Что вам известно об искусстве? Многих поставит в тупик данный вопрос. А о портрете, как о жанре изобразительного искусства? Согласитесь, портреты ведь бывают разные, и не только по тому, как и кто их написал. Всё зависит и от того, кто изображён на портрете. Это влияет на наше восприятие картины, наши чувства, эмоции, мысли, переживаемые, когда мы смотрим на неё. Мы можем испытывать радость, гордость, умиление, гнев, страх… Старые, давно написанные портреты хранят в себе много тайн, одному художнику ясного смысла. У каждого из них своя неповторимая история. Фотографии, что стали весьма популярны в современности, выполнены без чувств, без души. Это всего лишь секунда из жизни. Портреты же всегда несут в себе частичку души художника, как и любые другие картины. Маленький набросок, большой портрет, детские рисунки – всё это несёт в себе определённую энергетику. Именно эта мысль улавливается в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
Написана повесть была в 1835-1834 годах. Впервые «Портрет» был напечатан в книге «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя». Повесть была значительно переработана в конце 1841 – начале 1842 года; данная редакция закончена в марте 1842 года и опубликована в третьей книге «Современника» за 1842 год, со следующим примечанием от редакции: «Повесть эта была напечатана в «Арабесках». Но вследствие справедливых замечаний была вскоре после того переделана вся и здесь помещается в совершенно новом виде».
Что же хотел сказать автор, написав «Портрет»? Честно говоря, я не люблю задавать такие вопросы. Будучи начинающим писателем, я зачастую не знаю, зачем я пишу что-то и почему. Не вижу иногда и скрытого смысла в произведениях других авторов. Может, это в силу юного возраста, а может, не во всех стихах и прозах есть скрытая истина? Во многих, как мне кажется, смысл лежит на поверхности, просто не все люди способны его увидеть, так же, как мы порой не замечаем вещей прямо перед нами, уделяя излишнее внимание второстепенным мелочам, ища что-то важное уже в них. Но вернёмся к Николаю Васильевичу и его повести. Мне кажется, что здесь не столь важна мистификация, предложенная автором читателю, сколь то, к чему могут привести людей деньги. На примере художника Чарткова это ясно видно. Бедно живущий молодой человек внезапно получает 1000 червонных, и это буквально вскружило ему голову. Он тут же растратил достаточно большую часть денег на новую одежду, без надобные поездки на карете, сладости, богатую квартиру. Он стремиться к славе, признанию, ищет для достижения этих целей лёгкий путь и находит его. Оплатив статьи в газетах, Чартков сам себя восхваляет, возможно, не совсем даже заслуженно. Знаете, что очень хочется отметить? Жажда денег, славы, гордыня – грехи. Когда я писала анализ «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, то заметила, что практически все помещики так или иначе пали пред соблазном и утонули в прегрешениях. Жадность, чревоугодие, гордыня, скупость, лень.… Если рассматривать данную тему более подробно, то можно понять, почему души помещиков «мёртвые». Теперь вернёмся к «Портрету» и нашему юному живописцу. Не стал ли он рабом грехов и желаний, получив деньги? Не «умерла» ли его душа? Непростительно упустить из виду то, кому эти деньги ранее принадлежали. Ростовщик. Странный, пугающий. Будто земное воплощение самого дьявола, он наводил на жителей Коломны ужас. Все боялись занять у него денег; а тех, кто всё же решался, ждали ужасные муки. Человеком тут же овладевали все возможные отрицательные эмоции, желания. Гнев, ненависть, зависть, тоска, ревность, жажда богатств и славы. И ждал этого человека не счастливый конец, нет. И даже не серая жизнь затерявшегося среди толпы людей одинокого маленького человека. Напротив, жизнь его была насыщена, он был у всех на виду, но при этом его существование обращалось в сущий ад. Занявший денег отравлял жизнь не только свою, но и окружающих. Эти деньги, проклятье, отравляли его изнутри, словно яд, «умерщвляя» его дух. А что же ростовщик? Он пожелал и после смерти жить, а потому заказал портрет. Схожесть была максимальна, вот только любому, кто владел картиной, приносил изображённый на холсте старик один лишь только вред.
Начав читать о том, что происходило с Чартковым, я сначала было сравнила его состояние с сонным параличом. Это как раз таки то самое состояние, когда ты не в состоянии закричать или пошевелиться, тебе мерещатся самые невообразимые ужасы. Ты находишься на грани между сном и реальностью. Кто-то считает, что это всего лишь игры подсознания, воображение. Иной возразит ему, сказав, что это не совсем так. Что всё это не случайно. И такие видения, как у Чарткова, могут иметь большое значение. Да, это действительно страшно. Думается, что таким образом нас пытаются предупредить об опасности, уберечь от чего-то. Но, зачастую, сочтя виденье за обычный сон, человек не видит опасности до последнего момента. До того момента, когда становится слишком поздно.
И так, Чартков получает деньги. Много денег. И тут же им овладевают бесы. Все его действия так и затягивают юношу в беспросветную пучину ада, где дьявол так и подбивает его на свершение новых, ещё более ужасных уже не только с точки зрения религии, но и норм общества, поступков. Он слишком высокомерен, чересчур горделив и чрезмерно уверен в себе. Слава затмила разум, гордыня съедает его изнутри. Талант отходит на последний план. Главное – свет. Званые обеды, балы, прогулки, бессмысленные пустые беседы и бездушно написанные портреты. Они однотипные, не несущие в себе и частички души живописца. В них нет ничего «живого». Одна лишь жалкая копия природы, и та с излишними прикрасами. Когда же Чартков вдруг видит, чего добился его старый друг, пошедший совершенно иным, нежели он сам, путём, мужчину одолевают ненависть, зависть, отчаяние, чувство собственной никчёмности и ненужности. Чувство того, что все его последние произведения не имеют ничего общего с тем шедевром, что он сейчас узрел. Ничего общего с талантом. С искусством. Искусство – выражение чувств, эмоций. А Чартков никаких чувств не испытывал, когда писал портреты за деньги. Он сам истребил в себе талант. Придя в отчаяние, художник скупает и уничтожает все самые гениальные и дорогие произведения искусства. В итоге некогда талантливый живописец сходит с ума и умирает в мучительной лихорадке….
Из второй части повести мы узнаём историю самого портрета. Нам рассказывают о самом ростовщике, чьи глаза внушают ужас в сердца людей, о художнике, написавшем сие произведение искусства. Бессмысленно, мне кажется, излагать историю подробно здесь сейчас.
Скажу лишь я вам в заключенье,
Что выбор ваш всегда лишь ваш,
И если хватит вам терпенья
Не попадаться в заточенье
Грехов и глупых скверных блажь,
Спасти ваш дух и вашу душу не будет составлять труда.
Запомните, что ваши души,
что ваши судьбы лишь в руках
Едино вас.
И только вы делаете выбор – поддаться греху и искушенью, или же побороть их в себе и встать на верный путь.
А если всё же совершите
Вы грех, к примеру, написав
Портрет самОго дьявола,
То в силах душу исцелить:
Лишь стоит Бога умолить
Вам дать его благословенье
И душу вашу снисхожденье
Настигнет. Только время ждите
И всё молите, и просите,
Терпите, душу очищая
И на прощенье уповая.
Так в чём мораль?
А, может, в том,
Что сами путь свой изберём,
И сами примем мы решенье –
Отдать портрет иль взять грешенье.