Михаил Вавич - князь, ставший звездой Голливуда

Владлен Дорофеев
Михаил Вавич – черногорский князь, ставший русским певцом и звездой Голливуда

«М.И. Вавич - церковный деятель» - цитата из энциклопедии «Русские в Северной Америке».

Про Михаила Ивановича Вавича можно сказать и так, ведь он на собственные средства выстроил русский храм в Калифорнии и стал его усердным прихожанином.
И всё-таки прежде всего Вавич - Артист с большой буквы!
Популярнейший русский певец в двадцатые годы прошлого столетия был ещё и знаменитым американским киноактером, снявшимся в двадцати четырёх фильмах.
В феврале 1928 года газета «Los Angeles Sunday Times» опубликовала коллаж из фотографий самых популярных голливудских артистов. Так вот на нём изображение Михаила Вавича было напечатано и выше и крупнее фоток таких звёзд как Чарли Чаплин и Лоренс Оливье!

Уроженец Одессы, по крови черногорский князь, своим бархатным басом Михаил Вавич покорил русскую публику с подмостков петербургских театров «Буфф» и «Палас». У Михаила не было специального музыкального образования. Но он имел от природы хорошо поставленный голос красивого тембра, к тому же обладал сценическим дарованием, яркой внешностью -   высокий рост, роскошные кудри, черные выразительные глаза. Как вспоминали друзья артиста: «Вавич был настоящим черногорцем, чернооким обольстителем, завоевателем дружбы и любви».
Свою артистическую карьеру Вавич начал в 1906 году, исполнив в оперетте «Веселая вдова» незатейливую песенку «Качели». Известный советский артист оперетты Григорий Маркович Ярон вспоминал: «С этого номера очень эффектно начинался второй акт. Вдоль всей рампы висели украшенные цветами и разноцветными лампочками качели. На них помещались артистки хора и балета. Артисты хора стояли сзади и раскачивали качели, которые долетали до первого ряда через оркестр». Эти качели были довольно внушительных размеров, на них раскачивался целый букет артисток оперетты, пролетая при этом над первыми рядами зрителей. А рядом стоял молодой певец Михаил Вавич и мелодично напевал песенку про качели: «Тихо и плавно качаясь…».
Успех молодого дарования был столь велик, что вскоре с прилавков всех музыкальных магазинах сметались красочно оформленные ноты и пластинки «Качели» с портретом Вавича. На только что созданной граммофонной фабрике «Метрополь Рекорд» Михаил Вавич был записан одним из первых.
Потом будет успех в оперетте В. Валентинова «Ночь любви». В ней Вавич экспромтом взял гитару и исполнил цыганский романс «Очи черные». С той поры на него обрушилась популярность…

Но шла русско-японская война и в исполнении Михаила звучали пронзительные строки, не оставлявшие равнодушными никого в стране:

…Тихо вокруг, ветер туман унес,
На сопках Маньчжурии воины спят
И русских не слышат слез.
Плачет, плачет мать родная,
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня!...

И всё-таки Михаил Вавич полюбился публике по выступлениям в оперетте и в жанре цыганского романса.

Раз юною девицею,
Румяной, круглолицей,
С предлинною косой,
Я увлекся всей душой!

Колокольчики-бубенчики звенят, звенят.
Об ошибках моей юности твердят, твердят!
Полюбил её каналию,
разрешала брать за талию,
ну а больше ни-ни-ни
даже боже сохрани…

Его друг, артист Мамонт Викторович Дальский вспоминал: «…В молодости Вавич казался богом легкомыслия. Иначе и не могло быть: слишком уж жадным успехом сопровождалась вся его карьера.». Другой актер, близко знавший Вавича - Николай Фёдорович Монахов писал: «…Обаятельный и жизнерадостный красавец Миша Вавич, близкий мне по возрасту, проводил все своё время на ипподроме и у карточного стола. Он по амплуа был любовником только потому, что у него была прекрасная внешность. Но его голос очень мало гармонировал с его амплуа. У него был замечательный бас, который он загубил отсутствием работы над собой как певцом. У него осталось только четыре или пять нот, но таких красивых, бархатных, что ему многое за них прощалось…»
Задорные песни Михаила Вавича звучали из труб граммофонов по всей стране.

