Лучше править в аду, чем прислуживать в раю.
(Ральф Сонни Баргер, идеолог международного мото-сообщества США)
В субботу, 24 сентября 2016 года, в Минске состоялось грандиозное шествие мотоциклистов, именуемых теперь у нас на западный манер «байкерами».
Подобные мероприятия проводятся у нас не впервые, однако, в этот раз, колонну из нескольких тысяч мотоциклов возглавил лично, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко на мотоцикле американской фирмы Харлей - Дэвидсон.
Начиналась эта знаменитая фирма с вековой историей и пятимиллиардным оборотом в 1903 году, в сарае размером 3х5 метров, приютившимся под забором депо «Милуоки-Западное», где два друга детства, Уильям Харли и Уильям Дэ-видсон, буквально «на коленке» собрали живую легенду современного «мотомира» - мотоцикл Харлей-Дэвидсон. Кстати, свой первый автомат Михаил Тимофеевич Калашников создал на базе локомотивного депо станции Матай Казахской железной дороги. Мне же в 1988 году удалось на швейной фабрике, размещавшейся в здании бывшей синагоги изготовить принципиально новый прицел для автоматического гранатомета, за который я получил медаль ВДНХ СССР.
Первые три мотоцикла, собранные в том «легендарном» сарае были проданы в Чикаго в апреле 1905 года.
В 1907 году, мотоциклы, произведенные на «фабрике», размещавшейся уже в дощатом здании размером 12х18 метров, стали закупаться полицией штата Висконсин.
В 1916 года, мексиканские повстанцы партизанского генерала Панчо Вильи успешно использовали мотоциклы Харлей-Дэвидсон в своих рейдах против войск легендарных американских генералов Паттона и Першинга, посланных на ликвидацию его Северной дивизии.
За время Первой мировой войны фирма поставила в армии Великобритании и США около 20000 мотоциклов.
Уже 20е годы ролшлого века Харлей-Дэвидсон организовал дилерскую сеть в 67 странах мира, что позволило ему без особых потерь пережить Великую депрессию начала 30 годов. Способствовало «непотопляемости» компании оригинальное маркетинговое решение – кастомайзинг, благодаря которому каждый владелец мотоцикла получил возможность с помощью специалистов завода-изготовителя улучшать свою машину по собственному желанию. В 1935 году, в результате продажи лицензии на технологии Харлей – Дэвидсон, японской компании Санкио Компани, в стране Восходящего солнца появи-лась собственное производство мощных мотоциклов.
Во время Второй мировой войны компания поставила в армии союзников по Антигитлеровской коалиции около 90000 мотоциклов, при этом в СССР было поставлено 26670 машин, что вдвое превышало их количество, произведенное за годы войны советской промышленностью.
Большинство американских мотоциклов у нас дорабатывалось, на них устанавливалось второе сидение и коляска мотоцикла М-72, выпускавшаяся на Горьковском автозаводе с креплением для ручного пулемета.
В операции «Багратион» по освобождению Беларуси в 1944 году принимали участие мотоциклетные подразделения.
В Советской Армии мотоцикл считался бронетанковой техникой, мотоциклетные подразделения и части до отдельного мотоциклетного полка включительно, начали создаваться в 1940 году. Мотоциклы состояли в штате комендантских подразделений до середины 80 годов, в моем 193 гвардейском учебном мотострелковом полку готовили сержантов - командиров комендантских подразделений на вооружении которых находился мотоцикл К-750.
После войны фирма Харлей-Дэвидсон продолжила выпуск гражданской продукции – дорожных мотоциклов. При этом ее маркетинговая политика была направлена не на количество выпуска продукции, а на продвижение фирменного стиля. С этой целью, в 1956 году в рекламе дорожного мотоцикла участвовал сам Элвис Пресли. Помимо мотоциклов фирма сегодня выпускает множество разнообразных товаров со своей эмблемой, от одежды и обуви, до мебели.
Во многих странах, помимо дилерской сети, продающей и обслуживающий мотоциклы, существуют общественные организации – «клубы владельцев Харлей-Дэвидсон».
Помимо США, мотоциклы с эмблемой Харлей-Дэвидсон по лицензии выпускаются в Бразилии.
Думаю было бы полезно для нашей экономики, договорившись с владельцами фирменного знака и технологии, на некоторое время наладить производство и продажу на экспорт легендарного мотоцикла у нас в Беларуси, тем более, что рекламу ему сделал лично Президент страны, кроме того, у нас уже есть Минский мотоциклетно - велосипедный завод, продукция которого хорошо известна как в СНГ, так и далеко за его пределами, так что "раскрутка" собственного, белорусского бренда не заставит себя долго ждать.
