Советы ученику, пишущему реферат

Григорий Рейнгольд
Советы ученику, пишущему реферат

Методические рекомендации
для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования


От автора

«Принимаясь за дело,
соберись с духом.»

(Козьма Прутков)

Слово «реферат» всем знакомо. Ученики часто получают задание написать реферат на такую-то тему к такому-то сроку. И пишут. Но как? Часто приходится видеть такую картину: ученик взял книгу, сел за компьютер и начал с пятого на десятое переписывать. Написав достаточное количество текста, закончил, потом написал план…
Это пример того, как не надо работать. Большинство учащихся совершенно не понимают, как нужно писать реферат. Многие учителя не объясняют сути данной работы, считая, что ученики и так должны это знать. Возможно, что некоторые педагоги и сами не очень разбираются в данном вопросе, иначе бы не задавали написать реферат за два дня. А ведь в процессе его написания можно развивать у учащихся навыки самостоятельной творческой, исследовательской работы.
Для того чтобы помочь школьникам в их нелёгком труде, я и написал это пособие. Многие из моих советов могут пригодиться и при написании домашних сочинений по литературе. Возможно, студентам мои «Советы…» будут полезны в деле написания курсовых и дипломных работ.
Сразу хочу оговориться, что эти советы предназначены лишь для тех, кто действительно хочет работать самостоятельно. Ведь сейчас принято для экономии времени и сил брать готовые рефераты в Интернете, или другом месте. Как ни странно, часто это сходит с рук.
Я не хочу здесь говорить о том, что каждый толковый специалист должен уметь самостоятельно выполнять реферативную работу, это очевидно. Но хочу сказать, что вышеупомянутое жульничество может пройти лишь при недобросовестной работе преподавателя.

Как правило, реферат, взятый в Интернете, очень посредственного качества:
многие из них написаны лет 10-15 назад и сильно устарели. Особенно это касается информатики. Так, в одной работе, сданной в 2002 году, я прочёл, что операционная система MS-DOS – новейшая разработка;
как правило, в таких рефератах сведения, относящиеся к делу и не относящиеся, «свалены в одну кучу»;
отсутствуют целые необходимые разделы.

Даже если взятый реферат небезнадёжен, он нуждается в большой работе по доделке и переделке. Надо:
убрать лишнее, найти и вставить недостающий материал;
поменять многие обороты речи1;
внести необходимые изменения в план и список литературы.

В общем, вещь с «чужого плеча» надо подогнать по себе. Как тут ни вспомнить сказку про суп из топора!
Часто недобросовестный ученик не способен оценить уровень чужой работы, и вместо реферата школьного уровня приносит студенческую курсовую, а то и дипломную работу, чем ставит себя в идиотское положение.
Часто чужой реферат содержит в списке литературы источники, недоступные учащемуся.
Бывает, что недобросовестный ученик приносит реферат ничем не отличающийся от принесённого другим учеником2.
Защита чужого реферата – дело нелёгкое. Тут может открыться и слабое владение материалом, и незнание используемых терминов, и незнание указанных в списке литературных источников; вообще, полное непонимание сути чужой работы. Чтобы этого не случилось, надо внимательно прочесть и сам реферат, и литературные источники, и ознакомиться с терминологией, понять логику автора. Таким образом, подготовка к защите чужого реферата окажется гораздо трудней, чем своего.
Рефераты, выложенные в Интернете, очень часто содержат компьютерные вирусы. Последствия этого могут быть очень печальными, как для ленивого ученика, так и для ни в чём неповинных людей. А лень часто проявляется не только в нежелании самому выполнять свою работу, но и в нежелании и неумении соблюдать меры предосторожности при опасности заражения компьютерными вирусами.

По вышеупомянутым причинам я и не советую брать чужие работы.
Огромная просьба к учителям, задающим рефераты: планируйте эту работу так, чтобы у учеников было достаточно времени, не задавайте рефераты «к послезавтра», иначе мои «Советы...» окажутся бесполезными!


1. Что такое реферат?

