Звонок другу

Михаил Бортников
- Келья на проводе.

- Привет, отшельник! Как жив-здоров? – так, примерно, начинались наши разговоры с моим старым другом и однокурсником, Сергеем Каменским.
 
- Как всегда, Миша. Держусь. Прогулялся в своём «тюремном дворике», купил молока, хлеба. Чем могу быть полезен?

- Серёжа, ты самый вежливый человек из всех моих знакомых. Если бы кто другой мне так сказал, я бы услышал в его голосе: «какого дьявола надо»? Но ты, конечно, искренне говоришь. Просто узнать, как дела, звоню. Без всякой задней мысли. Чем занимаешься? Написал что-нибудь новое?

- Кое что. Написал цикл статей «Люди и нелюди», десятую главу «Древних знаний на службу современности» - пора их заканчивать уже. Текущие события не дают, отвлекают. Я же обязан высказаться. Опубликовал вот статью вчера - «Ким Чен Ир по-белорусски».
 
- О Лукашенко что ли?

- Конечно. Разместил везде, где мог, даже на «прозе» - ты, я знаю, туда заходишь. http://proza.ru/2010/12/19/146 - можешь взглянуть.

- Редко захожу. В море интернета нет. Я там только Игоря Телка читаю, на его очерки «подсел». Интересный человек. А твою статью прочту, конечно, если только осилю. Ты же знаешь, я философские статьи читаю, как сквозь тропические джунгли пробираюсь: апатия, эмпатия, антимония, антиномия, утопия, фрустрация... Язык сломаешь!

- В каждой науке свой словарь. Но ты напрасно так, я уже давно научился «нормальным» языком писать, «человеческим», как ты выражаешься. И не так это легко, сам бы попробовал! Столько лет в море, издал бы мемуары!

- Да кто меня читать будет, Серый? «Записки стармеха»? Что я вижу в подвале своём ниже ватерлинии? Дизеля, насосы, втулки, поршня... Кому это интересно?

- Да хотя бы однокурсникам нашим! Разъехались по Союзу, а станут тебя читать, и пообщаются в комментариях! Я-то на берег списался сразу, как кандидатскую защитил. Теперь моя вахта здесь, за компьютером. Пока жив, мой долг - писать, выступать, где можно. Воевать за правое дело.

-  Зря ты английский забросил, Сергей! Ты же прирождённый лингвист! Французский выучил сам, японский! Словарь-справочник для инженеров у тебя блестящий получился. Особенно диалоги механиков мне нравятся. Живой английский, с юмором, такого ни в одном учебнике не встретишь. Выпусти их отдельным изданием, моряки мигом расхватают.

- Словарь уже устарел, сам говорил. Диалоги... некогда мне сейчас. Начал было  словарь сокращений английского языка составлять, так на букве Ж застрял.  Хочу вот «Люди и нелюди» одной книгой издать, вещь ведь нужная. Как ты считаешь?

- Конечно, Серёжа, конечно! – ты извини, дела. На днях позвоню.

На самом деле я всю жизнь обходился без философии и миру идей предпочитал мир конкретных вещей. Но спорить со своим другом не хотел, боялся его обидеть. Слишком многое нас связывало. Он был самым близким мне человеком, но если я всё ещё шёл выбранным в юности морским путём, то Сергей давно уже стал философом, публицистом и полемистом.

Я безоговорочно признавал его интеллектуальное превосходство и академические знания в самых разных областях науки. Логика, философия моей жизни была проста, я не витал в облаках, жил просто и ясно, и не задумывался о судьбах мира. Сергей задумывался, чувствовал свою ответственность за будущее. Перечитывая сейчас его статьи, понимаю, каким провидческим талантом он обладал и как был прав!






На снимке Сергей Каменский (1944-2017). Его страничка на "прозе" - http://proza.ru/avtor/kamenskiy