Руки дипломата. Дедушка Миша. Воспоминания отца 2

Светлана Зайцева
    Прочитав свою норму, мой отец садился на диван, долго вздыхал и говорил мне: "Знаешь, Толька. Я ведь сейчас мою молодость вспомнил... А вот фильм ("Дорога жизни") сняли про Мустафу "Мустафа дорогу строил" - я ведь это всё сам пережил.
Я жил там же, в Панках".

   Я, тогда уже студент 2 курса МГИМО, над батей про себя посмеивался, но этого не показывал. Делал вид, что мне это интересно... хотя жил совсем другими заботами. Думал об учёбе... Учиться было трудно...

   Вот моим внукам учиться легко! Это потому, что я уже знал, что и как делать. Они просто не знают, что значит - трудно! Память у них тренированная. Вот ума бы"!!! Ну, БОГ поможет...

   С 1921 по 1931 г. история моего отца мне неизвестна.

   Я только знаю его солдатские привычки, внешнее поведение, и прочее (например, бросать в бане своё нижнее бельё себе под ноги). Это солдатский расчёт - к тебе это больше не попадёт.

   Но я не понимаю, как парень из деревни, где из техники - только коса и корова, смог стать авиатехником. Более того, уже в 1936 году - старшим авиатехником второго ранга! По нашим понятиям, это уже капитан!!! И это при образовании 3 класса ЦПШ.

   А капитан (офицер) тех времён имел паёк! В пайке: мясо-рыба-хлеб-тушёнка- сгущёнка! По тем временам - когда люди умирали от голода - это был высший класс!

   С 1931г по 1937 г. серьёзных событий в нашей семье не происходило.
Они, конечно, происходили, но как-то выветривались из памяти. Одно, на мой взгляд, интересное событие все-таки произошло. Это прыжки отца с парашютом.

   В начале 30х годов лётчики не любили и боялись парашютистов.

   Считалось, что это тогда новшество в войсках, во вред морали лётчика (она была простая: сел - лети, сломался - разбивайся). Но в 1934г. приказом Ворошилова все летчики и авиатехники были обязаны сделать по три прыжка с парашютом.

   Спрашиваю отца: "Пап! А как с парашютом прыгать - страшно было?!" В ответ бубнит что-то неразборчивое. Я домогаюсь:" Ну, как же вы прыгали-то?"
Ответ: " Как прыгали... Как прыгали... Прицепят тебе парашют, посадят в самолёт (ПО-2), откроют люк, подходишь - как дадут тебе ногой в жопу - и летишь!"

   Мать на кухне моет посуду. Её комментарий (язвительно): "Небось насрал в штаны-то!"...

Ответ: "Сама бы насрала…"

Я вмешиваюсь: "Пап, а что же ты дальше-то не стал прыгать?!"

Ответ: "Я что, дурак что ли?!"

Информация: Один из первых сотен парашютных значков был таким: (Рисунок. Примечание моё. С.З.) Я его изгрыз зубами...



   … Одно всё-таки произошло. Это тотальное ограбление нашей семьи. Моя мать - доверчивая дура познакомилась с какой-то мошенницей. Не знаю, как и о чём они говорили, но когда отец вернулся из командировки - он пришёл в абсолютно пустую квартиру. Эта воровка так задурила мою мать, что она добровольно отдала всё, что имела: мебель, посуду, одежду, деньги - ВСЁ! (подчеркнуто моим отцом - Примечание моё.  С.З.)

    Отец успел в последний момент. Всё это уже грузилось в вагон на отправку.
Ну, отец быстро всё привёл в порядок, а потом я нередко слышал: "Эх ты... дура. Как тебя эта Хивря обработала!" (обработала - то есть обокрала, по-современному "обула").

Далее - про моего прадеда Фрола.


   (Моему отцу сказали:)"Если он не вступит в колхоз, мы выгоним тебя из партии". Для него это означало безработица и голодная смерть всей семьи. Отец тоже был крут. Он этого не хотел. Тем более, что он уже был "военлёт", имел паёк, "кубари" и прочее.

   Отец взял отпуск (тогда пистолет у офицеров был всегда при себе) и поехал в деревню. Баба Настя в 1953 году (ей было 72 года) рассказывала: они сидели, пили самогонку, ругались и кричали. Потом Мишка (мой отец) вытащил пистолет и стал стрелять в потолок. Угрожал, что если отец (дед) не вступит в колхоз, он его застрелит. Дед заплакал и сказал: "Вступлю".

   Дед слово своё сдержал. В колхоз вступил, но работать, как раньше, не стал. Пошёл сторожем. Став несамостоятельным, он потерял интерес к труду и к жизни.

   Умер он в конце пятидесятых годов в возрасте 72 лет.

   Отошёл он легко. Баба Настя: "Как-то он заболел. Лежал на печи два дня. Потом вдруг как засмеялся, потом - ещё и ещё раз. Я ему говорю: "Ты что, Фрол?" Подошла. А он уже отошёл. Хорошая смерть...

   Я ездил к его могиле зимой 2002 г. Поклонился. Есть фотографии".

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:)