Счастливый человек 16

Нина Джос
   Хочу заметить, что при социализме потеря жилья не была такой уж большой трагедией. Стоило человеку устроиться на работу, как его государство обеспечивало жильём. Одиноким давали место в общежитии, а семейным комнату или ведомственную квартиру. Ставили в очередь на государственную квартиру. В провинции квартиру можно было получить просто. и быстро. Бомжей практически не было, разве что в столицах и больших городах. В селах, посёлках и малых городках с жильём было легко, особенно для молодых специалистов и руководителей предприятий. Квартиры давали совершенно бесплатно.
 
   После пожара, семья моего деда снова переехала, на этот раз в Ульяновскую область. Дед Николай был назначен председателем колхоза в селе Чуфарово. Колхоз был отстающим и надо было поднимать хозяйство. Дом им дали сразу. Перевозить было практически нечего - всё имущество сгорело. Это случилось в 1955 году. Николай с энтузиазмом взялся за новую работу и за пару лет превратил колхоз в передовое процветающее хозяйство. 
 
   Вспоминал он своё председательство с большим удовольствием - работа нравилась и он быстро завоевал авторитет в селе. Были и специфические моменты. Председателя приглашали на все сельские торжества - свадьбы, крестины, юбилеи. Отказаться нельзя - люди обидятся. Ходить на все праздники - всюду наливали водку или самогон, так можно и спиться! Отказаться от алкоголя - скажут, что председатель не уважает. Но Николай проявил находчивость. Приобрёл маленькую стопку на 30 граммов и носил её в кармане. Говорил, что пьёт только из своей посуды и это его норма. Люди отнеслись с пониманием.
 
    Приглашали председателя вместе с женой. Хочу заметить, что бабушка Нина вообще никогда не пила спиртное, никакое и даже в малых дозах. Никогда! Она категорически отказывалась от возлияний.

    - Ишь, строит из себя, - сказали местные женщины. И однажды, на свадьбе ей добавили в квас самогонку. Ничего не подозревающая председательша, выпила кружку того кваса и тут же потеряла сознание! Когда её привели в чувство - попросили прощения.

    - Ты прости нас, Михайловна, мы не верили, что тебе нельзя пить, - больше к ней со спиртным не приставали.
 
    Под руководством нового председателя построили в селе птицефабрику и развели кур. Дело оказалось прибыльным. Продавали яйца и мясо, колхоз стал богатеть. Но тут случилась беда - куры заболели пухоедом. Кто разводил птицу, те знают что это такое. Мелкие паразиты типа блошек, поедают перья и куры приобретают очень странный вид - голые шеи и зады, кожа краснеет. Птицы выглядят весьма неприглядно.
 
    А тут, как на грех, приехало высокое начальство из области проверять колхоз. Николаю очень не хотелось показывать птиц в таком неприглядном виде. Возил их по полям, показал новый клуб и школу. Потом для высоких гостей накрыли богатый стол со спиртным и закусками, да домашними пирогами. Выпив и закусив, проверяющие пришли в хорошее расположение духа, и тут один из них предложил:
 
    - Говорят, что у вы построили птицефабрику. А покажите её нам! - делать нечего, пришлось вести и показывать. Увидев полуголых куриц и петухов, ревизоры очень удивились. Стали хихикать в кулак - куры выглядели весьма комично.

    - А что это у вас с курами? - ехидно спросил один из них.

    - Постриглись, побрились - ждут начальство! - невозмутимо доложил председатель. Тут уж ревизоры не выдержали и разразились громким смехом! Эту шутку после рассказывали, как местный анекдот, восхищаясь находчивостью председателя.

    Дела в колхозе шли хорошо, но "не долго музыка играла..."  Через три года областное начальство решило соединить два колхоза в один. Называлось это - "укрупнение". К процветавшему хозяйству присоединили соседний отстающий колхоз. Николая перевели в районный центр Вешкайму. Там он занял должность управляющего трестом. Семья снова переехала...
 
    В Вешкайме Нина и Николай подружились с молодой парой Ниной и Анатолием Абалиными. Именно эта семья помогла нам, через много лет, переехать в Молдавию.
 
        На фото - пухоед у кур.
 
      Продолжение http://proza.ru/2020/12/18/1413