2009 год - Презентация книги Дмитрия Узуна

Арслан 2
Этот Архивный документ интересен тем, что ниже приводятся весьма таинственные слова Ольги Гончаровой, экс-руководителя Департамента национальных отношений, которая в 2009 году озвучила просьбу одного из послов Турции в РМ в попытке убедить гагаузов, чтобы те в своих общеобразователных школах полностью перешли бы на турецкий язык обучения.

+++

Дмитрий Якимович Узун родился 2 февраля 1936 года, работал на ответственных должностях, в том числе председателем Райисполкома. Дважды избирался депутатом Парламента РМ. Скончался в 2015 году

+++

Презентация книги Д.Я.Узуна

8 июля 2009 года в Кишиневе, в здании Департамента национальных отношений, состоялась презентация книги непрофессионального историка, но очень большого патриота  Гагауз Йери  Д.Узуна. Книга была издана в 2008 году с названием: «Через века с именем твоим. Некоторые раздумья о прошлом, настоящем и будущем гагаузов»

На презентации присутствовали многие известные гагаузские общественно-политические деятели, проживающие как в Кишиневе, так  и в самой Гагаузии: В.Яниогло, Н.Терзи, Д.Чимпоеш, Д.Гагауз, С.Курудимов, Д.Гаргалык, Г.Кыса, К.Сырф, К.Василиогло, Н.Кисеев, С.Топал, К.Таушанжи, Ф.Терзи, Н.Тельпис, Л.Добров…  и другие

Рядом с автором книги сидели: директор Департамента национальных отношений г-жа О.Гончарова, заместитель Башкана Гагаузии В.Яниогло, а также первый Президент Гагаузской республики С.Топал, ныне – советник Башкана Гагаузии.

Руководитель Департамента национальных отношений г-жа Гончарова рассказала присутствующим интересную ПРИСКАЗКУ о том, как несколько лет назад, в одной из неформальных бесед, под видом «завтрака», бывшая в Молдове турецкий посол-женщина попросила ее, г-жу Гончарову, поговорить с гагаузскими братьями о том, чтобы те пришли бы к необходимости ЗАМЕНИТЬ в своих школах гагаузский язык на турецкий, после чего, мол,  вся Турция «навалится» и будет помогать переводить все школы Гагаузии на РОДНОЙ  ТУРЕЦКИЙ язык.

Чей-то острый сарказм пробежал по удивленному залу: «Переименовать АТО Гагауз Ери  в  АТО Тюрк Ери, а гагаузов назвать турками..!»

Но, несмотря на эти и другие «шероховатости», уровень презентации был весьма солидный. Выступающие в большинстве своем очень точно уловили главную идею книги Д.Узуна – её ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ, утверждение, что гагаузы это НАРОД с тысячелетней историей,  с глубочайшими корнями в своей духовности  и  древней  культуре.

Жаль, что там не были гагаузские профессиональные историки, хотя нам известно, что каждый из них автором книги  персонально был приглашён.  Видимо ими не найден другой путь отвержения идей гагаузского патриотизма, раскрытые на страницах книги. А жаль! Могли бы прийти со своей аргументацией, что, несомненно, помогло бы общему делу.

Очень многие выступающие, включая заместителя Башкана Гагаузии В.Яниогло, говорили о том, что наш язык катастрофически быстро исчезает, что мы все за короткое время становимся русскими, молдаванами, турками, но никак не гагаузами, поэтому появилась  крайняя необходимость открытия в Гагаузии национальных  учебных заведений хотя бы с частичным обучением отдельных дисциплин на гагаузском языке.

То есть, если уже в Кишиневе наша интеллигенция об этом говорит на полном серьезе,  это означает, что в Комрате очень скоро все это начнет воплощаться в жизнь. И, вероятно, руководство Гагаузии организует какой-то конкурс по вопросу подготовки школьных учебников по истории, а не будет лоббировать интересы только одного, ПОНРАВИВШЕГОСЯ  им писателя-историка .

