Популярные клише зарубежного кино, часть 1

Алексей Никитин Уотерс
В детстве, в конце 80-х, многие из нас любили ходит в видеосалоны. Помните, как сидя в темном душном зале возле большого телека с видеомагнитофоном мы, мальчишки, затаив дыхание следили за любимыми героями американских и азиатских фильмов. Фильмы смотрели разные – ужасы, фантастику, комедии. Но больше всего мы ценили боевики, особенно те боевики, которые «про боевые искусства». А помните эти бесконечные споры о том, кто сильнее – Шварценеггер или Сталлоне, Ван Дамм или Чак Норрис, Брюс Ли или Джеки Чан? Помню, как мой одноклассник, Вовка Власов, с презрительным видом отзывался о Джеки Чане:
- Да кому этот потный китаец нужен? Да он только прыгать как обезьяна и умеет. Вот наш физрук, дядя Вася, ему так по морде кулаком взвесит, что из этого китайца и дух вон.
Все эти споры были абсолютно бессмысленными. И, хотя порой споры перерастали в самые настоящие потасовки, все равно ответ на вопрос одного из героев замечательной книжки «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля «А если кит на слона залезет, кто кого сборет?» так и останется без ответа.
Конечно, практически все американские фильмы целиком и полностью состояли из различных клише – различных глупостей, банальностей и всякого рода нестыковок. Но мы не обращали на них никакого внимания. Ведь это было не главным, правда?
Теперь, спустя многие годы, мне хотелось бы рассмотреть отдельные клише американского и азиатского кино. Понимаю, что этот вопрос поднимался в различных изданиях не раз и не два. Поэтому я сознательно опускаю те факты, которые так или иначе встречал ранее в различных интернет-изданиях, а рассмотрю лишь те клише, которые подметил сам и которые ранее не встречал нигде. Надеюсь, это вас хоть немного развлечет.

Ну, для начала пройдемся по американскому кино:
1. Любой, самый крутой американский супергерой, без единой царапины победивший в одиночку целую армию врагов, обязательно получит ранение во время схватки с главным злодеем фильма.
2. Если главный герой - белый полицейский, то его напарник обязательно либо афроамериканец, либо азиат, либо латиноамериканец.
3. Если главный злодей – афроамериканец, азиат либо латиноамериканец, то среди положительных героев обязательно будет другой, «хороший» афроамериканец, азиат либо латиноамериканец.
4. Если в фильме два главных положительных героя и при этом они ненавидят друг друга лютой ненавистью, то в конце они либо поубивают друг друга, либо станут друзьями на всю оставшуюся жизнь.
5. Если главный герой владеет каким-то боевым искусством, то и главный злодей тоже обязательно будет экспертом по данному виду боевого искусства.
6. В финальной схватке с главным злодеем главного героя сначала избивают до полусмерти, при этом герой оказывается неспособен оказать хоть малейшее сопротивление, но потом главный герой находит в себе силы и парой ударов отправляет злодея в нокдаун.
7. Если главный положительный герой – матерый уголовник, то практически всегда главный злодей фильма – полицейский.
8. Если главный герой совершенно не умеет драться, то и главный злодей тоже обязательно будет полным профаном в данной области.
9. «Закон равновесия ниндзя» в американском кино – если главный герой фильма – ниндзя, то либо главный злодей, либо его главный помощник – тоже ниндзя. И, наоборот – если главный злодей фильма или его помощник – ниндзя, то среди главных героев обязательно найдется ниндзя.
10. Если по сюжету фильма парень, занимающийся боевыми искусствами, заводит роман с девушкой, которая также занимаются боевыми искусствами, то в конце они обязательно на пару будут драться против главного злодея.
11. Все главные герои американских боевиков являются неуязвимыми. Во всяком случае, до финальной сцены фильма.
12. Если главный злодей фильма обладает каким-либо сверхспособностями, то и победить его сможет только герой со сверхспособностями. «Вся королевская конница и вся королевская рать» ? Забудьте…
13. Если главный герой фильма – алкоголик, то все вокруг него – убежденные трезвенники.
14. Оружие у героев американских боевиков не требует перезарядки. Тем не менее, патроны имеют обыкновение заканчиваться в самый неподходящий момент.
15. Если главный герой владеет боевыми искусствами, то главного злодея от забьет исключительно врукопашную, при этом финальным ударом, отправляющим злодея в нокдаун, обязательно оказывается удар ногой в прыжке или удар ногой с разворота.
