Чем отличается вера от надежды

Николай Павлович Кормаков
ВОПРОС. Меня спросили: чем отличается вера от надежды?
Поставили в тупик.

ОТВЕТ. Мой дорогой, это самый правильный прямой ответ на прямой вопрос, касающийся определения первичных понятий: "Я не просто не знаю: я в тупике!".
А ты в качестве ответа мог спросить: А чем отличается сладкое от соленого?

Как нет прямого определения веры, надежды и других первичных понятий, так и нет прямого определения их отличия.
Первичные понятия мы можем только описать, связывая их с другими, известными нам, понятиями.
Например, вера это несомненная уверенность, что ожидаемое событие произойдет непременно. В этом описании следовало бы убрать слово "уверенность", как однокоренное слово с верой. Иначе говоря, вера есть сознание неизбежности ещё не происшедшего события.
Одними событиями, конечно, вера не исчерпывается.
Мы можем верить в всеобщий порядок мироздания, хотя увидить его полностью никогда в этом мире не сможем.
Иными словами, вера позволяет выйти за пределы не только непосредственного опыта, но и за пределы любой мыслимой теории.
Вера есть способность создания или принятия утверждения без возможности его верификации.
Или способность нечто утверждать без надобности доказательства этого утверждения.
Надежда есть следствие веры.
Чтобы иметь надежду, например, на лучшую жизнь, ты должен верить, что жизнь всегда может поправиться.
Надежда вырастает из веры, как цветок из бутона.
Тогда можно задать вопрос: а можно ли, имея веру, не иметь надежды?
Бутон, ведь, может засохнуть, так и не расцветши.
Такая вера называется маловерием. Вспомним слова Иисуса Христа к Петру, когда тот, идя по воде, усомнился, испугавшись ветра и волн: "Маловер. Зачем ты усомнился?" (Мф.14:31).
Сила веры показывает себя несомненностью надежды.
Можно привести аналогию. Надежда есть наслаждение верой, подобно наслаждению катанию с горы на санках, когда потратив усилие, чтобы на нее взобраться, наслаждаешься, когда аж дух захватывает при быстрой езде с горки.

Надежда порождает ни с чем не сравнимое чувство когда, не глядя на окружающие обстоятельства, человек ощущает покой и радость сердца от предвкушения того, что, как он с несомненностью верит, должно случиться.

ВОПРОС. Первичные понятия это типа, как скелет, основа всего остального.

ОТВЕТ. Да, так есть. К сожалению, в современной школе этому не учат.
Как же! Внушается мысль, что интеллект человеческий всесилен: все подвластно ему, дай только время и условия.
Ан нет!
И это принципиально и неотвратимо. Есть вещи, которым человек не может дать определения в принципе - т.е. вообще не способен этого сделать.
Эти понятия называются первичными.
Одного мальчика учитель попросил дать определение прямой линии. Мальчик задумался, а потом с трудом, как бы выдавливая из себя, сказал: "Я не могу этого. Я не представляю себе, как это можно выразить...".
Учитель аж в ладоши захлопал от радости за правильный ответ. А потом, начиная от вещей самых обычных, стал открывать глаза ученикам на то, что мы, оказывается часто пользуемся знаниями, которые подспудно для нас очевидны, но которые, порою, затушевываются нашей ментальностью. Таким знанием является знание о неопределимости первичных понятий.
Как уже это заметил ученик, к таким понятиям относится прямая линия.
"А кто мне может дать определение точки?", - спросил учитель. Отвечая ему, дети закричали: "И плоскости, и пространства!".
"Так!", - потирая руки от удовольствия, воскликнул учитель.
"А в повседневной жизни есть ли таковые понятия?", - прищурился учитель, глядя на просветлевшее лицо сидящей на последней парте девочки.
Девочка встала и, как бы удивляясь сама себе, отвечает: "Думаю, это соленое, сладкое..."
"Да! И цвета желтый, красный, синий!", - закричал рядом сидящий мальчик.
"Ну вот, теперь я вижу, что вы меня поняли", - закончил довольный учитель.

Если интересна эта тема, то можно прочитать публикации:
"Основа любой теории" http://proza.ru/2009/09/01/628
"Что есть научный метод" http://proza.ru/2013/03/09/1408

Благословен Бог истины через Иисуса Христа, Господа нашего.