К-10. Основная номинация («ФИ»)» на конкурс Евгения Говсиевича
Регламент и условия здесь - http://proza.ru/2020/11/19/415
500 слов
«Диоген Фёдорович - человек крайне своеобразный, первое впечатление
производит жутковатое» - из отзывов о преподавателе
В бытность мою студентом, преподавание философии и политэкономии в вузах было обязательным. Профессор Диоген, низенький, черноволосый, логичный в своих рассуждениях, иногда ироничный и желчный, мне запомнился.
Философия жизни и отнюдь не утопическая вера в грядущее коммунистическое будущее составляли его кредо. А с другой стороны он был сущим циником. Как такая антиномия уживалась в одном человеке, в то время мне было не совсем понятно.
Не совсем понятным это было, наверное, и ему самому. Учившиеся позже меня студенты рассказывали, что в момент краха социализма и перехода к капитализму, он сошёл с ума. Мир вещей и мир идей, так сказать, разошлись в его сознании, и результаты такого раскола оказались действительно печальными.
Не думаю, однако, что потеря иллюзии, потеря своей мечты – характерные фрустрации юношеского возраста, были тому причиной. Скорее, потеря устойчивой антиномии, движущей силы всякого развития и творчества, подкосила его. Логично рассуждать без прежней антиномии он уже не мог.
Но довольно о грустном. К семинарам Диогена студенты готовились старательно. Зная, что от него спуску не будет, читали дополнительную литературу, и надо сказать, его советы были «по делу».
Устойчивое мировоззрение у меня сложилось уже тогда, в те студенческие годы.
Помню, например, рассуждали мы о том, каким образом развитые капиталистические страны смогут перейти на социалистический путь развития (то, что это когда-нибудь случится, в том сомнений не было). Так вот – усиление государственного присутствия в экономике, нужен именно этот постепенный путь.
На своих студентов Диоген производил неизгладимое впечатление.
«Лекции Диогена Фёдоровича - вещь, конечно незабываемая! Чтобы их слушать, надо настроиться на нужный лад. Мне почему-то приходит на ум сравнение с фильмами Тарантино: слушаешь и думаешь "ну это полный же бред!" - какие-то непонятные потоки сознания, бессвязные куски речи. Но когда это заботливо записано и проработано (одна лекция - самостоятельно, остальные - одногруппниками), то воспринимать становится намного легче. Что он от нас требовал: один реферат за год и запись одной лекции.»
«В памяти остались бессвязные квазиироничные лекционные монологи, иногда забавные, если бы не общий минус в плане системности преподнесения материала. Экзамен был закошмарен введением в билеты трёх десятков вопросов по очередному бессмертному произведению "дорогого Леонида Ильича", только что напечатанному в "Литературной газете", и нигде более... И весь наш поток в библиотеке, сидя на головах друг у друга, отчаянно мурыжил газетные листы, транспонируя бесхитростный партийный мемуар в диогенски-извращённое диаматовское русло.»
«Выдающийся философ. Умнейший человек. Увиденная Диогеном диалектика Бытия и Сознания, Материального и Идеального, Объективного и Субъективного является его величайшим открытием.»
«Складывается впечатление что он идиот. Выразить мысль словами не может».
«Диоген - это настоящий кадр, «настоящий философ».
«Вам главное открыть рот и начать, а он сам продолжит, исправит и будет опускать ваши знания, но поставит 4-5, если нормально ходили.»
«Он предлагает для изучения новые книги и статьи. Но цель этого изучения не приобретение новых знаний, а развитие навыков АКТИВНОГО использования (если хотите манипулирования) новой информацией.»
«Каждую лекцию он начинает с одной и той же фразы "И я хочу напомнить вам, что мы слушаем с вами...».
Он и сегодня строю. Преподаёт. Ну, дай Бог ему здоровья!