16. Главный герой заходит в первую попавшуюся придорожную пивную или кафе исключительно для того, чтобы съесть бургер, взять бутылку пива, к которой, как правило, даже не притрагивается, а главным образом только для того, чтобы подраться с местными алкашами.
17. Главного злодея в любом фильме побеждает исключительно главный герой.
18. Если в фильме присутствует мудрый наставник главного положительного персонажа, то он либо погибает от руки злодеев, либо оказывает ранен и неспособен противостоять угрозе, либо сам в конце концов оказывается главным злодеем.
19. Если в боевике, помимо черных ниндзя, присутствуют также синие, зеленые и красные ниндзя, то квалификация черных будет всегда выше.
20. Все каратисты априори слабее настоящих ниндзя.
21. Любой мастер, владеющий стилем ниндзюцу, становится намного сильнее если оденет костюм ниндзя. Без костюма ниндзя он полный профан.
22. Чтобы заставить зрителя еще больше сопереживать главному герою, режиссер обязательно введет в качестве одного из ключевых персонажей фильма ребенка на инвалидной коляске или, на худой конец, бездомную собаку или кошку.
23. Если главный герой фильма – мальчишка, занимающийся боевыми искусствами, то он легко, наравне со взрослыми опытными мастерами, будет расправляться с толпами взрослых мужиков.
24. Если среди главных персонажей фильма присутствует пожилой азиат, то знайте – это заслуженный мастер боевых искусств.
25. Если в фильме присутствует драматичный эпизод, в котором главный герой рассказывает своей девушке, маме, другу либо просто знакомому о каком-либо трагическом эпизоде из жизни (смерти близкого человека, в частности), то единственной фразой, которую произносит собеседник в ответ, оказывается фраза "О, мне очень жаль". И, как правило, ничего более.
26. Во всех американских боевиках главного свидетеля какого-либо преступления всегда охраняют двое полицейских. Полицейские предпочитают не выходить из служебной машины, где их, собственно говоря, и убивает главный злодей.
27. Если главный герой фильма вершит правосудие, нарушая при этом закон, то в конце фильма его не арестовывают, а все нарушения закона ему прощаются.
28. Если главный герой фильма – мужчина, то по ходу повествования у него обязательно случается роман с девушкой.
29. Если среди окружения главного злодея оказывается хрупкая и беззащитная девушка, то в конце концов она обязательно перейдет на сторону правосудия и поможет вывести своего босса на чистую воду.
30. Если в фильме присутствует компьютерный гений, то он всегда работает за компьютером без использования "мыши". Только клавиатура и ничего более.
31. Любой компьютерщик-недоучка легко способен по одному только ip – адресу пользователя определить не только ФИО пользователя и адрес его проживания, но и также его характер, профессию, вредные привычки, а также размер задолженности по ипотеке.
32. Самые мощные системы безопасности баз данных ФБР и ЦРУ оказываются абсолютно беззащитными перед компьютерными гениями-самоучками школьного возраста.
33. Если все события американского фильма крутятся вокруг некоего секретного правительственного заговора, то почему-то к середине фильма вдруг оказывается, что об этом заговоре уже знают все на свете.
34. Если главный герой фильма, полицейский, подает в отставку, то все равно продолжает упорно охотиться на преступника, которого не успел поймать во время службы в полиции.
35. Поступки многих злодеев в американских фильмах абсолютно ничем не мотивированы. «Я дерусь, потому что я дерусь», - как говорил Портос.
36. Если финальный эпизод боевика происходит на каком-нибудь крупном заводе либо фабрике, то в конце концов на данном предприятии обязательно прогремит серия взрывов. При этом причина взрывов, как правило, останется невыясненной.
37. Если в фильме описывается какой-нибудь военный конфликт, то будьте готовы, что все американские военные всегда будут одеты в новую «с иголочки» униформу.
38. Если после финальной схватки главный злодей оказывается жив и находит силы достать пистолет и навести его на главного героя, будьте уверены – в самый последний момент злодея сразит из пистолета какой-нибудь случайно выживший второстепенный герой.
39. Если в фильме появляется какой-нибудь второстепенный положительный персонаж, помогающий главному герою, то в конце он либо погибнет, либо получит серьезные ранения.
40. После гибели главного злодея вокруг все обязательно начинает взрываться, загораться, при этом все подручные главного злодея либо сдаются полиции, либо просто исчезают, будто бы их и не было.
41. Если вы смотрите комедию, то будьте уверены - в последней сцене фильма, перед титрами, все обязательно будут смеяться над какой-нибудь глупой шуткой.