Издание книги Д.Я.Узуна "ЧЕРЕЗ ВЕКА С ИМЕНЕМ СВОИМ" явилось заметным событием в культурной жизни GAGAUZ-YERI. Книга призывает читателя к глубоким раздумьям о нелёгкой судьбе гагаузов, о прошлом, настоящем и будущем гагаузского народа. Отдадим автору должное за его труд и пытливость в этом не простом  деле

Вот только жаль, что тираж мизерный, всего 500 экземпляров. Было бы очень хорошо Башканату, бизнесменам Гагаузии найти возможность и профинансировать новое издание книги, чтоб она попало в руки большего числа читателей в GAGAUZ-YERI и не только.

Один из выступающих ( Л.Добров) на презентации сказал следующее:

«Сейчас гагаузам, чтобы  укрепить свою Автономию, добиться  исполнения  молдавскими властями Закона «Об особом правовом статусе «Гагаузия-Гагауз Йери», специальных квот во всех структурах власти Молдовы, иметь свой собственный реальный, а не выдуманный Центром бюджет, свои политические партии и многое другое, не обязательно бегать с мегафоном по городам и селам, устраивать митинги, шествия и голодовки.  Достаточно каждому жителю Гагаузии, и особенно – каждому школьнику,  в руки вручить патриотическую книгу Д.Узуна,  и через некоторое время Гагаузская Автономия станет полноправным субъектом будущей Молдавской Федерации, у нас появится своя Епархия, объединяющая гагаузов Молдовы и Украины, мы будем иметь свои национальные учебные заведения на гагаузском языке  и многое другое. Книга Д.Узуна способна совершить настоящую революцию в умах соплеменников»

Так что - держитесь, крепчайте, готовьтесь к новым творческим вершинам, Дмитрий Якимович. 

МЫ  ВМЕСТЕ С ВАМИ  НА  ВЕРНОМ  ПУТИ!   



 +++


Прочитав рукописи книги Д.Я.Узун
«Через века с именем твоим.
Некоторые раздумья о прошлом, настоящем и будущем гагаузов»

(Свое мнение высказывает Л.Добров)

Лично я давно ожидал подобного рода ОТЧАЯННЫЙ ПРИЗЫВ К ПАТРИОТИЗМУ от представителей гагаузской интеллигенции, но не всегда его получал.

Кто знаком с книгами профессиональных гагаузских историков М.Губогло, С.Булгар и некоторыми другими, то «невооруженным глазом» можно заметить, как тенденциозно так называемые ПРОФЕССИОНАЛЫ, в угоду власть предержащим, пытаются самым недостойным образом исказить Новейшую Историю нашего народа.

Слава Богу, многие участники эпохальных гагаузских событий 80-90-х годов 20-го века еще живы и здоровы. Они точно знают что ТАКОЙ ИСТОРИИ ГАГАУЗСКОГО НАРОДА, каким пытаются выставить «профессионалы» на страницах своих книг, в действительности не было. Однако им, «историкам», до сих пор почему-то удается «выбивать» деньги из бюджета Гагаузии или России для продолжения фальсификации уже свершившихся исторических событий.

И на фоне той огромной ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛЖИ мелких «профессионалов», рукописи книги Д.Узуна, которую он от скромности называет «БРОШЮРОЙ», являются настоящим УРОКОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Огромный жизненный опыт Д.Узуна и его неожиданная тяга к НАЦИОНАЛЬНОМУ в возрасте 72 года, не является «неожиданной».
Этот урок каждому из нас, кто прожигая свою молодость БЕЗЗАВЕТНОЙ СЛУЖБОЙ на работе, дома, с семьей, или иными увлечениями, думает, что его никогда НЕ НАСТИГНЕТ УЧАСТЬ НАЦИОНАЛИЗМА (в хорошем понимании этого слова).

Н а с т и г н е т!

Когда-нибудь каждый из нас (кто чуть раньше, кто чуть позже…) обязательно СПОТКНЕТСЯ перед проблемой истории своего Семейного РОДА, или РОДА НАЦИОНАЛЬНОГО. Каждый из нас когда-нибудь осознает, что историей его народа ученые-историки специально не занимались всерьез, или специально ее искажали, потому что всегда, при любых властях, ПРАВДА ПО ЭТОЙ ТЕМЕ НАКАЗЫВАЛАСЬ..

