмира стали для неё настоящими друзьями, а это было не менее приятно.
В зимние каникулы так же было чем заняться. В эту зиму выпало столько снега, что снегоуборочные машины едва успевали убирать его, но это было на центральных улицах, а во дворах скопились огромные горы снега, почти доходящие своими вершинами до электрических проводов. Дети катались с этих гор на небольших фанерных досочках. Чтобы сделать снежную крепость, не надо было сгребать снег, достаточно было прорыть в сугробе туннели и всё! Правда взрослые запрещали это делать, опасаясь, что толща снега может обрушиться на детей, но всё равно ребятня с удовольствием и страхом юрко лазила по этим ходам, играя в «войнушку». Однажды во время одной из таких игр Люсю взяли в «плен» и, как водится, стали допрашивать:
– Сколько человек в вашей команде "красных"? Кто командир? – кричал ей в лицо Серёжка Чумаков.
"Наверное, он командир "белых", вон как кричит", – думала Люся, продолжая мужественно молчать.
– Снимите с неё варежки! – продолжал кричать Серёжка, – И снег ей за шиворот положите, только немного, – уже тише приказал Серёжка.
Снег за воротом сразу же стал таять, и по спине потекла прохладная струйка воды, но Люся, насупившись, по-прежнему молчала.
– Да, ладно, отпустите её, заболеет ещё, – недовольно сказал Серёжка, – и варежки отдайте.
Люсю отпустили и она горделиво, как Мальчиш-Кибальчиш, пошла в сторону своей крепости.
Во время зимних каникул крёстная и Люся сходили на новый фильм « Девочка ищет отца». Этот фильм очень понравился Люсе, и она с нетерпением ждала начала новой учебной четверти, чтобы поделиться впечатлениями о фильме со своими одноклассниками. До конца каникул оставалось два дня.
Люся вбежала в класс и с порога затараторила:
– Кто видел кино «Девочка ищет отца»? В « Победе» идёт и в «Орджоникидзе».
Оказалось, что фильм, кроме неё, пока никто не видел. Люся увлечённо пересказывала сюжет фильма, глаза её, то широко раскрывались, то сужались до щёлочек, а то она их и вовсе прикрывала, когда было очень страшно.
Девочки обступили парту Люси и с интересом слушали её рассказ про отважную, маленькую девочку Лену, про смелого мальчика Янко, про дедушку и собаку Рекса, ещё про партизан и их командира, который оказался отцом девочки Лены. Мальчики, краем уха уловив, что рассказ про войну, теперь тоже внимательно слушали Люсю, а она, активно поворачиваясь вокруг себя, помогая при этом себе руками, очень торопилась пересказать всё до звонка на урок, но всё равно не успела. Так что пришлось заканчивать на следующей перемене.
– Клавдия Ивановна, – обратилась Люся к своей учительнице, – а, давайте все вместе на этот фильм сходим? Он такой интересный!
– Давайте, давайте! – загалдели со всех сторон ребята.
– Надо подумать об этом, – с доброй улыбкой ответила учительница, – а сейчас все готовимся к следующему уроку, – уже строже сказала она.
Неделю спустя весь Люсин класс посетил сеанс этого фильма в Доме культуры, а потом дети обсудили героев фильма и нарисовали рисунки по своим впечатлениям.
Третья четверть была насыщена не только учёбой, но и праздниками.
Двадцать третьего февраля, в день Советской Армии девочки приготовили для мальчиков рисунки об Армии и подарили им их. Люся поздравляла Колю и подарила ему свой рисунок, на котором она нарисовала большой военный корабль с флагами и пушками на корме, потому что Коля хотел стать моряком. А ещё девочки прочитали несколько стихов и спели песни об армии.
«Дуют ветры в феврале, воют в трубах звонко,
Змейкой мчится по земле белая позёмка.
Над кремлёвскою звездой самолётов звенья.
Слава Армии родной в день её рожденья!» – читала с выражением стишок из «Родной речи» Люся.
И дома она поздравила папу и брата с праздником, днём Советской Армии. В женский день 8 марта уже Коля поздравлял Люсю, он подарил ей свой рисунок, на котором был красивый букет цветов и протянул большую плитку шоколада с орехами «Белочка».
– Это мама просила тебе передать, – сказал он.
"А как же я? У меня же нечего подарить Ираиде Сергеевне, – думала Люся с отчаяньем, – маме нарисовала, а про Ираиду Сергеевну забыла…"
Люся решила немедленно исправлять эту ситуацию. Шёл урок чтения, Люся уже давно прочитала «Родную речь» до самого последнего листочка, застать её врасплох было трудно. Все читали, а Люся усердно рисовала принцессу в пышном, красивом платье с оборками, представляя в её образе Ираиду Сергеевну.
"Вот, сейчас раскрашу, как можно красивее, и подпишу свой рисунок для любимой моей Ираиды Сергеевны", – радостно думала она.
Но завершить работу Люсе не удалось, карандаши друг за другом посыпались на пол и привлекли к ней внимание всего класса. Клавдия Ивановна сделала Люсе замечание и, подойдя, забрала её рисунок.