А будет ли всемирно известная фирма разговаривать с нами? Чем сегодня мы можем заинтересовать американцев?
- Думаю мы можем заинтересовать их золотом. Да да, не удивляйтесь, именно золотом, нашим белорусским золотом.
Откуда у нас золото?
- Во первых у нас в стране много золотых голов и не менее золотых рук, которые ценятся во всем мире, наряду с продукцией выпускаемой нашими предприятиями, а во вторых, есть у нас еще и «зеленое» золото.
А это что еще за новый элемент?
- Это не элемент, а наша белорусская природа. Дело в том, что у нас растет все, природно климатические условия к тому располагают.
Расти то оно растет, да вот только не все дает валютную выручку.
- Думаю помимо традиционных наших продуктов, в основном мяса и молока, есть у нас очень большой резерв в области овощеводства, причем овощеводства экологического, без пестицидов и минеральных удобрений.
Чем питаются англо-американские и китайские спортсмены, занимающие первые места на олимпиадах и при этом не замеченные в употреблении допинга?
Все перечислить сложно, но есть у них один общий для всех продукт, это знакомая многим многолетняя трава из семейства гречишных, называется она РЕВЕНЬ.
Впервые в медицинской научной литературе ревень был описан в Китае в 27 веке до нашей эры. На протяжении многих веков, вплоть до середины 19 века, ревень, а точнее его высушенные корни, был одним из основных товаров, экспортируемых из Китая в Европу.
В английском Йоркшире производством ревеня сегодня занимаются тысячи фермеров, выращиванием ревеня в саду Букингемского дворца традиционно, со времен королевы Виктории, в честь которой назван один из его сортов, занимаются члены королевского семейства, в США ревень продается во всех торговых сетях как в свежем, так и в замороженном виде, причем цена на него традиционно высокая, в Пенсильвании, например, фунт черешков ревеня стоит 3 доллара, тогда как свежие персики стоят там всего 1 доллар. Интересные факты: в 1974 году, решением суда в Нью-Йорке, ревень был признан фруктом, что дает его производителям некоторые преференции, как занимающимся импортозамещением. В Германии каждую весну проводится традиционный праздник ревеня. В Германии выпускается множество продукции на основе ревеня, уже в середине 19 века в ряде немецких земель работали консервные заводы, выпускающие например варенье "земляника+ревень", немецкое пиво "берлинер с ревенем" хорошо известно не только в Германии, но и за ее пределами. В Великобритании выпускается сорт пива с оригинальным названием "Сибирское с ревенем".
Думаю Белгоспищепрому стоит задуматься о производстве продукции на основе ревеня.
Зачем в Европе была нужна эта «китайская трава»?
Дело в том, что состав ревеня входит множество необходимых организму человека веществ, таких как растворимый пектин, до 3%, до 1% белка, соли кальция, железа, магния, витаминов A,B,B2,B3,B6,B9,C,D,P,PP и ;-каротин, органические кислоты (лимонная, яблочная, уксусная, щавелевая, салициловая), до 3,7% сахара, смолы и дубильные вещества.
В корневищах содержатся гликозиды, оказывающие лечебное действие на кишечник и внутренние органы, ради которых ревень и возили из Китая в Европу.
Россия, как транзитная страна, имела от торговли ревенем большую выгоду, причем в первую очередь для казны.
В именном указе Петра Первого направлявшемуся в Тобольск стольнику и воеводе Ивану Бибикову было специально указано, что надлежит ему закупать у китайских и бухарских купцов высушенные корни ревеня, тщательно их упаковывать и отправлять в столицу, в Сибирский приказ, откуда ревень шел на экспорт. Частная торговля ревенем была тогда в Российской империи запрещена. Императрица Анна Иоановна, правившая в 1730-1740 годах, посвятила ревеню более тридцати своих указов.
Чем была вызвана такая забота об одном растении?
Дело в том, что на китайской границе, в Кяхте или Урге, ревень закупался по цене от 1 до 3 рублей за пуд, а вот продавался в европейские аптеки он уже по сто рублей.
Венецианские купцы охотно меняли на ревень любые свои товары, во многом благодаря этому бартеру был в короткие сроки обставлен и украшен Эрмитаж.
Впервые в СССР книга о ревене была издана в Минске в 1934 году, на белорусском языке, называлась она «Ревень, его выращивание и использование в кондитерской промышленности». В 1942 году, в Москве была издана книга с таким же названием, основной упор в ней делался на то, что ревень является отличным заменителем фруктов, что в условиях военного времени и оккупации садоводческих регионов страны – Украины, Крыма и Молдавии, выращивание ревеня и его промышленная переработка являются жизненно необходимыми. Последняя советская книга о ревене была издана в 1969 году и по причине развития промышленного садоводства и виноградарства, о промышленной его переработке там уже не говорилось.
