Книга
Рождение звукоряда. Из чего делают музыку.
Иванов П.Б. и др.
Книга не требует предварительных спецыальных знаний, вводит в понимание и истории и современного положения о музыке и нотах. В которых тоже нужно бы немного ориентироваться.
Для скачивания в pdf есть по ссылке http://proza.ru/rec.html?2020/06/19/20
Это ссылка на рецензию от
автора Дмитрий МАШТАКОВ.
Автора Прозы и умельца, создателя перспективного графического редактора для рисования.
Интересные стихотворные строчки эпиграфа книги возможно привлекут неожыданным :
Вне нас и в нас едино бытие -
Душа всему, что движется навстречу,
Свет в звуке, и подобье звука в свете,
И в каждой мысли ритм, и всюду радость...
(Сэмюэль Кольридж.)
А на странице 23 о Пифагоре (том самом) краткая информация о том, как он сделал инструмент Канон - со струной переменной длины. И показывал наглядно в звучащей струне наличие и иных звуков.
Вот откуда оказывается пошло к известности и ныне это слово - КАНОН !
Нужные сейчас слова о музыке есть в песне Юрия Левитанского:
Музыка, свет неближний,
Дождь, на воде круги.
Музыка, третий лишний,
Что же ты, ну, беги...
Выдохлась, притомилась,
Хочешь, не хочешь - пой.
Музыка, сделай милость !
Очередь за тобой !
Юрий Левитанский более нам известен по его менее философским стихам, например :
Что происходит на свете ?
- Да просто весна.
- Просто весна, полагаете вы ?
- Да, полагаю.
- Как бы не так ! Нас с утра и до ночи пугают.
Чем то ужасным, лишая покоя и сна...
И тем, кто будет вникать по книге в устройство звуковового ряда:
На стр 16
упомянут Гельмгольц и как физик. И там на странице есть и неверное. Неверное в том, что выделются отдельные ноты к рассмотрению, хотя в самой книге выше сказано, что рождаются многие звуки. Противоречие явное.
Его поясним:
В полемике к моему тексту "какова скорость волны..." я утверждаю (итожу) уже имеющиеся факты :
И утверждаю в этом, что от удара ли, или иной причины к звуку, рождаются ВСЕ звуковые ноты. Ясны будут лишь некоторые но рождаются ВСЕ. и первая рождаемая - самая-самая высокочастотная их наивысокочастотных.
Почему:
Звук - повтор. Эхо начала. Повторяющееся. Расстояние между "стенками" отражения и определяет частоту - характерную высоту звука.
Но. Первое препятствие волне - её устремлению - есть самая первая наималейшая частица. От неё тоже есть отражение назад.
Поэтому примеры от Гельмгольца есть примеры нужные, но вторичные. Обобщающие.
И : плохо показывающие что есть "вычитание". А вычитания у волн - НЕТ. А СЛОЖЕНИЕ - есть. В математике вычитание есть. А в реальных натуральных процессах - оно только методом сложения. И больше никак. Вычитание - само по себе вторично, следствие, вариант сложения.
И уверен, что такому уточняющему замечанию сам Гельмгольц был бы сейчас рад - ведь кому хочется - чтобы ему приписывали неправильное ? Разве что только политическим обманщикам.
.