Виктор Гюго и Юрий Назаров

Светлана Шакула
   Киноактёр Юрий Назаров в прошлой жизни был писателем Виктором Гюго, и в творчестве актёра очень много общего с творчеством автора «Собора Парижской Богоматери».
   Личность Гюго поражает своей разносторонностью, но есть главное, что определяет многогранность этой личности и одушевляет её деятельность, – это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию и братству.
   Человечество никогда не забудет того, кто перед смертью, подводя итог своей деятельности, сказал: «Я в своём творчестве заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых, я восстановил в правах человека всех обездоленных, и доказательством этому служат мои книги, драмы, статьи, стихи».
   Используя метафору Виктора Гюго, можно сказать, что романом «Собор Парижской Богоматери» он построил одно из самых прекрасных и величественных зданий, которым любовались его современники и не устают восхищаться всё новые и новые поколения.

   То же самое можно сказать о творчестве актёра Юрия Назарова, даже отрицательные герои которого, как, например, в фильме «Андрей Рублёв», заставляют зрителей задуматься о Совести человека, понять причины и простить неправедные деяния героев, проникнуться страданиями их души…
   Подобно Гюго, Назаров стремился как можно шире понять простых людей, и именно поэтому, будучи уже студентом, бросил учёбу и пошёл в рабочие. И это решение, как показала дальнейшая жизнь, помогло актёру понять разных людей и создать многообразные характеры, причём настолько убедительно, что зрители невольно сравнивали жизнь актёра с его персонажами…
   Свойство Юрия Назарова быть чрезвычайно убедительным в своих героях не мог не заметить Андрей Тарковский, который пригласил актёра не только на роль князя в исторической драме «Андрей Рублёв», но и на роль военрука в свою автобиографическую повесть «Зеркало». И этот военрук запоминается не меньше, чем главная героиня «Зеркала» в исполнении Маргариты Тереховой…
   А в фильмах «Земля Санникова» и «Кавказский пленник» персонажи Юрия Назарова предстают ещё и маленькими бунтарями, но при этом – и большими трудягами…

   Ну как тут не вспомнить всех «униженных и оскорблённых», действующих в книгах Виктора Гюго?..
   Ведь недаром Фёдор Достоевский написал в предисловии к русскому изданию «Собора Парижской Богоматери»: «…Мысль Виктора Гюго, как художника, – это мысль христианская и высоконравственная; формула её – это восстановление погибшего человека, задавленного несправедливым гнётом обстоятельств, застоем веков и общественными предрассудками…»