Значение слов Новозыбков, зыбка, фата

Сергей Курочкин 3
     Заинтересовало меня слово зыбка. Простое такое слово зыбка, а ассоциация возникла с качающейся люлькой. Ещё на память пришло словосочетание зыбучие пески. Зыбкое место. Откуда и отчего могло появиться это слово у предков? И начал я вспоминать буквально всё, что связано с этим словом и стал смотреть в сети и словарях всё подряд, где бы оно могло встречаться. Наткнулся словаре у Даля вот на что: "В челне как в зыбке зачапался" … И ступор.

     О чём это? Не за Чапая точно. Как и у Чехова не было в роду чехов. Посетовал я за забытый русский язык россиянами, да и почапал себе по всем ссылкам необъёмного рунета в поисках значения слова зыбка. Наверняка знаю, что не найду, но мне просто интересно путешествовать по сети и словарям в поисках забытых русских слов. Что такое зыбка? Можете проверить сами. Меня тут же отсылают, - это люлька. Что такое люлька? Это зыбка и так по кругу, и безо всякой этимологии слову. Мне с детства нравились овалы, а я квадраты рисовал... Или углы, не помню точно, зачем и кто это сказал. Ну вот. «Люлька — кроватка для младенца» и ещё штук надцать разных фамилий и имён, как то: «Люлька — название курительной трубки в юго-западных губерниях Российской Империи, в том числе в Курской и Тамбовской, а также на Украине и в Белоруссии; боковой прицеп для мотоцикла; часть оружия (орудия)…». Возвращают к зыбке:

     Зыбка — конструкция рыболовной сети.
     Зыбка — то же, что колыбель, люлька.

     Объяснение есть только колыбели: «Слово колыбель происходит от древне-русского глагола колыбать, что означало качать, укачивать. Глагол колыбать близок к глаголу колебать и возможно произошёл от древне-русского колыхать». Доказательства закончились, пошли примеры из жизни: «Большинство народов европейской части России и Сибири верило, что в подвешенной (приподнятой над полом) колыбели ребёнок находится под покровительством небесных сил. В. И. Даль отмечает, что в зависимости от местности колыбель в XIX веке называли зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска. Ещё в XIX веке в Российской империи колыбели представляли собой: рамы обшитые холстом и подвешенные за углы; кузовки (небольшой короб, лукошко гнутый или плетёный из лыка или бересты на очепе, с подножкой для качанья; кроватки на круглых полозьях..». Нахожу в другом месте: «Очеп — это гибкая жердь, прикреплённая к потолочной матице. Лёгкая зыбка (кузовок), сплетённая из сосновых дранок, подвешивалась на черёмуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, иногда на сажень от пола. Может быть, такое качание от самого дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни.

    Замечательно! Ответа нет, но есть пример с моряками. От глагола «кол-ы-бать», как я понял, и пошли те самые не укачиваемые на волнах - моряки. Члены общества мужского рода. А зыбка - рода женского. Она одинаково укачивает и мальчиков и девочек. Помню, в свои пять лет внучка рассказала мне одну очень поучительную историю... Я вкратце. Попросила игру какую-то на смартфон установить, я сказал, что закачаю, но не сейчас. А ей просто поговорить...

    - Дед, а, знаешь, какую баню будем строить?
    - Какую?
    - Чтобы она была овальная и без углов.
    - Почему овальную?
    - Я за них цепляюсь, помнишь, упала вчера?
    - Было дело (стараюсь не перебивать).
    - А когда вода кончится, мы её будем докачивать...

    И показывает пальцем, как она будет нажимать кнопку... Детский мир он очень чёткий и конкретный. Что-то в садике услыхала, что-то дома, а на тренировке она - качала пресс. Потом рассказала мне за качели, а я поймал себя на мысли, что мы одним словом обошлись уже несколько раз в разных его значениях, но при этом хорошо понимали друг друга. Оказалось, что слов с корнем «кач/кача» довольно много. «Чёрт и Кача» есть даже сказка. Качается лодка, а вот в челне, как зыбке - впервые слышу...

    В челне как в зыбке зачапался…
    Я сразу вижу, что он мал…
    Он в колыбели закачался…
    Однако как туда попал?