А на последнюю да на пятерочку
Куплю я тройку лошадей,
И дам я кучеру на водку:
Эх, погоняй, брат, поскорей!

Чего-то нет, чего-то жаль,
Куда-то сердце мчится вдаль...
А понапрасну, Рома, ходишь,
А понапрасну ножки бьешь,
А поцелуй ты не получишь,
Ах, босиком домой пойдешь!

Ай, где ж вы кони вороные?
Ах, унесите ж вы меня
Туда, где девки молодые
И ночи, полные огня!..

Фирмы грамзаписи наперебой «дрались» за возможность привлечь певца в свою студию.
Даже самый плохонький романс в исполнении Михаила становился всенародным шлягером. По данным журнала «Граммофонный мир» уже к 1910 году Вавич вошёл в тройку самых записываемых артистов Российской империи (после Богемского и Сарматова), число его записей превысило 340 товарных единиц. Одновременно он занял первое место среди певцов, поскольку опередившие его Богемский и Сарматов, исполнявшие в основном, скетчи и куплеты, относились совсем к другому жанру.
А скандалы только увеличивали его популярность. Вот, что писал журнал «Граммофонный мир» в 1913 году: «Акционерное общество «Граммофон» возбудило иск против Михаила Вавича за нарушение последним договора с компанией. Нарушение это вызвано якобы тем, что г-н Вавич, вопреки контракту, напел пластинки в других звукозаписывающих фирмах… и представило в суде очень веские доказательства вины г-на Вавича. Последний, однако, отрицает нарушение договора, утверждая, что он пел в других обществах ещё два года назад и в свою очередь предъявил встречный иск АО «Граммофоны» в размере 15 тысяч рублей».
Среди эстрадной публики про друзей-певцов часто шутили: «Родились в Одессе - Вавич и Морфе;сси».
Газета сообщала: «Вавич считается одним из лучших артистов русской оперетты оперетты. Выступая в Санкт-Петербурге и Красном Селе в присутствии Государя Императора, артист был милостиво удостоен Высочайшего подарка, а Король Черногорский Николай Первый пожаловал ему орден Даниила 1-й степени».
Вскоре Михаил Вавич увлекся кино. Он часто снимался на студии продюсера и режиссёра Александра Ханжонкова. Но большинство русских фильмов с участием Вавича утеряно. Единственный сохранившийся — это «Цыганские песни в лицах», экранизация отрывков из одноимённой оперетты-мозаики режиссера и композитора Николая Северского.
Вавич сочинил и свой собственный романс в цыганском духе под названием «Грусть и тоска безысходная», долго имевший большой успех у публики даже и во времена НЭПа.