Недавно интерес к ревеню начал возрождаться. Главная причина тому изменение не в лучшую сторону структуры питания населения.
Чем питались наши предки?
Квашеная капуста, квас, кислый хлеб, недельные щи, кисло-молочные продукты, кислые ягоды, мед.
Чем питаемся сегодня мы?
Разного рода концентраты, сахар, синтетические подсластите-ли, красители, консерванты, мясо животных и птицы, выращенных на комбикормах в тесных помещениях. Даже овощи и фрукты, приобретаемые в торговых сетях и на рынке сегодня нельзя считать безусловно полезными, так как в их промыш-ленном производстве используется много далеко не всегда полезной «химии».
И не в питании ли кроется причина проблем со здоровьем у населения, усугубившимся с началом пандемии коронавируса?
Сколько ревеня нужно нашей стране для «полного счастья»?
Если взять только олимпийскую сборную с ее многочисленными резервами, то несколько десятков тонн в год могло бы хватить, но есть еще и остальное население, которому приходится ставить «трудовые рекорды» ежедневно на протяжении многих лет. Это уже сотни тысяч тонн. Если же, вспомнив историю России, сделать белорусский ревень предметом экспорта, то даже миллион тонн ревеня в год не покрывает потребностей мирового рынка.
Где нам взять столько «овощеводов»?
Ревень культура многолетняя, будучи однажды посажен, дает урожай на протяжении 10-12 лет, при этом он, при соблюдении агротехники, практически ничем не болеет и не требует прополки, так как под его широкими листьями сорняки не растут, так что ревень, наряду с прочими овощами, может стать не только источником пищи, но и отличным «агротренажером», для многих, в первую очередь жителей сел и малых городов.
А нужна ли нашему гражданину, будь он даже фермер, эта морока? Ведь, как у нас заведено, можно выращивать картофель или зерновые.
Урожайность картофеля сегодня у нас составляет порядка 300 центнеров с гектара, а зерновых около 30, при этом необходимо их чередовать, а то и вовсе заменять многолетними травами, по известным причинам, стало быть, экономический эквивалент фермерского гектара сегодня 10 тонн картофеля или, при оптовой цене 20 копеек за килограмм, 2000 рублей. При прожиточном минимуме в 150 рублей в месяц, и минимально необходимых расходах, семья из четырех человек должна иметь в своем распоряжении не менее 10 гектаров земли, работать на ней не покладая рук, при этом ни о каких «излишествах» не может быть и речи. Другое дело ревень. Цена на его черешки сегодня в Германии и других странах, включая сопредельные, несколько ниже, чем в США, - 1,5-2,5 евро за килограмм, на Комаровке розничная цена на ревень сегодня составляет 7-10 рублей за килограмм, поэтому для удовлетворения минимальных потребностей, тому же фермерскому семейству, достаточно иметь ровно в десять раз меньше земли, а именно всего один гектар. Продукцию с остальных, «посильных» гектаров, в сумме не менее 800000 рублей в год, можно пустить не только на «чарку и шкварку», а уже на развитие своего «агробизнеса», на строительство минизавода по переработке овощей, фруктов, и в первую очередь ревеня, строительство дома, на создание необходимой инфраструктуры, на образование детей и на прочие приятные и полезные «мелочи», включая приобретение мотоцикла Харлей-Дэвидсон белорусской сборки.
Особенно важное значение приобретает развитие белорусских брендов, будь то "Минский Харлей - Дэвидсон" или "Аливария с ревенем" в последнее время в связи с организованной деструктивной оппозицией по указке из за рубежа травлей действующего Президента страны.
От себя добавлю, что на основании решения Пятого всебелорусского народного собрания я занимаюсь выращиванием и переработкой ревеня, правда пока только на придомовой территории, так как администрация Дзержинского района, куда я обращался с просьбой выделить мне два гектара заброшенной земли, настроена категорически против ревеня, при этом мной достигнуты неплохие результаты, освоено производство консервов на основе ревеня с добавлением фруктов и ягод, на сегодня у меня имеется около 50 килограммов кондиционных семян ревеня, этого количества достаточно для того, чтобы снабдить ими более сотни фермерских хозяйств с суммарным производством 5000 тонн ревеня в год. С таким количеством можно уже серьезно разговаривать с сахарными комбинатами, которые сегодня выпускают обычный, не очень полезный сахар, а могли бы выпускать нечто уникальное.
Что касаемо Дзержинского райисполкома, то запрет на выращивание ревеня, в сегодняшней непростой обстановке, есть прямое вредительство.
Андрей Владимирович Бухаров
Изобретатель, лауреат ВДНХ СССР, капитан запаса.