    Игра слов укачивает. Чёлн, вроде бы лодка… одного ствола дерева (вспоминаю, что помню и знаю). Не чапай меня! Не трогай, не цапай (лапай), а тут наоборот - зацапался (укачался). Однако уху ближе - закачался - зачапался. Допустим, в челне закачался на волне, на воде. На воде - рябь, зыбь (мелкая от ветра). Зыбка - есть такая рыболовная сеть, натянутая на четырёхугольную раму, привешиваемую к тонкому концу длинной жерди. Всё это хозяйство балансируется на подставке. Очень распространённый метод ловли, помню, плавал по Дунаю, так там такие места отдыха оборудованы через каждые 100 метров, особенно в Австрии. И в Словакии есть много, но я по Австрии просто плыл дольше. Домик на курьих ножках стоит прямо у воды, под ним парковка, лестница наверх (чтоб не топтали травку вокруг), и мощёный выход к воде. Тут же мангал, дрова, столик и скамейки. На длинном рычаге (типа журавля) квадратная сеть в воде на глубине двух метров. Зыбка накладывается приманкой (хлеб, мясо ракушки, мотыль), смотря, что ты ловишь и, при помощи камня-груза снасть погружается в воду. Пьёшь пиво себе, загораешь, а как банку опустошил - поднял улов да зажарил… Вся рыбалка.

      Вот замаячили огни.
      Родной причал. Родная зыбка.
      По штилю рябь, а там они, -
      в лицо блаженная улыбка...

      В детстве мы ловили на такую снасть, типа большого квадратного сачка. Он схож по описанию с "рамой подвешенной за углы" и называли мы этот способ рыбной ловли - ловить "на квадрат". Обычная марля или кусок рыбацкой сетки с мелкой ячеёй, а по размеру - квадратный метр, чтобы было по силам вытянуть. У австрияков он был в четыре раза больше на длиннющем журавле. Опускали мы квадрат с моста на верёвке. Был в Клинцах деревянный мост такой на месте бывшей плотины с мельней, а внизу у берега большой плот с лунками (метр на два где-то), чтобы стирать и полоскать. Сейчас на этом месте бетонный автомобильный мост через озеро Стодол. Большой был деревянный плот у моста, заходили на него с берега от фабрики, а внутри его были такие две лунки. Днём собиралось много женщин и они стирали бельё в Московке, хотя это была река Туросна, а от истока - Лутенок и Лютня. Если быть совсем точным, то дело было на озере Стодол, которое разделяло одну реку. Одну реку с пятью названиями, как я называю местную Московку (Лутенка - Лютня - Туросна Картавая - Московка). Все реки от истоков в крае изначально назывались парами: две Туросны, две Мерятинки, две Гнидуши, две Лутни, две Иордани, но потом Иордани стали называться - Ардион Большой и Ардион Малый (вместо Орденки и Эрденки), а главная речка стала именоваться - Московка после слияния притоков и после озера. Мерятинки высохли и их забыли (правда, осталась табличка на трассе Брянск-Гомель), в селе Ардонь тоже помнят только одну реку - высохли болота и речки стали походить на сухие овраги. Полесская железная дорога прошлась как раз поперёк русел. Городская плотина замедлила течение вод, а как следствие - эрозия берегов. Зато появилось большое и красивое озеро. Московкой река называется уже после Стодола. Собрав все воды притоков и стоки города, понесла их в сестру Туросну, а там уже в Ипуть.

