Похудательные хроники - 3

Наталия Лебедева Андросова
(Предыдущая часть - http://proza.ru/2020/12/08/101)

                III.

      Жизнь постепенно налаживалась. Хоть в рассрочку, но за первое пятилетие 21-го века в квартире появилась новая кухонная мебель, электроника – стиральная машина-автомат, телевизоры, видеоплеер, современный магнитофон, новый пылесос. Проще стало с одеждой, дети были одеты модно и качественно, в том числе двое внуков.      
      Однако моё малое предпринимательство требовало не только массы денежных средств, но и постоянной работы с товаром, с покупателями. Ежедневно какие-то проблемы, проблемы…
      Приходилось болезненно и накладно учиться на собственных ошибках. Некогда было нормально питаться, выручали перекусы пирожками, жирным рыночным фастфудом.

      Если после похудения 1998-го года мой вес по утрам был в пределах 93-95 кг, то к концу 2000-го он увеличился до 99, а стоило перескочить границу в 100 кг, как я перестала взвешиваться. На себя не хватало времени, и при взгляде на весы где-то в глубине меня появлялся страх, боялась увидеть то, что они покажут, ведь постепенно почти всё достигнутое растеряла. Появились отёки на ногах, как в период беременностей – нажав пальцем на косточку ноги, получала глубокую ямку, которая потом медленно восстанавливалась до ровной поверхности.

      На подругу Лену произвела большое впечатление моя недавняя относительная стройность и теперь, когда мой вес снова перешагнул за сотню (весной 2001-го – 106 кг), иногда вместе выгуливая по вечерам её собаку, мы строили планы по нашему совместному похудению. Она услышала о докторе-психологе Сайкове и предложила съездить на презентацию его метода.
В начале апреля мы поехали в Москву.

      Не улыбалось, чтобы кто-то влезал в мою психику с кодированием каких-то поведенческих факторов, но представленные результаты впечатлили. Я помню, как одна из пациенток Сайкова рассказывала со сцены о своём образе жизни, который не казался сложным и неудобным, а выглядела она по сравнению с собой до использования метода очень привлекательно.  До сих пор в памяти её рассказ про селёдку, которую женщина, будучи толстой, ела по целой селёдине за раз, заряжаясь от этого эндорфинами счастья. После уменьшения веса до нормы, она снова получила возможность есть свою любимую селёдку, как и другие противопоказанные продукты, но теперь без внутренних страданий может употреблять всего по одному кусочку селёдочки с ломтиком чёрного хлеба, зато наслаждаясь каждой крошкой и без фанатизма.

      Удивило, что среди зрителей были не только толстухи, но вполне, на мой взгляд, нормальные по объёму тела женщины и даже ненормально худые.  Одну такую в перерыв я поспрашивала, зачем ей худеть с помощью радикальной методики, она же не полная, а даже худенькая, на что та начала сокрушаться о лишних 5 килограммах. Ей действительно нужно было к психологу, только по другому поводу…

      Несмотря на некоторые сомнения,  мы всё же решили закодироваться «на похудение», хотя меня не оставляло ощущение, что это развод. Пришлось выложить кругленькую по тому времени сумму денег, достаточную для питания всей семьи на месяц. Процедура заняла минимум времени – врач что-то непонятное капнул на язык, что-то невнятное пробормотал и несильно хлопнул ладонью по голове. Я не чувствовала ни отвращения к пище, ни рвения соблюдать диету,  к чему впрочем и так была готова. Казалось, что сама уже заранее настроилась и могла бы выполнять всё необходимое, получив лишь моральный «толчок», ведь вес не сам по себе должен был уходить, предстояло соблюдать режим питания. Единственный стимул от кодировки был – «за всё уплочено», то есть придётся придерживаться установок и худеть, иначе деньги были потрачены зря.

      Неплохая, в сущности, диета, и она могла помочь уменьшить ненавистный вес: нечётная неделя – мини-моно-диеты, чередование белкового питания с углеводным, ограничение воды, жира, соли, некоторых сладких фруктов. Чем-то перекликалась со знакомым питанием по Монтиньяку. Питание чётных недель обыкновенное. Так предстояло питаться до тех пор, пока вес не придёт в норму.

