Авсеньки в Шилове и Пронске - как это было

Александр Ефимов 6
“Авсеньки” в Шилове и Пронске - как это было.
krylat
January 3rd, 2013
“Авсеньки” в Шилове и Пронске - как это было.
jan18^43
см. http://proza.ru/2021/11/14/822


http://www.youtube.com/watch?v=Ta5AB68zWC0&feature=youtu.be
Авсеньки 1 1 www.youtube.com
Шилово

http://www.youtube.com/watch?v=65axFVBOFWg
pronsk 1 www.youtube.com
Пронск Авсеньки

Вечером, когда в избах запылают лучины, или зажгутся сальники или свечи, молодые парни, бабы и девки затевают наряжаться. Наряды для этого маскарада очень не дороги, и всё нужное под руками. Бабы одеваются стариками, парни старухами, девки цыганками, и все-то подчас так оденутся, что просто ни на что не похоже; но главных условий два: первое, чтобы нарядиться как можно уродливее и смешнее, а второе - чтоб наряженного не могли узнать. Выворачивается шерстью вверх овчинная шуба, нередко сшитая вперемешку из овчин черных и белых; за спину набивается солома, представляющая горб; длинная всклокоченная борода и всклокоченные волосы подвязываются из пакли; вместо кушака обрывок веревки, в руках дубина, и старик готов. Иная баба ухитрится надеть шушун рукавами на ноги, а полы вяжет под шею; иной молодец завернется в дырявую и грязную дерюгу; другой, напялив на себя мешок, уберет голову в мочалы, или оденется домовым, чертом и т.п., м все-то личины в этом роде; но вымыслам и конца нет, а потому исчислить все наряды невозможно. Наряженные ходят по избам и сообразно принятым на себя личинам говорят не своим голосом, шутят, острят и возбуждают непринужденные, иногда чуть не истерические порывы хохота. Войдя в избу и поприветствовав хозяев, наряженные поют и пляшут, и пляски эти своим безобразием и изобретательностью совершенно соответствуют нарядам. Старик выделывает удивительные и преотчетливые фигуры ногами, но кончается тем, что от мнимого изнеможения и усталости спотыкается и летит на пол вверх тормашками. Иная сухая старуха, с угловатыми движениями, обыкновенно разыгрываемая рослым детиною, сначала пляшет скромно и жеманно, но потом пускается вприсядку или кувыркается через голову... Наряженных из избы в избу провожает толпа ребятишек, которые от чистого сердца радуются веселым вечерам Святок.
Из кн.: Селиванов А.В. Год русского земледельца. Зима. / Русская беседа, 1857, кн.IX, с.129.
В 1998 г. группа школьников и их руководитель, из небезызвестного КДИ-КНТ участвовали в кликании “Авсенек “ в п.г.т. Шилово Рязанской обл. Нам казалось - вот мы приедем, встретимся с фольклорным коллективом и потрюхаем с ними по таким же как они артистам... А вот и нет! Во-первых фольклорный коллектив был. Но изобразил из себе слепо-немо-глухого-безногого калеку и потихонечку улизнул от нас ходить своими неведомыми маршрутами. Во-вторых ряженными ходили все. Да именно так! Ряженными ходили все жители поселка. В-третьих с нами ходили такие замечательные “Авсеньки”, такие две боевые девчонки, что даже наше присутствие не помешало им собрать достойный урожай подарков. А мы частично засняли “действо” на видиопленку, частично оставили материалы местным фольклористам. Вот так!
Ефимов А.В. Казаков А.А Грушников М.А. Трофимов В.А.
А в следующем году провели видиосьемку в Пронске. В результате представляем Вам, для сравнения, пронских и шиловских “авсенек” или “колядок”. Отличия не очевидны, но существуют. Например пронские “колядки” ходят большими группами и обязательно с музыкальным инструментом. Шиловские “авсеньки” ходят группами поменьше, но рядятся почуднее пронских, стараясь изменить себя “чтобы не узнали”. А общее у шиловских и пронских (кроме схожести текстов “авсенек-колядок”) - то что ходят обязательно с палкой и обязательно стучат ее когда поют. Даже заснята сцена, когда группа потеряла палку, столько растерянности было в голосах - что же теперь делать?

Авсень Авсень
Подавай совсем
Давай с маком
Давай с таком
Кто не даст пирога
Мы корову за рога
Стара мерина за хвост
И потащим на погост
Открывай сундучок
Доставай пятачок!
Leave a commentShare