42. Если вы смотрите американский вестерн, то в конце главный герой или герои обязательно уедут в сторону заката.
43. Если одним из главных героев фильма оказывается местный дурачок, постоянно хохмящий и дико переигрывающий в кадре, то как правило он оказывается единственным комедийным персонажем в фильме, остальные - исключительно серьезные и мрачные типы.
44. Если главный герой фильма – ребенок-сирота, то в конце его обязательно усыновляют.
45. Если главный герой фильма – нелюдимый подросток, над которым все издеваются и который постоянно получает по зубам от сверстников, то, будьте уверены – в конце фильма он либо сам надает им всем по зубам, либо как-то по-другому проявит себя перед ними (спасет жизнь кому-нибудь), после чего все взаимные конфликты оказываются урегулированными.
46. Если один из персонажей фильма - русский, то это обязательно либо член русской мафии, либо офицер ГосБезопасности. Как правило, отрицательный персонаж. И, как правило, употребляющий спиртное.
47. Если один из персонажей фильма - латиноамериканец, проживающий в каких-нибудь трущобах, то скорее всего он зарабатывает на жизнь торговлей наркотиками.
48. Русские в американских фильмах говорят либо на свободном английском без акцента, либо на русском, но с сильным английским акцентом.
49. Если главный герой фильма – бомж, живущий на улице и питающийся отбросами, то в конце концов он коренным образом поменяет свой образ жизни, станет состоятельным человеком, обретет семью и найдет хорошую высокооплачиваемую работу.
50. Если главный герой фильма в конце погибает, то будьте готовы, что после того, как над ним прольет слезы любимая девушка, он сразу придет в себя.
51. Финальные сцены всех фильмов ужасов происходят в ночное время суток. Либо, днем, но в каком-нибудь темном помещении.

Ну, и по азиатскому:

1. Главный злодей в азиатском кино всегда появляется в кадре перед финальной схваткой, предварительно дождавшись, пока герои победят всех его соратников, сопровождая свое появление диким хохотом.
2. Если одним из спутников главного героя оказывается местный сумасшедший, постоянно попадающий в какие-нибудь дурацкие ситуации и постоянно отпускающий в адрес главного героя какие-нибудь плоские шутки, то в конце концов обязательно выяснится, что этот сумасшедший не так-то прост - либо он оказывается мастером секретного стиля боевых искусств, и, соответственно, потенциальным учителем главного героя, либо одним из главных злодеев.
3. В течение всего фильма главного злодея очень часто показывают в кадре со спины, либо с ракурса, при котором не видно его лица. Зачастую лицо злодея в первый раз показывают зрителю лишь перед финальной схваткой. Кстати, этот факт обусловлен тем, что многие, особенно востребованные актеры азиатского кинематографа одновременно снимались в нескольких картинах и, чтобы восполнить присутствие актера в каких-нибудь малозначительных эпизодах, режиссеры вынуждены были приглашать дублеров.
4. Если главный злодей в азиатском кино владеет каким-либо непобедимым секретным боевым искусством, то победить его можно только обучившись еще какому-нибудь секретному боевому стилю, как правило, отличающегося от стиля, которым владеет главный злодей.
5. Если главный герой отправляется искать мастера какого-нибудь секретного стиля, то первый же встречный оборванец в каком-нибудь местном трактире обязательно окажется тем самым мастером этого стиля.
6. Если главный злодей во время финальной схватки хватается за оружие, то главный герой также берет в руки оружие. Если у главного злодея оружие выбивают из рук во время схватки, то, как правило, герой либо сам бросает оружие, либо оружие у него тоже выбивают из рук впоследствии.
7. В азиатском кино любому парню, не владеющему боевыми искусствами, достаточно пятнадцатиминутной тренировки под руководством седовласого наставника, чтобы в совершенстве овладеть боевыми искусствами, при этом квалификация главного героя обязательно будет выше квалификации наставника.
8. В азиатском кино любой мастер боевых искусств становится еще сильнее если выпьет бутылку-другую вина.
9. Если главный герой боевика – девушка, то главный антагонист – обязательно мужчина.
10. В азиатском кино у каждого антагониста-мастера боевых искусств во время финальной схватки обязательно оказывается какой-нибудь "туз в рукаве" (секретный непобедимый стиль, которым мастер владеет в совершенстве; отравленный кинжал, который мастер всегда бросает без промаха). При этом он использует это преимущество только когда его изобьют до полусмерти.