     Увлёкся я что-то с описанием рек, но есть причина и на то. В Словении тоже реки парами, что примечательно. Из Божьего озера (Бохиньско) вытекает Сава, она впадает в Дунай и там Белгород (Београд) столица Сербии. Озеро Божье (Словения, столица Любляна) наполняет мощный родник Боже и притоки рек из долины Семь озёр у Трёхглава. Это названия красивых гор. У истока реки Сава в неё тоже впадает Мерятинка, но словенская. В Дунай впадают две Моравы, одна с севера (граница Австрии и Словении), вторая с юга и ниже по течению с Сербии. Сербы и сябры, кстати, звучит так же, как закачался и зачапался. Река Ипуть (путь Бога, потому что), начинается с ручья Божжий и впадает в Сож (Бог, потому что), вот и получается, что всё логично на земле было написано. Получалось. У предков вообще всё получалось по уму и объяснимо. Московка же имя приносное, да они все имена приносные если разобраться и, каждое имя соответствовало своему времени, но это - свежее, ему лет 150-200 от силы, судя по картам генерала Шуберта. Ассоциация от Московки что от Каменки. Был камень - стала каменка, был москав - стала московка. Менялся род с мужского на женский, а иногда имя приобретало уменьшительное значение: чёлн - челнок. Кстати, на гербе города Клинцы - челнок на фоне шестерни. Из истории города его основали старообрядцы, а они выстроили вдоль реки много фабрик и в 19 веке из слободы получился «Манчестер Черниговской губернии». Однако с 17 века земли сто раз меняли своё подчинение, из рук частных землевладельцев переходили в монастырские и церковные, а при Петре стали «казёнными». Деревня Дурни, в ста метрах от которой и был тот самый плот стала именоваться Туросна Казённая. Киево-Печерская лавра (Украина ныне) не смогла представить документы на собственность в Петербург (царю и царицам, а тяжба длилась несколько десятилетий), ссылаясь на пожар, а Могилёвская епархия (Беларусь ныне), которая обменяла их ранее лавре, вроде и не претендовала на земли у Туросны. Частных владельцев земель судили, это длинная история, но суть в том, что эта область земли отошла к Великороссии одной общей территорией. Как раз в этот исторический для земли и империи момент, и были созданы Петром не на долгое время те самые три Мало- Бело- и Великороссии. Вскоре были реформированы в 8 губерний на Россию и так далее. Это я к чему, а плавно подвожу к столице блюстителей древлего благочестия и, таким образом, Новозыбкову.

     Рядом с Клинцами, но ещё ближе к Беларуси - город Новозыбков. Было одноимённое местечко (Новое Место), но рядом выстроили новый город - Новый Зыбков получился, если так себе представить. Пётр в это время закладывал город Ноен на Неве (Новый город, ныне Санкт-Петербург), а здесь образовался Ноен-Зыбков. И было это место столицей староверов, потом их, силами войск регулярной армии расселили. Миллион староверов ушёл через Польшу на запад, второй в Сибирь и на Алтай. Остался музей староверов в Ветке (Беларусь), осталось множество церквей по краю, селения с именем Выселки у Брянска, да центр раскольников - на Рогожском кладбище уже в Москве. А в Ветке все те же названия, что и в Москве, вплоть до Красной площади. Вот я и сравнивал про себя: Москва река там и здесь Московка, город Москва (город Москау-Москав, то есть мойши) там и здесь. Почему? Да просто язык так подсказывает. Там отец - тут дети (Клинцы - дети в переводе с сербского, словенского и всех наречий, за исключением - отроки могли назвать вместо детей, нагели или в латинице написать deti, а смысл один). Отсюда и классика: «Отцы и Дети», а написал сосед с Орловщины И.С.Тургенев (край был Орловской губернии одно время), а проживал Иван Сергеевич в Спасском-Лутовиново, а Лутовиново и Лутёнок однокоренные слова. Чёлн-челнок, а лут-лутёнок имеют такую же связь, как и старгород-новгород, а завет Старый с Новым, как и год... Зато вдвое больше праздников. Получается так. Пётр не мог быть евреем никак, это я в параллели и в пику современной соловьёвщине. По маме он Нарышкин, а по папе - отец его не юрист однозначно. Причём, прабабушка - Прасковья Ивановна, урождённая Раевская (Раецкая). Все Великие преобразования проводил Пётр (ломая старые устои) по одной причине - он протестант (напишет Пушкин). Объединил земли, создал империю и подарил всему миру один календарь на память. Староверы его величали не иначе как антихрист. А он был протестант. Если историю земли и народа объяснять нормальным языком, то всё становится очень даже понятно. Естественно, и столицу империи он заложил - Новую, но не только России - миру. Петербург планировался столицей мира...

    Ловить лови, но ты смотри!
    Не приходи домой, утонешь...
    И что-то вслед ещё кричит.
    Светло. За память только тронешь...

