16. Дело о крылатом солнечном диске

Филолог По Принуждению
Все герои и персонажи вымышленные. Любое совпадение является случайным. В уста главного героя вложены мысли и идеи автора. Внимание, в рассказе присутствуют сцены курения (18+). В виду того, что данный ресурс упрямо не воспроизводит некоторые шрифты, отдельные слова пришлось подкорректировать. Или в случае с греческими, приводить их в латыни или в русской транскрипции. Старославянская буква "ЯТЬ" заменена на русскую "Ё". Это ненаучно, но для художественного произведения позволительно. Для всех, кого интересуют исходные цитаты из словарей, просьба обращаться к первоисточнику, указанному в списке литературы. Иллюстрация: © Марина Бодрина.

Это дело нельзя назвать лингвистическим. По большому счёту, это вообще вышло нечаянно. И характеристика как «побочный эффект», наверно лучше всего подойдёт для определения. Другой вопрос, что Филолог По вовсе не случайно взял в руки линейку и циркуль.

По, давно пришёл к выводу, что созвучие слов не является случайным стечением обстоятельств. (Хотя и такое не редкость. Фонетическое искажение слов никто не отменял). Но для того, чтобы опознать эту «не случайность», поверхностного взгляда недостаточно. Только глубокое и всестороннее изучение предмета может пролить свет на возникновение той или иной номинации. В результате своих изысканий По пришёл к выводу, который он назвал Вторым законом Филолога По. ОБЪЕКТ ПОЛУЧАЕТ НОМИНАЦИЮ, ПО СВОЙСТВУ ИЛИ ХАРАКТЕРИСТИКЕ, ВЫДЕЛЯЮЩИМ ЕГО, ИЗ ЧЕРЕДЫ ПОДОБНЫХ. По понятным причинам, сегодня это не кажется очевидным. Потому как эти номинации возникли за долго до того, как язык, на котором мы разговариваем, стал называться русским. И если кто-то наивно полагает, что такие слова как: СПОР, СТОЛ, УГОЛ, УЗОР – являются случайной последовательностью звуков, глубоко ошибается.

Но Филолог По не являлся здесь генератором инновационных идей. Ещё в 19 веке просвещённые умы высказывали схожие мысли. Так один из радетелей русского языка Шишков А., писал:

«Я почитаю язык наш столь … правильным, что наблюдательный ум часто видит в нем непрерывную цепь понятий, одно от другого рожденных, так что по сей цепи может восходить от последнего до первоначального ее, весьма отдаленного звена.
Преимущество этой правильности, непрерывного течения мыслей, видимого в словах, так велико, что ежели бы внимательные и трудолюбивые умы открыли, объяснили первые источники столь широко разлившегося моря, то знание всех вообще языков озарилось бы светом доселе непроницаемым. Светом, освещающим в каждом слове первообразную, произведшую его мысль; светом, разгоняющим мрак ложного заключения, будто бы слова, сии выражения наших мыслей, получили значение свое от произвольного к пустым звукам их прицепления понятий.»

Но к сожалению, внимательности Шишкову явно не хватало, а потому и не сумел он открыть первые источники.

Просматривая как-то фотографии, привезённые из Египта, Филолог По обратил внимание на один интересный символ. На одном из фризов храма Хатор в Дендере был изображён солнечный диск. С двух сторон его окружали змеи, а сам диск был заключён в большие крылья, словно летел. Поскольку первыми интересами По, были история и археология, он прекрасно был осведомлён о наличии подобного символа солнца. Этот знак был широко распространён на древнем Востоке. А в зороастризме даже имел название Фаравахар. Однако, Филолог никогда не интересовался вопросом его возникновения. Но две змеи по сторонам от солнечного диска, заставили его задуматься.

- От куда у солнца крылья? – Филолог почесал затылок.

Из древне-египетских мифов известно, что бог солнца Ра, плыл на небесной барке. Но в тоже время имел голову сокола, что косвенно указывало на наличие у него крыльев. Но от куда мог возникнуть этот образ?