Берясь за написание реферата надо в первую очередь понимать, что это такое? Слово «реферат» в переводе с латыни буквально означает «пусть он доложит» (1.). То есть вам дана какая-либо тема, а вы в своей работе должны её раскрыть. Предполагается, что о предмете вашего реферата написано достаточно много книг, статей и т.п. Реферат пишется на основе этих литературных источников. Кроме того, источниками могут служить записи, сделанные на лекциях или уроках, либо сведения, полученные иным путём, но так, чтобы на эти источники можно было бы сослаться. В идеальном случае найдётся всего один источник, полностью посвящённый предмету вашего реферата, в котором имеются все необходимые вам сведения, и нет больше ничего, или вообще реферат задан не по теме, а по конкретному литературному источнику. В этом случае реферат был бы просто хорошим конспектом этого источника. Это редкий случай, хотя именно он описан в (3.). Возможно, найдётся единственный источник, в который полностью входит весь необходимый материал, но содержащий информацию, к вашей работе не относящуюся. Бывает, что разные авторы имеют разные взгляды на предмет вашей работы... В хорошем реферате это будет учтено.
2. Уяснение темы

Перед тем, как приступать к работе, необходимо уяснить тему. Она должна быть чётко сформулирована учителем, задающим реферат. Хорошо, если она окажется не слишком широкой. Чем шире тема, тем труднее её раскрыть. Как писал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Например, тема «Великая отечественная война» – практически «неподъёмная» для школьного реферата (если подойти к работе серьёзно), но темы «Великая отечественная война в мемуарах советских военачальников», или «Великая отечественная война в произведениях сибирских писателей» гораздо больше подходят для этого. Я вполне допускаю случай, когда в результате предварительного разговора ученика с учителем тема будет переформулирована. Но без чёткого понимания темы нет смысла браться за работу.
Я поделил бы все темы на проблемные и обзорные. В первом случае предмет реферата заключает в себе один или несколько вопросов, на которые в процессе работы необходимо найти ответы. Во втором случае надо осветить состояние дел по предмету реферата. Впрочем, деление это несколько условное, классификация темы во многом зависит от подхода автора реферата. Чем он серьёзней, тем вероятней, что тема окажется проблемной. При поверхностном, неглубоком осмыслении темы, она скорей окажется обзорной. Но найдутся и такие темы, которые всегда будут обзорными (если предмет реферата не может вызвать никаких споров), либо проблемными (если вопрос звучит в самой теме).

3. Составление списка литературных источников

Теперь надо составить список используемой литературы: первоисточников и вторичных источников.
В чём разница между ними? Попробую объяснить на примере. Допустим, тема реферата – «Великая отечественная война в мемуарах советских военачальников». Сами мемуары – первоисточники, а рецензии на них, журнальные и газетные статьи, отклики читателей, параграфы учебников – вторичные источники. Список должен получиться не слишком большим, ведь все эти литературные источники необходимо прочесть, но и не слишком маленьким. Для составления списка литературных источников советую посетить хорошую библиотеку и поработать с систематическим и алфавитным каталогами. Последний нужен в случае, если вы заранее знаете фамилию автора необходимой книги.

4. Чтение и осмыслени­е литературы

Пришло время запастись терпением и всю эту литературу прочесть и осмыслить, сначала первичные, затем вторичные источники. Плохо, если тема вам не интересна, постарайтесь заинтересоваться ею. Читая первоисточники, вы составите своё собственное мнение о предмете вашей работы, а, читая вторичные источники, узнаете мнения признанных специалистов в данной области.
Читая литературу, имейте под рукой тетрадь для того, чтобы выписывать в неё наиболее существенные свои мысли, возникающие при чтении, цитаты для дальнейшего использования (если у вас имеется возможность работать с нужным источником дома, пока вы пишете реферат, то можно не выписывать цитаты в тетрадь). При этом не забывайте записывать, где (в каком источнике и на какой странице) вы нашли данное место. В дальнейшем это сэкономит вам много времени.
При необходимости возвращайтесь к уже прочитанному. Не торопитесь. Если ваше собственное мнение будет отличаться от мнения авторов первичных и вторичных источников, или авторы различных источников расходятся между собой во мнениях, отметьте это обязательно в своих записях. После прочтения литературы у вас должно остаться довольно много записей3.
Особо хочу сказать о цитировании, этот момент очень важен. Каждая цитата должна нести конкретную смысловую нагрузку. Вы должны чётко представлять себе, зачем вы приводите ту или иную цитату, и это должно быть понятно читателям вашего реферата. Ещё существенное замечание: можно «надёргать» у автора таких цитат, которые могут сформировать у читателя неверное представление о мнении автора по данному вопросу. Не старайтесь подбирать только те цитаты, которые совпадают с вашим мнением.