    Так вот. Мужчины приносили на речку бельё в тазах, а сами ловили рыбу. На коромыслах и на бедре несли тряпьё женщины, в руках у них пряники - деревянные такие и увесистые, чтобы отбивать простыни. Стирали щёлоком (настой золы) и хозяйственным мылом. Почему-то рыба любила это место. Бывало, чуть ли не из-под юбки вытаскивали щуку на 5 кило. Но детвору с плота выгоняли, чтобы не мешалась. Тогда мы прыгали с моста в эту лунку. Волной смывало бельё, бабы в крик и с пряником ждали, когда малец тот вынырнет. Но дураков не было - выплывали под водой и под мост, отдохнуть на сваях. Вот такие у нас были развлечения, как вспомню, так вздрогну. С трёх метров прыгать головой вниз в эту деревянную прорубь…

      Вот плывёшь по Дунаю, видишь, как австрийцы и словене со словаками ловят рыбку за деньги, и вспоминаешь… В своей-то реке и платить? Попробовал бы кто у нас взять деньги... При взрослых матом не ругались, да и вообще матюков на улицах было не слышно, кроме "ху-ху-не-хо-хо". В России до сих пор рыбная ловля бесплатная. В Финляндии ловил - 10 евро с удочки в речке, в Испании - 8 евро в море, но пенсионерам там халява. Они одни там и ловят. Много женщин с удочками. Беззаботные люди, все обеспечены, а туда же... Там всегда тепло и рыбалка для них - образ жизни, эмоции, заряд здоровья. С этой рыбалкой забыл уже о чём пишу… Ложишься спать после рыбалки, а в глазах поплавок заколебался, это как после леса - грибы, грибы, грибы… В Испании научили ловить с помощью обыкновенного воздушного детского шарика вместо поплавка. Секрет в том, что ветер его сможет далеко отнести от берега, а там крупная рыба. Донку так не закинуть, а поплавок бессмыслен на расстоянии. Век живи...

      Закачался, значит, я в сети и камнем под воду? Вспоминаю изречение. Попал я в сети на челне? Тоже интересный вариант трактовки. Попал я в сеть, а там меня и замацали… А род его геройский и мужской, а замацали - бабы? Эти могут… пряником по башке, если вынырнешь. Это я так перевариваю вновь полученные сведения, что зыбка - сеть. А город Новозыбков (Зыбков Нью) от чего? Явно от зыбки (нью). Топь, болото, зыбкое место и так далее, и тому подобное, что пишут в таких случаях за этимологию города, таки, не соглашусь - у нас все русские города родом именно от этого - от топи и болот. Отчего только дети рождаются? Улыбка, зыбка, шибка - юбка - в этакой логической цепочке непременно придёшь к ребёнку и люльке. Её подвешивали на верёвке к матке (главной балке избы, хаты), сейчас бы назвали ригель (даже лага, где-то читал) или ещё как, но не матка точно. А ведь зыбка (колыбель, люлька для младенцев), она имеет даже схожие названия главных элементов, что и прялка (матка, стояк, очепок). И одну точку опоры - крюк на потолке, потому легко качалась. В челне как в зыбке зачапался. (Сравниваю варианты).

    Родной язык, скажи кому-то…
    Опять морщины на челе.
    Опять словарь чего напутал?
    А он не в люльке, а в челне.

    В челне, как в сети закачался. - Не, не то. В челне, как в люльке закачался. - Тоже не очень, но смысл уже вроде как рядом... В челне как в люльке зачапался? Нет, только в зыбке. Стал подозревать, что это топкое место - от слова топить. Потому как рядом стоят - Великая и Малая Топали (малая что новая по смыслу), а зыбка - невеста, скажем так, женское место. Процесс свадебного обряда описан многими прозаиками и художниками, мы даже картину «Неравный брак» (художника из Могилёва) недавно пристально рассмотрели. А теперь значение слов.

    Так значит, зыбка… Осенило.
    Допустим, да. Она причём?
    Когда б на море заштормило, -
    всё дело в ней, ещё и в нём!

    Фата - вео, tan;ica, вуаль, z;voj, чадра, туман, завеса, полог, неясный, Schleier… Schleier (фата), где er: варианты перевода - это местоимение - он, er, der. А шлейфом - петля - Schleife - тянется по земле… Стоит ли переводить «местоимение» русскому? Даже немцу очевидно, что местоимение - место, где имеют, на котором имеют - на голове. Соответственно, петлю на голову и шлейф по земле, - они символизируют ещё и связь с природой. Красиво. Муж - голова, а жена - шея, куда шея повернёт, туда и голова смотрит? Фатальный исход (конец). А вот и обряд.