Поэтому – чем писать СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЛОЖЬ, лучше СОЗНАТЕЛЬНО ПРОМОЛЧАТЬ.

И именно поэтому Д.Узун НЕ МОГ ПИСАТЬ РАНЬШЕ ТО, что он написал сейчас, хотя интуитивно, в потаенных уголках ДУШИ он собирал информацию и накапливал собственную КРИТИЧЕСКУЮ МАССУ.
Ценность рукописи Д.Узуна заключается прежде всего в том, что впервые он «совершенно случайно» сообщает читателям о великих племенах Скифов, как прародителях Огузов и Гагаузов. Эта информация для историков никогда не являлась ТАЙНОЙ, но никто из них до сих пор не осмеливался Гагаузов (Огузов) называть потомками Скифов.

Цитаты из книги:

«Племя гагаузов долгие столетия в древности, как самостоятельное и самодостаточное было в союзе племен Великих Огузких народов, некогда заселявших территории от реки Тобол, Алтая, Казахстана, теперешних среднеазиатских республик до Каспия и Урала. В 70-е годы VII в. до н.э. они завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали на этой огромной территории. В союз огузких племён входили племена туркмен, тюрков, печенегов, половцев, азербайджанцев, болгар, татар, узбеков, гагаузов и другие. Всего 24 племени. В отношении первоисточников. Автор полагает, что различные описания перехода на Балканы огузов в составе 24 племен в VII веке н. э. – смещено на 1000 лет. На самом деле это перемещение скифов в VII веке до н. э. Об этой сути речь идет в книге «Царь славян». Авторы Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко (заведующие кафедрами в Московском университете им. Ломоносова. Санкт – Петербург 2004 г.) В этой работе многое будет соотнесено с идеологией книги «Царь славян», в которой освещено часть событий в ином, чем мы привыкли, ракурсе».

Небольшим ОТКРЫТИЕМ автора книги является информация о том, что Торки(Огузы) изначально проживали у реки Россь, где некогда проживали и славяне. Также смелым заявлением можно назвать информацию о том, что «Скифы (Огузы) являются АРИЯМИ древности».

Читаем в книге:

«На этих новых территориях каждому из 24 племен досталось свое место. Болгары, Чуваши и Татары обосновались в прибрежьях средней Волги, Печенеги, Половцы в степях Дона, а Гагаузы (в русских летописях Торки) в среднем течении Днепра, у р. Россь (притоке Днепра), в крае богатейшего чернозема, водных источников, лесов и других земных богатств.

Здесь, в степях Поволжья, Дона и Днепра, в долинах Дуная племена огузов, уже имеющие большой опыт совместного (в одном союзе) проживания, поднимаются по уровню своей организованности на значительно большие высоты и к концу той эры, им удается сформировать сплоченный Союз племен со строгой государственной дисциплиной. Источники говорят, что этот союз управлялся в IV в. до н. э. царем Атей. Его власть была наследственной и обожествлялось. Подчинялся он только Совету племен и народному собранию. Откуда пришло в Гагаузию «Halk Toplusu»? Не оттуда ли?

Скифы (огузы) первыми воткнули плуг в эти благодатные земли Поднепровья. Это они - арии древности. Первыми оседлали коня, применили седло, металлические наконечники стрел и удила для лошадей, начали изготовление иголок.
Гагаузы, в этом конгломерате народов, проживая в среднем Приднепровье, были свидетелями переселения в эти края из запада Славян, а в последующем Руссов».

В отличие от других «профессиональных» историков, Д.Узун не боится говорить о том, что гагаузы стали православными христианами 1000 лет назад и что такую КРУГЛУЮ ДАТУ нельзя обойти стороной ни руководству Гагаузии, ни церковнослужителям.

В рукописях Д.Узуна имеются некоторые неточности в исторических летописях, много эмоций, призывов к совести к консолидации… Казалось, все это ничего общего не имеет с описанием ИСТОРИИ своего народа.
Но если гагаузскому школьнику или студенту на уроке Истории положить рядом рукописи Д.Узуна и огромные книги гагаузских «профессионых-историков», то несомненно, учащийся всем своим телом и Душою прильнет к рукописям Д.Узуна.

