Философская история 2

Дмитрий Маштаков
К-10. Основная номинация («ФИ»)»  на конкурс Евгения Говсиевича
Регламент и условия здесь - http://proza.ru/2020/11/19/415
500 слов

         «Диоген Фёдорович - человек крайне своеобразный, первое впечатление
         производит жутковатое» - из отзывов о преподавателе

  В бытность мою студентом, преподавание философии и политэкономии в вузах было обязательным. Профессор Диоген, низенький, черноволосый, логичный в своих рассуждениях, иногда ироничный и желчный, мне запомнился.
  Философия жизни и отнюдь не утопическая вера в грядущее коммунистическое будущее составляли его кредо. А с другой стороны он был сущим циником. Как такая антиномия уживалась в одном человеке, в то время мне было не совсем понятно.
  Не совсем понятным это было, наверное, и ему самому. Учившиеся позже меня студенты рассказывали, что в момент краха социализма и перехода к капитализму, он сошёл с ума. Мир вещей и мир идей, так сказать, разошлись в его сознании, и результаты такого раскола оказались действительно печальными.

  Не думаю, однако, что потеря иллюзии, потеря своей мечты – характерные фрустрации юношеского возраста, были тому причиной. Скорее, потеря устойчивой антиномии, движущей силы всякого развития и творчества, подкосила его. Логично рассуждать без прежней антиномии он уже не мог.

  Но довольно о грустном. К семинарам Диогена студенты готовились старательно. Зная, что от него спуску не будет, читали дополнительную литературу, и надо сказать, его советы были «по делу».
  Устойчивое мировоззрение у меня сложилось уже тогда, в те студенческие годы.   
  Помню, например, рассуждали мы о том, каким образом развитые капиталистические страны смогут перейти на социалистический путь развития (то, что это когда-нибудь случится, в том сомнений не было). Так вот – усиление государственного присутствия в экономике, нужен именно этот постепенный путь.

  На своих студентов Диоген производил неизгладимое впечатление.
  «Лекции Диогена Фёдоровича - вещь, конечно незабываемая! Чтобы их слушать, надо настроиться на нужный лад. Мне почему-то приходит на ум сравнение с фильмами Тарантино: слушаешь и думаешь "ну это полный же бред!" - какие-то непонятные потоки сознания, бессвязные куски речи. Но когда это заботливо записано и проработано (одна лекция - самостоятельно, остальные - одногруппниками), то воспринимать становится намного легче. Что он от нас требовал: один реферат за год и запись одной лекции.»

   «В памяти остались бессвязные квазиироничные лекционные монологи, иногда забавные, если бы не общий минус в плане системности преподнесения материала. Экзамен был закошмарен введением в билеты трёх десятков вопросов по очередному бессмертному произведению "дорогого Леонида Ильича", только что напечатанному в "Литературной газете", и нигде более... И весь наш поток в библиотеке, сидя на головах друг у друга, отчаянно мурыжил газетные листы, транспонируя бесхитростный партийный мемуар в диогенски-извращённое диаматовское русло.»

  «Выдающийся философ. Умнейший человек. Увиденная Диогеном диалектика Бытия и Сознания, Материального и Идеального, Объективного и Субъективного является его величайшим открытием.»

  «Складывается впечатление что он идиот. Выразить мысль словами не может».
  «Диоген - это настоящий кадр, «настоящий философ».

  «Вам главное открыть рот и начать, а он сам продолжит, исправит и будет опускать ваши знания, но поставит 4-5, если нормально ходили.»

  «Он предлагает для изучения новые книги и статьи. Но цель этого изучения не приобретение новых знаний, а развитие навыков АКТИВНОГО использования (если хотите манипулирования) новой информацией.»

  «Каждую лекцию он начинает с одной и той же фразы "И я хочу напомнить вам, что мы слушаем с вами...».

  Он и сегодня строю. Преподаёт. Ну, дай Бог ему здоровья!