– Ой! – только успела воскликнуть Люся, но было поздно.
После урока Люська ходила "кругами" около учительского стола, раздумывая, как бы ей вернуть почти законченный рисунок.
"Нарисовать новый за перемену – не успею, рисовать на уроке – опять отберут. Как же теперь быть?" – думала она на арифметике, но к концу урока у неё созрело решение.
Люся подошла к Клавдии Ивановне, попросила прощения за постороннее занятие на уроке. Клавдия Ивановна укоризненно смотрела на Люсю.
– Я для Колиной мамы, на 8 марта, она мне шоколадку, а я вот, хотела нарисовать ей, – сбивчиво объясняла Люся, смотря на свою учительницу умоляющим взглядом.
Наконец, все её аргументы закончились, и она виновато опустила голову.
– Надеюсь, ты всё поняла, Люся, – сказала Клавдия Ивановна и отдала ей рисунок.
За две перемены Люся раскрасила и подписала свой подарок.
"Как красиво получилось!" – вздохнула она с облегчением, вручив его Коле.
В апреле, когда почти стаял снег, и стала кое-где выглядывать зелёная травка, в Люсиной семье появилась бабушка Лида, Люся увидела её впервые в жизни. Это была мамина мама, которая почему-то потерялась, как маленькая девочка, и мама долго искала её через разные передачи и письма, и вот, наконец, она нашлась! Бабушка Лида совсем не похожа была на настоящую бабушку Она ходила по комнате на высоких каблуках, закручивала свои тёмные волосы на тряпочки, которые называла папильотками, на ночь, а утром укладывала их колечками вокруг лица. Платок она носила только на кухне, повязывая его назад, как шапочку, всегда в красивом платье с ажурной китайской шалью на плечах, кисти которой едва не касались пола. Разговаривала баба Лида мало, сводя всё лишь к замечаниям, вроде таких:
– Не горбись! Спинку надо держать прямо и когда ходишь, и когда сидишь.
– Не следует заталкивать в рот такой большой кусок, надо учиться пользоваться при еде ножом, – и она показывала, как это следует делать.
Ещё она рассказывала, как правильно сервировать стол и показывала разные ложки, вилки и ножи, салфетки с монограммой, извлекая все эти предметы из небольшого своего чемоданчика, с которым приехала. Люся думала:
"Если всем положить эти приборы, о которых говорит бабушка, то надо будет очень длинный стол, он, наверное, займёт место от двери и до балкона, а где же всё остальное поместится? Нет, такой стол нам не надо, где мы тогда жить должны, под столом, что ли?"
Но она прощала бабушке её «непрактичные» советы за то, что та пекла им великолепные булочки с маком и корицей и умела варить вкусный, молочный кисель.
"А вообще, такие бабушки не бывают, она же молодая совсем и ходит на каблуках по комнате вся в кудряшках. Ну, в каких сказках бабушки ходят на каблуках и делают себе кудри? Они должны быть в длинных юбках, в фартуке и очках. Что-то здесь не так, всё же это не настоящая бабушка", – думала Люся.
Подошёл конец учебного года, первоклассники написали напутственные слова выпускникам на красивых листочках и нарисовали веточки яблони, а в руки им дали по веточке сирени. На последней торжественной линейке первоклассников выстроили в ряд. Напротив них выстроились выпускники школы, взрослые и красивые, каждый из них держал в руке книгу, которую подарит первоклашке. Книги у всех были разные, видимо покупали их старшеклассники сами. Напротив Люси стояла девушка с тоненькой книжицей в руке, зато следующая старшеклассница, стоящая против Дины Уметбаевой держала шикарную, толстую книгу, в жёстком глянцевом переплёте нежно розового цвета. Эта книга так очаровала Люсю, что она не в силах была оторвать от неё взгляда. И когда им дали команду подойти к выпускникам и поздравить их. Люся решительно направилась в сторону розовой книги. Конечно, это было не по-честному, но устоять перед таким соблазном она не смогла.
– Дина, прости меня, – успокаивала Люся обидевшуюся одноклассницу, – я только прочитаю и сразу её обратно тебе подарю, у тебя сразу две книжки будет, я быстро прочитаю и аккуратно, не бойся, – уговаривала её Люся.
Это была чудесная история о путешествиях Гулливера автора Джонатана Свифта. Люся прочитала книгу дважды и выполнила обещание, данное Дине, вернула ей книгу, хотя расставалась с ней нелегко. После объявления оценок по предметам за год, Люсе вручили похвальную грамоту за отличную учёбу и примерное поведение. Самая первая грамота в жизни первоклашки повергла её в пучину восторга.
– А мне «похвалительную» грамоту дали,– хвасталась она, замирая от счастья, всем встречным соседям и знакомым.
Она влетела домой, держа в руках чудесную книгу, портфель и грамоту.
– У меня грамота, похвалительная! Я во второй класс перешла! – радостно и гордо сообщила она своим родителям и бабушке.
Продолжение: ... - http://proza.ru/2023/06/01/698