Потому что там есть СОВЕСТЬ его НАРОДА, ее БОЛЬ и ТРЕВОГИ. Потому что там – ПРАВДА ЖИЗНИ, чего никак нельзя будет обнаружить у «профессионалов».

И когда будет готовиться ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ ГАГАУЗСКОГО НАРОДА, руководству Гагаузии следует очень тщательно проанализировать весь тот материал, который ляжет в учебники, прежде чем начать их финансирование.

Чтобы потомкам через некоторое время не пришлось бы их СЖИГАТЬ НА ПЛОЩАДИ за сознательную фальсификацию.

Было бы неплохо, чтобы Исполком Гагаузии обратил достойное внимание на тех пишущих «любителей Истории», к которым относятся Д.Узун, Д.Гаргалык, Г.Стоматов, автор этих строк, и другие. Эти «любители» могли бы своей исследовательской и патриотической энергией ЗАЖЕЧЬ СЕРДЦА ЛЮДЕЙ и помочь своему народу и его руководству выбирать ВЕРНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ.

И было бы исторически справедливо, чтобы за счет бюджета Гагаузии (а не за счет личных сбережений авторов) отдельной книгой выпустить их исследования по истории гагаузского народа.

И это надо сделать сейчас, накануне назначенного в Комрате на 17 июля 2008 года проведения научной конференции по происхождению гагаузов и намечаемого празднования 1000-летия официального принятия гагаузами православного христианства.

Комрат, 10. 05. 2008



+++

"...Любое стремление принизить хотя бы один язык на нашей планете –
это попытка уничтожения Существующей Космической  РЕАЛЬНОСТИ" (ТВ «Евро-ньюз», март 2009 год)

 ИЗ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕРЕПИСКИ
Дмитрия Якимовича Узун и Арслан Добра,
любителей гагаузской Истории

От кого:    Узун Д.Я.   
Кому:  Арслан Добра    
Дата: 2 апреля 2009 г

 Всего лишь год назад  автор (отправитель) настаивал на том, чтобы название Автономии произносилось только одним  словом - ГАГАУЗИЯ, почти «не замечая» слово ГАГАУЗ  ЙЕРИ.
Нынче ситуация резко изменилась

Здравствуйте А.Д.!
Встаю рано, мыслей много, особенно утром. Так вот, сегодня утром я, наконец, понял Вас.
Имя - превыше всего. Недаром Господь Бог потратил на это целый день при сотворении мира.

GAGAUZ-ERI мы должны произносить с трепетом. Только это имя нами должно употребляться. Башкан - не Гагаузии, а GAGAUZ-ERI, газета не Гагаузии, а GAGAUZ-ERI, телевидение, радио, где ты был, куда едешь, что произведено, откуда отправлено, официальные бланки документов, во всей разговорной речи только: Автономия GAGAUZ-ERI, а то и того проще - GAGAUZ-ERI. Даже "МОЛДОВА" не обязательно надо произносить. Произносим GAGAUZ-ERI,Комрат: разве не понятно, что это Молдова? Письменно должно быть только GAGAUZ-ERI на всех языках. То есть вся наша жизнь должна быть насыщена только этим звучанием нашего имени - GAGAUZ-TRI. Этим сказано всё.

  Вам это не надо было говорить, Вы лучше меня понимаете  всё. Я знаю насколько Вы изобретательны. Дайте, проявите инициативу Вы лично, я Вас поддержу и обсудим этот вопрос у Степана Михайловича в Комитете.

 
От кого:  Арслан Добра   
Кому:  Узун Д.Я.

    Дмитрий Якимович, здравствуйте!

    Что касается GAGAUZ ERI, то второе слово означающее "земля" (ерь - земля), должна писаться через букву "Й" (латинское - "Y"), то есть - GAGAUZ YERI,  или ГАГАУЗ ЙЕРИ.

   А Философский и космический смысл слова «ЙЕРЬ» заключается в следующем.