5. Работа над планом

Приступаем к составлению плана работы. Он обязательно должен включать в себя следующие части:   

I. Вступление (или Введение).
II. Основная часть.
III. Заключение.

Во Вступлении к проблемному реферату должны быть поставлены вопросы, составляющие суть темы, и проведён краткий предварительный анализ проблемы. Если же тема реферата обзорная, то во Вступлении можно анонсировать содержание Основной части. Очень хорошо во Вступлении связать тему реферата с жизнью. Уместно здесь и провести краткий библиографический обзор.
Основная часть, в зависимости от существа темы, может иметь более или менее сложную внутреннюю структуру. Если тема проблемная, то в Основной части должны быть найдены и сформулированы ответы на вопросы, заданные во Вступлении, или, по крайней мере, попытки дать эти ответы: ведь далеко не на все вопросы можно просто ответить. Если тема обзорная, то надо «разложить по полочкам» предмет реферата, провести его классификацию, рассмотреть различные случаи, проследить его развитие.
В Заключении должны быть подведены итоги. Разумеется, все эти три основные части могут и должны называться не просто Вступление, Основная часть, Заключение, а так, чтобы в названии фигурировало существо дела. План – это фундамент будущей работы. Глупо торопиться и жалеть на него время. Совсем никуда не годится писать план «вдогонку», после написания реферата.
План пишется вовсе не для того, чтобы соблюсти формальность и угодить учителю!

6. Написание реферата

Теперь только пора приступать непосредственно к написанию вашей работы, но лучше сначала написать тезисы, то есть основные положения, основные мысли, хотя они могут и непосредственно находиться в плане.
При написании текста вашей работы надо следить за тем, чтобы он не расходился с планом, тезисами. Если по каким-то причинам произошло такое расхождение, если неожиданная интересная мысль увела вас в сторону, есть смысл вернуться к плану для устранения такого расхождения. Иначе может получиться как в русской народной пословице: «Начал за здравие, а кончил за упокой». Если, несмотря на все старания, этого избежать не удалось, то необходимо это отметить в Заключении. Но, поскольку реферат – это скорей научное, а не художественное произведение, то одна мысль должна чётко вытекать из другой, должна прослеживаться логика ваших рассуждений. Если этого у вас не получается, советую не торопиться, попробовать найти причину таких нестыковок. Вы должны убедить своего читателя в своих выводах.
Помните, что реферат должен показать в первую очередь не ваше личное мнение по данному вопросу, а мнение, сложившееся у признанных специалистов в данной области, состояние дел в ней. Однако, очень хорошо, если в процессе написания работы у вас появится что-то своё, что вы сможете высказать в своей работе.
Не пытайтесь чужие мысли выдать за свои и наоборот. Возможен случай, когда с признанными специалистами по данному вопросу спорят люди менее авторитетные, но тоже имеющие своё мнение. Вполне допустимо упомянуть и о них.
Например, если вспомнить о предлагаемой выше теме, то в последние десятилетия написано достаточно много солдатских мемуаров, в которых авторы, тоже знающие Великую отечественную войну не понаслышке, порой высказывают мнения, расходящиеся с мнениями маршалов. Но автору реферата не всегда уместно становиться на точку зрения одной из сторон.
Вступление и Заключение не должны быть пространными. Реферат можно сравнить с полётом. Вступление – разбег и взлёт. Постарайтесь быстро «взять быка за рога». Заключение – посадка, по возможности мягкая и точная. Основная часть – собственно полёт. Помните, что «лететь» нужно туда, куда было намечено. «Полёт» затевается ради достижения цели, а не ради самого полёта, все внешние эффекты должны быть подчинены главной цели!
Не пишите ничего лишнего, не относящегося к делу: это свидетельствует о слабом владении темой.
Особо хочу остановиться на языке. Распространено мнение, что реферат должен быть написан неким «научным», труднопонимаемым языком. Я не разделяю такого мнения. Пишите просто, чтобы каждый человек, с достаточным уровнем образования, вас понял. Разумеется, без научной терминологии не обойтись, но не забудьте объяснить необходимые термины. Даже хорошее содержание можно изложить так, что читатель заснёт, не дойдя до сути.
Не злоупотребляйте иностранными словами. Не уподобляйтесь героям А.П. Чехова, которые «хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном»!4
Заранее продумайте, как вы будете нумеровать разделы и главы, пункты и подпункты реферата.
Не спешите! Не ленитесь в процессе работы возвращаться назад с целью:

«Шлифовки»;
Внесения изменений, связанных с пришедшими вам в голову новыми идеями (а они обязательно придут, надо только постоянно думать о своей работе!);
Увязывания различных частей, устранения противоречий;
Поиска и исправления ошибок (любых).

