Истории песен. Дальняя сторожка

Владимир Калабухов
       1 – Евгений Аронович Долматовский (1915 – 1994) – советский поэт, поэт-песенник. Автор слов многих известных песен. Член Союза писателей СССР
       2 – Исаак Осипович Дунаевский (1900 – 1955) – советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог. Автор 11 оперетт и 4 балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных песен, народный артист РСФСР, лауреат двух Сталинских премий. Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва
       3 – Георгий Павлович Виноградов (1908 – 1980) – советский певец (лирический тенор), заслуженный артист РСФСР
       4 – Дмитрий Вячеславович Тихонов (сценический псевдоним – Александр Аверманович Ливер) (рожд. 1964) – русский оперный певец и рок-певец, участник группы «Н.О.М.», автор-исполнитель, вокалист Женевской оперы (обладатель баса-профундо)
       5 – Вульфов Алексей Борисович (рожд. 1963) – писатель, композитор, радиожурналист, кинодеятель и театральный критик. Председатель Общества любителей железных дорог, корреспондент журнала «Локомотив», один из лидеров в России в области сохранения ретротехники железных дорог
       6 – грампластинка с песней «Дальняя сторожка» в исполнении детского хора Центрального дома культуры железнодорожников (ЦДКЖ) (Москва, 1939)
       7 – обложка песенника «Дальняя сторожка» (Москва, 1948)
       8 – значок «Сталинский День железнодорожника» (1940)
       9 – плакат художника П.С. Голубя «Будь зорким на посту!» (1953)
     10 – казарма (сторожка) путевого обходчика на железной дороге

     Песня «Дальняя сторожка» создана поэтом Долматовским и композитором Дунаевским в 1939 году. Нарком (министр) путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович наградил тогда орденом пожилого путевого обходчика, предотвратившего трагедию на железной дороге и уничтожившего двух диверсантов. Возможно, об этом была официальная информация в СМИ, найти которую пока не удалось.

     Вот что рассказывает о жизни путевых обходчиков писатель Вульфов в своей книге «Повседневная жизнь российских железных дорог» (изд. «Молодая гвардия», 2007):

     «…Стук колёс… Это типичное явление на железной дороге, вечный её символ, чаще всего воспринимается людьми или романтически, или сугубо прозаически. Под стук колёс хорошо думать, мечтать. А иной пассажир досадует: «Хоть бы этого стука было поменьше, чтобы не особенно мешал отдыхать». Вот и всё.

     Многое рассказать этот стук может лишь опытному уху…

     …Вся история железных дорог – это история беспрерывной войны путейцев и движенцев из-за «окон». Движенцы заинтересованы пропускать поезда, а путейцы – содержать путь в исправности, чтобы не допустить крушения…

     …«Дальняя дорожка. Поезд лети-лети! Тихая сторожка на краю пути»… Известная строка на красивый мотив песни Дунаевского, в которой главный герой, «старик с молотком», предотвратил намерения врагов народа разрушить путь. Старик этот по профессии был путевым обходчиком…

     …Днем и ночью, в холод и жару, в проливной дождь и засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу выдвигается на обход пути человек в форменной фуражке путейца. На боку, на ремне висят у него сигнальные флажки – красный и жёлтый (в старину – красный и зелёный). В особом пенале – комплект петард. На плече – мешок с бутылкой молока, куском сала, огурцами, краюхой хлеба. В кармане – курево, спички или зажигалка. Он в форменных сапогах и гимнастёрке, зимой – в валенках, меховой шапке и тулупе. На плечо он кладёт длинный молоток и гаечный ключ. И отправляется вдаль перегона по шпалам. Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале, – подобьёт парой точных ударов молотка. Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык – затянет гайку ключом. Малейшая изменившаяся кривизна рельсов, малейшая соринка на поверхности пути, малейшая неровность – и обходчик, знающий на своем участке обхода (как правило, 7 – 8 километров) буквально каждую шпалу, каждую потаённую особенность полотна, немедленно опускается на корточки и начинает исследовать подозрительное место. Сколько выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий!