    Все Планеты и Звезды нашей необъятной материальной Вселенной являются ЖИВЫМИ МАКРО-КЛЕТКАМИ, наподобие ЖИВОЙ МИКРО-КЛЕТКИ в организме у человека. Эти МакроКлетки и МикроКлетки имеют свой Разум, свою Душу и свое Индивидуальное Сознание, которое (Сознание) всем своим существом старается помочь всему ОРГАНИЗМУ (Вселенной или Человека) САМО-УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ, получая свежий опыт ЖИЗНИ.

    И когда мы, люди, живущие на планете Земля, часто произносим слово "Йерь-Земля", то этим самым мы доказываем свое УВАЖЕНИЕ  К  ВЕЛИКОЙ  ЛИЧНОСТИ  по имени ЗЕМЛЯ.

По словам  Олжаса Сулейменова: «Название ЗЕМЛИ «йер» некогда было МЕЖДУНАРОДНЫМ СЛОВОМ, оно вошло в семитские (ерсат – земля, аккадское), романские (тйерра – земля), германские  (дие йерде – земля )   и тюркские языки. Все они начинали с одной точки, но в чистом виде,   без наращений сохраниться праформе удалось лишь в тюркских языках:    йер – земля» 
(«АЗИЯ», изд. Алма-Ата, 1975 г., стр. 212).

Более того, в древнеарийском и протославянском языках слово ЙЕРЬ – это не только ЗЕМЛЯ, но и вся ТВЕРДЬ  ( ТВ-ЕРДЬ, Твоя Ерьд, Твоя Ерь), то есть, вся МАТЕРИАЛЬНАЯ   ВСЕЛЕННАЯ.

Древние Тюрки и Огузы поклонялись Верховному Богу ТЕНГРИ, у которого была жена по имени УМАЙ - символ Духовной Стороны Вселенной) и Сын по имени ЙЕР-СУ (земля-вода), символ Материальной Вселенной.

Получается, что вся Материальная Вселенная (ТВЕРДЬ), а также наша Земля являются Сыном Верховного Бога ТЕНГРИ.

Поэтому имя этого Сына - ЙЕР - мы, основатели проекта АТО Гагауз Йери в 1991 году, специально заложили в самоназвание гагаузской государственности, дабы увеличить (усилить) неосознанное  поклонение нашего народа (и не только) Великому Имени ЙЕРЬ-ЗЕМЛЯ.

Йеркек (мужчина) - йер кёк, земля корень, также у гагаузов и всех тюрков означает "мужчина", "самец".
   
То есть, ежедневно поклоняясь Сыну Бога Тенгри - ЙЕР-ЗЕМЛ (также  - Йеркек) через самоназвание нашей государственности - ГАГАУЗ ЙЕРИ(а христиане поклоняются такому же сыну Бога И.Христу), мы, гагаузы, ускорили СВОЙ ПУТЬ К ПРОДВИЖЕНИЮ БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЕ.

    Более того, когда мы, гагаузы, движимые идеей доказывать себе и другим, что гагаузы принимали Христианство еще в апостольские времена, т.е., около двух тысяч лет тому назад (в моих газетах и книгах эти мысли изложены были еще 20 лет назад, но тогда никто в это не верил), то именно этим самым мы еще раз, уже через другую, привнесенную нам религию - Христианство, пытаемся доказать, что поклонение Человека Великому Всевышнему может быть не иначе, КАК ЧЕРЕЗ СЫНА БОГА (Йер, И.Христос...)
    Эта истина краеугольным камнем лежит в основании Учения Христа ("К Отцу Моему вы придете не иначе чем через Меня, Сына Господа Небесного")
   
К чему же мы пришли, Дмитрий Якимович?

Именно к тому, что Вас лично сегодня утром осенила мысль о ГАГАУЗ ЙЕРИ.
    Успехов Вам!               

От кого:    Узун Д.Я.      
Кому:  Арслан Добра

Л.Ф.! Когда я говорю, что вы богатый человек, тем самым я пытаюсь выразить вам свое восхищение. Может не всегда это получается удачно, но в одном вас хочу уверить - всегда искренне. Вам предстоит познать многое, чего не всем нам будет доступно. Чтоб вы были здоровы.