    Повивание невесты - повивание молодой, крутить голову, обабить - обряд первого одевания женского головного убора (до или во время свадьбы), символизирующего переход невесты в половозрастную группу женщин. Девушки расплетали косу молодой, а старшая сваха заплетала её уже «по женскому обычаю» и надевала очипок… Ни один индус и немец не объяснят Вам слова чепок-чепец, а чепечница и подавно. Только русский язык способен на то. Русская поговорка: «Невеста, до венца, под фатой» - это мудрость, и она произносится так: «Невеста - до венца под фатой». Вот так - верно в обоих смыслах. Слово «фата» др.-рус. «фата» - «покрывало на голову», но и «повязка на бёдрах». Фата - шёлковый плат, которыми женщины покрывали голову и часть стана и носили до замужества. Рассматривалась, как продолжение косы невесты, а снимание покрывала (палкой, посохом, скалкой, вилкой или вилами, саблей, хлыстом и др.) - поверие, будто у «нечистой» невесты фата (под венцом на венчании) почернеет.

    Загадка: «Четыре сестрицы под одной фатицей?». Ответ — «стол» (четыре ножки стола — сестрицы, фатица — скатерть). Тоже хрень собачья. Просто о четвёртой сестре Россия, Беларусь и Украина уже забыли. В древнерусском языке XV—XVI веков (приводится в википедии пример), фата - кусок ткани или покрывало. В книге «Хожение за три моря» Афанасий Никитин, описывая индусов, пишет о том, что они фоту носили на различных частях тела: на голове, на плечах, на бедрах. Этот пример я привёл как очередной пример тугодумия местных хвилологов-академиков от науки, в неуёмном их стремлении запутать мозги молодым россиянам. Вот скажите, при чём тут индусы, если слово русское, а фа/фе/fe - вера - прямой перевод, то есть религия.

      Даль: сиб. качаться. Очеп чепается. Не чепай ногами! Чепаться на качелях. Отстань, не чепайся!  ЧЕПАТЬ: что чипать, пск., южн., зап. зацеплять, цепляться за что; задевать, трогать, чапать, черпать, чеплашка, брать, хватать, цапать, качать, зыбать. Примерно всё то, что внучка мне и рассказала. Только ни она, ни я не понимали что это значит. А теперь сравните чеплашка - чебурашка, а зыбко - Новозыбков (город на Брянщине на границе с Украиной и Беларусью). Ну, а Гену с камнем. Чепечник, болван, на коем делают и расправляют чепцы. Чепечница, мастерица, которая делает чепцы. Век бы не догадался. Очеп - жердь, чеп - затычка (в бочке), Почеп - город между Клинцами и Брянском, вотчина А.Д.Меншикова, знатока астролябии, соратника Петра, а в юности «торговца пирожками» по совместительству, как его окрестили сведущие историки. Иногда им можно верить...

    Колыбель - ko;sa; (кОсач) - на лошадь, до коња, zu Pferd, na konja, да каня, до коня, да кон - прямые переводы слова… Правильно я за моряков из зыбки угадал. Термин составной: sa; - сеять, ko; - кол (на некоторых языках, а на некоторых звук - ко). Учитывая крестик в середине ko;sa;, то и будет ко + сеять. А дальше начинаются прения, мы на лошади пойдём сеять или на коне? Если кол - конь, то уже всё понятно. Без юмора вообще сложно жить. Ради этого и путешествуешь. Картина Сеятель, натурщик - Киса Воробьянинов. А кому и кобыла невеста! Оказывается, всё это уже давным-давно было известно...

    Из качки выйдут моряки!
    Их девять месяцев качало.
    Потом качали и они.
    И повторялось всё... сначала

    На фото Вонифатьевский храм. "По официальной версии Вонифатьевский храм возвели в память события 17 октября 1888 года. В тот день произошла трагедия – под Харьковом сошел с рельсов и потерпел крушение поезд с императорской семьей. Несмотря на то, что Августейшие особы остались живы, катастрофа унесли жизни 21 человека. Согласно Черниговским епархиальным известиям за 1896 год № 22, Вонифатьевский храм был каменный, небольшой по величине. Купола покрыты позолотой..." - Александр Дудников (г. Москва). Полный текст "Вонифатьевский храм Новозыбкова и его создатели" см. на сайте "Русская народная линия"

    29.11.2020, СПб