Задавшись этим вопросом, По заглянул во «всезнающую» Википедию. И обнаружил, что кроме него этим вопросом походу вообще никто не беспокоится. Наивная версия, озвученная ещё в 19 веке, о том, что крылья солнечного диска символизируют «солнечную корону» в момент затмения, была единственной.

Ранее, занимаясь делом «о пупе Апопа», Филолог выяснил. Что образ змеи, возник из наблюдения за Солнцем. Которое в своём восхождении на восточном горизонте, в течении года делает зигзаг. Заприметив на барельефе двух змей вокруг солнечного диска, Филолог предположил, что и образ крыльев мог возникнуть из наблюдений за движением солнца.

Это предположение усилилось, когда По узнал, что этих змей называли Урей, а иероглиф Урей означал «вечность». Что в свете предыдущих находок, указывало на вероятное фонетическое родство с рус. ВЕРЁВКА, др.рус. ВЕРВЬ – «верёвка, шнурок». Ведь именно змеиные зигзаги мы совершаем, завязывая шнурки. Ср.: гот. waurms - «змея»; лат. vermis – «червь»; англ. worm – «червь». А древнеегипетская «вечность», ни что иное, как др.рус. ВЕРЕМЯ.

- Но где же в солнечном движении крылья? – Филолог стал нервно постукивать ступнёй ноги, набивая трубку табаком. Безнадёжность ситуации удручала. Чиркнув спичкой, По и не заметил, как вечерние сумерки вползли в кабинет. Сполохи огня рисовали причудливые тени на выцветших обоях.

- Тень! – промелькнуло в голове у Филолога По. – За движением солнца могли наблюдать с помощью тени, которую оно отбрасывает!

Отложив так и не прикуренную трубку, Филолог принялся что-то рисовать в тетради. Но всё это выглядело нелепо и неправдоподобно.

- Что ж мне теперь, залезть на крышу и мелком чертить след от антенной тени? – подумалось Филологу. И он посмотрел в окно. – Сегодня вообще было весь день пасмурно. Да и завтра скорее всего.

Но Филолог бы не был Филологом, если бы не нашёл выход из данного ступа. Сегодня интернет позволяет любому желающему почувствовать себя немного древним астрономом. Достаточно узнать угол подъёма солнца в нужный момент времени и в нужной точке на карте. Зная угол подъёма солнца, можно легко вычислить длину тени. В интернете и для этого есть нужные ресурсы.

Вооружившись линейкой и циркулем, Филолог проделал такую работу и с удивлением на получившемся графике увидел силуэт птицы. В день летнего солнцестояния её «крылья» будут опущены, на излёте. А в день зимнего солнцестояния она будет делать взмах. И в этом видится прямая аналогия с тем, что взмах помогает птице «солнцу» подняться выше к лету. В дни равноденствий, крылья «птицы солнца» будут расправлены по горизонтали. Таким образом древнеегипетский символ, мог олицетворять собой «равноденствие». (см. иллюстрацию)

Другой вопрос, знали ли об этом египтяне, или тупо копировали картинки. Ведь об этом символе, о том, на основе чего он возник, и что означал, египтология отвечает однозначным молчанием. Дело в том, что на разных широтах азимуты точек восхода в дни солнцестояний, будут разными. Равно как и длинна теней. И вот что примечательно. Филолог По сделал графики для разных широт. И если, к примеру, на широте северного Причерноморья в контуре тени, можно отчётливо увидеть «орла». То солнечные часы в районе Каира, рисуют «чайку».

Из этого следует, что образ бога солнца с головой сокола, мог попасть в Египет только из более северных широт.

Литература:
1.Википедия. Статья «Крылатый диск». https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылатый_диск
2.Википедия. Статья «Урей» https://ru.wikipedia.org/wiki/Урей
3.Филолог По Принуждению «Дело о пупе Апопа» http://proza.ru/2020/04/09/33