     У путеобходчика, да и у любого ремонтного путейского рабочего, жизнь идёт «от обратного». Ударил мороз – все по домам, а обходчик – на путь; полили дожди и грозы – все по домам, а обходчик, набросив дождевик, – опять на путь; настала жара – все под навес, в тенёк, а обходчик, обгоревший на солнце, – снова на путь. Если мороз – смотрит, нет ли лопнувших рельсов; в сильные и долгие дожди – проходит ли вода в трубы и кюветы по руслам водотоков, не размыто ли где-нибудь полотно (а песчаное полотно размывало дождями и паводками очень часто), не затопило ли путь; в жару – нет ли выбросов или сдвижек (угонов) пути из-за расширившихся от температуры рельсов. Не заскучаешь! Терминология у путейцев красивая, по-старинному благородная, что ни термин – то не по-нашему (эпюра шпал, модерон, ордината, нивелир, кювет, шаблон и т. д.) А вот труд очень тяжёлый и ответственный: требования по содержанию пути предъявляются как в точной оптике – ведь и колея измеряется миллиметрами, а не сантиметрами…»

     Знаменитая в конце тридцатых и почти забытая сейчас замечательная песня Долматовского и Дунаевского о героизме старого путевого обходчика в борьбе с врагами-диверсантами. Главная идея песни, что каждый, даже самый маленький, незаметный человек может стать героем, если будет бдительным, смелым, сильным. И Родина не забудет героя.

     Песня была настолько популярной, что по её мотивам был выпущен в 1953 году не менее известный плакат с призывающим быть бдительным на посту старым обходчиком. Этот плакат висел на каждой станции и тоже стал одним из символов эпохи.

     Первыми исполнителями песни в 1939 году были детский хор ЦДКЖ и певец Виноградов. «Дальнюю сторожку» обязательно включали в концертные программы Дня железнодорожника.

     День железнодорожника впервые был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня (10 июля по новому стилю) 1896 года.

     Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года за подписью председателя президиума ЦИК СССР Михаила Ивановича Калинина праздник решено было проводить ежегодно 30 июля. Ведь в этот день в 1935 году Иосиф Виссарионович Сталин принял делегацию железнодорожников, и его стали праздновать как Всесоюзный Сталинский день железнодорожника. В 1940 году большим тиражом были изготовлены соответствующие нагрудные значки.

     День железнодорожника – профессиональный праздник, в который отмечаются заслуги работников железнодорожного транспорта и достижения отрасли. В Российской Федерации – это ежегодно первое воскресенье августа.

                ДАЛЬНЯЯ СТОРОЖКА

     Идёт состав за составом,
     За годом катится год.
     На сорок втором
     Разъезде лесном
     Старик седой живёт.
     Давно живёт он в сторожке,
     Давно он сделался сед,
     Сынов он взрастил,
     Внучат обучил
     За эти сорок лет.
          Припев:
          Дальняя дорожка,
          Поезд лети, лети!
          /Тихая сторожка
          На краю пути. – 2 раза/
     Под вечер старый обходчик
     Идёт, по рельсам стучит.
     На стыках /авт.: у стыков/ стальных
     Он видит двоих,
     Один он к ним бежит.
     Заносит он молоток свой,
     Волной вздымается грудь –
     Пусть жизнь он отдаст,
     Но только не даст
     Врагу разрушить путь!
          Припев.
     Но подвиги не бывают
     Родной забыты страной.
     Эй, поезд, лети –
     К министру /наркому/ пути
     Поехал наш герой.
     Его на дальних разъездах
     Встречают, словно отца.
     Высок он и прям,
     Но горестный шрам
     Проходит вдоль лица.
          Припев.
     Идёт состав за составом,
     Бежит откосами тень.
     Обходчик опять
     Вагоны встречать
     Выходит каждый день.
     Как солнце, орден сияет,
     Идёт старик с молотком.
     Увидишь его, узнаешь его –
     Махни ему платком!
          Припев.

     В Интернете есть видеоклипы и треки исполнений песни «Дальняя сторожка»:

     – детский хор ЦДКЖ: см. ссылку на другие ресурсы на сайте ПРОЗА.РУ ВЛАДИМИР КАЛАБУХОВ – «Дальняя сторожка»;

     – певец Георгий Виноградов (тенор): http://www.youtube.com/watch?v=vLWXjFfKA0s;

     – певец Александр Ливер (бас-профундо): http://www.youtube.com/watch?v=zKtsgpsC-VM.

     Возвращение к содержанию сборника «Истории гимнов и песен о Родине» – http://proza.ru/2020/12/06/1444.

     По материалам сайтов Интернета.

     2020