Помните, что никакая серьёзная работа не делается быстро, с первого раза. Относитесь к своему труду критично и не жалейте времени и сил на переделки. Нижеприведённые цитаты могут оказать вам помощь:

«Мне некогда было написать покороче.» (Рене Декарт)

«Лучшее - враг хорошего.» (Вольтер)

«Стрижено - нет, брито!» (Русская народная поговорка)

«Вытапливай воск, но сохраняй мёд» (Козьма Прутков)
Дайте вашей работе «вылежаться» какое-то время, в зависимости от важности, сложности и объёма, хотя бы неделю. За это время вам обязательно захочется что-то переделать, добавить, убрать, вы сможете сделать это. Ваше чутьё подскажет вам, когда ваш труд будет готов. Одним из признаков готовности служит какое-то время, в течение которого вы уже не внесли в вашу работу никаких изменений, хотя и перечитывали её, думали о ней. Созревший плод сам упадёт с ветки!
Замечательно, если работа представляет для автора самостоятельную ценность, а не только как средство получения оценки, почётной грамоты, премии. Возможно, вы и дальше не бросите работу по данной теме, и ваш реферат станет фундаментом в научно-исследовательской работе. Ведь такая работа в любом случае начинается с хорошего реферата. В добрый путь!

7.  Рекомендации по работе за компьютером

Возникает вопрос, на каком этапе лучше садиться за компьютер? Лучше всего это сделать на VI этапе, тогда вам не придётся многократно переписывать ваш текст, и легко в него будет вносить исправления. Писать сначала работу на бумаге, а потом вводить её в компьютер нерационально! Если вы будете пользоваться хорошим текстовым редактором (допустим, Word), то значительное число орфографических и грамматических ошибок вам будет сразу показано. Помните, что грамотность – хороший тон, говорящий о высоком культурном уровне автора.
Советую перед началом работы сделать настройки, иначе вам придётся это делать «вдогонку», а это трудней. Настройки лучше сделать такие:

1. Шрифт для основного текста – Times New Roman, размер – 14.
2. Все поля по 2 или 2,5 см.
3. Выравнивание основного текста – по ширине, заголовков - по центру.
4. В основном тексте красная строка – 1 см.
5. Основной текст с автоматическим переносом слов, иначе будут слишком большие пробелы.
6. Нумерация страниц, лучше сверху и справа.
7. На верхнем колонтитуле написать имя и фамилию автора, название работы, дату. Когда ваш руководитель или проверяющий будет читать ваш реферат, колонтитулы сильно облегчат его труд.

Кроме того, прошу обратить внимание на такие моменты:

У нас в стране сложилась нехорошая традиция игнорировать букву «ё», заменяя её на «е». Настоятельно рекомендую всем отойти от этой традиции, лишних букв нет!

Кроме основного текста есть заголовки и смысловые выделения. Заголовки хорошо выравнивать по центру и делать их более крупным шрифтом, полужирным и курсивом. Различные части текста полезно выделять, используя для этого курсив и полужирный шрифт. Я, например, советую курсивом выделять цитаты.
Если в вашей работе необходимо поместить текст компьютерной программы, то для этого желательно выбрать такой шрифт, в котором все символы имеют один размер, например Printer Font.

В некоторых случаях удобно использовать таблицы, вставлять рисунки, выполненные в одном из графических редакторов, предварительно отсканированные фотографии. Кстати могут оказаться графики и диаграммы, сделанные в электронной таблице Excel. Чем выше ваша квалификация как пользователя персонального компьютера, тем лучше. Однако никакие «красивости» оформления, не скроют убогости содержания, скорее его подчеркнут. Как сказал Козьма Прутков: «Купи прежде картину, а потом рамку».

Не поленитесь снабдить свой труд оглавлением, это облегчит его чтение.

Дайте вашему файлу подходящее имя, из которого понятно, кто автор и что находится в файле. Это особенно важно, если вы работаете не дома, а допустим в школе.

Поместите файл сразу в нужную папку, иначе его придётся искать.
Сделайте так, чтобы при сохранении создавалась резервная копия.
Не забудьте о том, что, если вы работаете не дома, то ваш файл могут открыть посторонние люди. Ставьте пароль на открытие файла.