Революция перевернула судьбу певца.
В начале 1918 года большая группа артистов во главе с Михаилом Вавичем и примой Викторией Кавецкой, спасаясь от голода, уехала на Украину. Затем Вавич присоединился к эмигрировавшей из России известной труппе Никиты Балиева «Летучая мышь». Он много работал. В этот период артист возобновил выступления с сольными концертами романсов и арий из оперетт. Будучи жизнелюбивым и веселым человеком, он не поддавался всеобщему унынию. Например, Вавич записал в 1923 году в Нью-Йорке развеселое разудалое «Яблочко», где о пережитом в России вспоминал с шутливой иронией:
Говорили Митеньке:
«Да, не ходи на митинги!»
Не послушал,
Был хорош,
Да и остался без калош…
В 1920 году Михаил Иванович Вавич снялся вместе с бывшей своей женой Татьяной Павловой в итальянской кинокартине «Роковая орхидея».
Павлова организовала в Италии свою труппу и работала в ней как актриса, режиссер и директор. В конце 1920-х годов у нее уже был свой театр во Флоренции, в него она пригласила главным режиссером В.И. Немировича-Данченко. А в 1922 году в её театре дебютировал актер Витторио Де Сика, впоследствии знаменитый режиссер, ставший одним из ведущих представителей итальянского неореализма.
С труппой «Летучая мышь» Михаил Вавич гастролировал по Польше, Румынии, Австрии, Германии, Франции и другим странам, пока не попал в США, где с успехом переквалифицировался в голливудского актера!
Эмигрантский журналист Камышников писал: «…Не странно ли, что этот душа-человек, этот добряк и друг, сердце которого было открыто навстречу всем нуждающимся и скорбным, что он выдвинулся в амплуа, противоположном его природе… Вавич почти исключительно играл злодеев… В огромном за короткие годы его работы в кино репертуаре, вы найдёте все виды человеческого бездушия, хитрости и предательства – всего того, чему был чужд Вавич, что было несвойственно его мягкой совсем ребяческой душе…».
В период с 1925 по 1929 годы Вавич снялся в картинах: «Венера из Венеции», «Голубка», «Моя официальная жена», «Гаучо» и других. Фильм «Два аравийских рыцаря» с его участием, приключенческая кинокомедия режиссёра Льюиса Майлстоуна получила премию «Оскар» за лучшую режиссуру в сезоне 1926-1927 годов.
В Голливуде Михаил Иванович Вавич стал президентом Русско-американского артистического клуба. «В клубе было больше двадцати артистов и хороший балалаечный оркестр из девяти музыкантов. Ставили программу два раза в неделю – по средам и субботам. К нам в клуб приходили студийные тузы, продюсеры, режиссеры и экранные звезды. Через студийных тузов нам, клубным артистам, перепадало работать на съемках статистами. Жилось нам в то время, можно сказать неплохо, несмотря на большую безработицу в Америке – около пятнадцати миллионов человек» - вспоминал член клуба, казак, мастер джигитовки и танцор Г.А. Солодухин.
Летом 1929 года Вавич несколько часов пробыл в Риге, где встретился с сестрой Варварой, по пути в Ревель, где жил его брат Григорий с супругой Марией и дочкой Татьяной. Григорий работал торгпредом России в Эстонии. Детей у артиста не было, поэтому он очень любил дочку брата - Таню.

Неожиданно и скоропостижно «Веселящийся король» опереточной сцены, Миша Вавич, умер от сердечного приступа… Накануне он ужинал в компании друзей. Был весел, смеялся, пел, как всегда. Но уже утром – 5 октября 1930 года – он почувствовал себя плохо. Однако, выбрал из гаража свой «Паккард», и поехал в церковь. В церкви ему стало хуже, и он попросил своего друга пианиста Темкина, поехать вместе за город – освежиться… Вавич сидел за рулём и говорил о том, что на воздухе ему значительно лучше… Вдруг машина метнулась по кривой и стала. Рука Вавича лежала на ручке тормоза, но сам он уже не дышал… Русская колония Голливуда осиротела» - сообщал газетный некролог.
Рижская газета «Сегодня» откликнулась на смерть в октябре 1930 года: «…Вавич не пренебрегал никем, относился к товарищам без малейшего фанфаронства, никогда ничем не обнаруживая своего превосходства, не только словом, отношением, но и делом, помогая всем, чем мог… Красивый, изящный и темпераментный он верил в своё дело не только верой профессионала. Ему не нужен был антураж сцены – рампа, грим и кулисы, чтобы зажечься восторгом актёрского вдохновения… Грациозная фигура, красивое лицо, с милым, ласковым выражением, - лицо талантливого опереточного артиста, весельчака, шутника, общего дружка, и с этим образом не вяжется только одно представление – о смерти».
Похоронили Михаила Ивановича Вавича в Лос Анджелесе на Сербском Объединенном кладбище доброжелательного общества.

Подробности в книге Владлена Дорофеева «Пленники судьбы и истории» https://ridero.ru/books/plenniki_sudby_i_istorii/

Владлен Дорофеев