Но посторонний человек может, случайно или преднамеренно, удалить ваш файл. Пароль на открытие файла не спасёт в этом случае. Сохраняйте его каждый раз и на свою личную дискету или «флэшку», может и не на одну

Теперь работу можно распечатать на принтере (желательно лазерном или струйном) и сдать учителю. Перед распечаткой ещё раз проверьте, всё ли хорошо. Если чуть перефразировать русскую народную пословицу, то можно сказать: «Семь раз проверь, один раз распечатай!» Но проверьте обязательно, и после распечатки! Титульный лист, оформленный в соответствии со школьными правилами, план с оглавлением, Вступление, Основная часть (а если у неё есть свои части, то тоже), Заключение, список используемой литературы, всё это желательно начинать на отдельных страницах! Это очень важно при окончательной распечатке, если вы делаете промежуточные распечатки, то подобные огрехи терпимы.
Позаботьтесь о том, чтобы ваша работа сохранилась в виде файла, а хороший реферат достоин и публикации в Интернете. Советую размещать файлы с расширением .html.

8. Защита реферата

Но и тогда, когда реферат уже напечатан, проведена ещё не вся работа. Если он был сделан для сдачи экзамена, его ещё предстоит защитить. Если же работа сделана к ученической научной конференции, необходимо сделать доклад.
Казалось бы, чего проще: прочесть реферат вслух перед комиссией или перед учениками, и дело с концом. Но это самое плохое, что можно посоветовать. Простое чтение реферата займёт слишком много времени, вы будете монотонны и усыпите аудиторию, ведь у устной и письменной речи разные законы. Вообще, очень тяжело слушать чтение с листа, для этого нужен артистический талант.
Во время устной речи мысль должна рождаться как бы заново. Что можно посоветовать, на что обратить внимание?

На основе реферата подготовить тезисы для устного выступления. Если перед написанием реферата вы составляли тезисы, то теперь они могут пригодиться. Кроме основных мыслей в тезисах хорошо написать все фактические данные. Разумеется, тезисы для выступления должны по структуре и фактическим данным совпадать с рефератом.

Рассказать вслух себе всё, что вы собираетесь сказать в своём выступлении. Добиться того, чтобы уложиться в допустимое время. Понятно, что с первого раза это у вас не получится, но добивайтесь своего.

Следите за своей речью. Избегайте слов-паразитов, жаргонизмов, не говоря уже о ненормативной лексике.

Говорите связно, начав предложение, не обрывайте его на середине. Обязательно заканчивайте начатую мысль, не перескакивайте с пятого на десятое!
Учитесь говорить складно и по существу. Это даётся не сразу. Как правило, люди, постоянно использующие слова-паразиты, жаргон и ненормативную лексику, очень косноязычны в публичных выступлениях.

При выступлении смотрите на слушателей, а в тезисы подсматривайте лишь изредка, чтоб не сбиться в сторону.
Но и не надейтесь только на свою память, не старайтесь выступить, ни разу не заглянув в тезисы. Вы рискуете забыть сказать что-то очень важное!
Старайтесь не отходить от темы, не отвлекаться на посторонние вещи, что часто случается с начинающими ораторами, при выступлении «без бумажки». Бывает, от волнения человек просто начинает нести околесицу.

Если во время выступления вам могут пригодиться таблицы и прочие наглядные материалы, то их надо подготовить. При наличии проектора можно показать слушателям фотографии, слайды, иллюстрации и прочее. Возможно, вам будут доступны и более современные технические средства. Если так, то не ленитесь их использовать.

В общем, не жалейте времени и сил на подготовку к докладу.

Но и хорошо выступить это ещё не всё. После вашей речи вам могут быть заданы вопросы. Например, если вы сделаете какие-либо упущения в реферате или докладе. Но и после хорошего доклада по хорошему реферату может быть много вопросов.
Плохо, если их совсем не будет. Так случается, когда выступление оказалось неинтересным или непонятным слушателям.
Предполагается, что при написании реферата вы достаточно хорошо овладели темой. Ваши неконкретные, неверные ответы будут свидетельствовать об обратном.
Но вопросы бывают всякие. Бывают вопросы, на которые наука ещё не дала однозначного окончательного ответа, на которые в принципе нельзя дать такого ответа. Бывают вопросы риторические, некорректно поставленные. Хорошо подготовленный докладчик должен быть готов и к таким вопросам.

Иркутск, 1996-2002.



Литература:
1. Г. Гецов. «Работа с книгой: рациональные приёмы» (Минск, «Полымя», 1989)
2. Д.Н. Мурин «Искусство учиться» (Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2000)
3. Михайлова С.Ю., Нефёдова Р.М. «Учимся писать конспекты, рефераты, изложения» (Москва, ЮНВЕС, 1998)