      В первую неделю рухнули 7 кг! Догадывалась, что это «убежала» та внутренняя жидкость, которая способствовала отёку ног, внешние признаки которого исчезли.
      Потом за неделю моно-диеты (в течение целого дня – один продукт на 5-6 порций) уходило в среднем 2 кг веса, часть из которых за следующую неделю обычного питания возвращалась, но один килограмм за две недели стабильно шёл в плюс, вернее, в минус от имеющегося веса. Питание «бездиетной» недели было смешанным, но имело те же противопоказания в отношении некоторых продуктов  с добавкой ограничения на последний приём пищи – не позднее 6 часов вечера.

      За несколько месяцев до «эпопеи» с методом Сайкова я наткнулась на книгу Роберта Аткинса «Похудеть за 14 дней», прочитала её, чувствуя волнение – а не та ли это чудодейственная методика, которая позволит распрощаться с излишками навсегда… но бросаться «во все тяжкие» не решалась – не хватало воли заниматься проблемами тела, ведь нужно будет вновь подтягивать дисциплину питания, вести дневник, боялась ослабить внимание к своему «бизнесу». Я никогда не была падкая на диеты с конкретным сроком, понимала, что достижения надо ещё суметь сохранить. Но тут ожидалось что-то волшебное – ешь запрещённые всеми диетами жареную курицу и яичницу с колбасой и при этом худей! На самом деле срок не ограничивался двумя неделями, практически всю жизнь следовало придерживаться определённых правил, но это не казалось обидным, ведь есть можно было вкусно и разнообразно, а не одни овощные супчики.

      Я ещё не попадалась в ловушки маркетинга, у нас подобная реклама только-только делала первые шаги. Книга была написана столь жизнеутверждающе, что я поверила всему и решила проверить на себе, раз уж «лёд тронулся», т.е. уже втянулась в очередной процесс похудения. Тогда-то и уверилась, что «кодирование» было элементарным разводом, т.к. никакого внутреннего сопротивления из-за нарушения аксиом диеты Сайкова ни на минутку не почувствовала.

      Поддерживать диету Аткинса следовало витаминами и биодобавками, которыми я сумела запастись в полном объёме.
Но удивительно, что такое притягательное питание оказалось очень тяжёлым по факту. Спустя недели полторы еда без овощей казалась невкусной, так и хотелось курочку зажевать свежим огурчиком, но сырых овощей в день разрешалось всего два не утрамбованных стакана и 2/3 стакана овощей варёных, такого количества углеводной пищи для комфортных ощущений определённо не хватало. Я не стала рисковать собой, питаясь жирным и жареным, те же курицу и яйца можно было приготовить по-другому, кулинарный опыт подсказывал, как это делать. А вот вес на самом деле начал уходить бешеными темпами, в первую же неделю минус 5 кг!  Хотя казалось, что лишняя вода из организма уже выжата досуха.
      
      14 дней оказалось для меня мало, я продолжала питаться по-Аткинсу, но гастритные проявления и головная боль, к которой я не привыкла, омрачали успехи. Да ведь ещё надо будет постоянно сохранять полученные достижения! То есть всю последующую жизнь обходиться без фруктов и ягод, уминая мясные деликатесы и принимая химические витамины? Что-то тут неправильно. Я «просидела» на диете Аткинса, пока не закончились пузырьки и пакетики с витаминами и БАДами, и попробовала вернуться к диете Сайкова, но теперь она мне казалась скучной, да, в общем-то, уже ненужной, к концу июля мой вес был 93 кг, я хорошо похудела, и надо было ответственно закрепить достигнутое. Благодаря методу Аткинса я не чувствовала себя обделённой продуктами и не набрасывалась с голодухи на всё подряд, хотя очень хотелось хлеба, но сдерживала себя и вообще не ела мучных изделий. Но был пропущен период весенних ягод и фруктов – абрикосов, клубники и других, хоть не особо я по ним обычно страдала, всё же получала вкусовое удовольствие от сезонных природных витаминов, и сейчас проснулась тоска по неиспользованной возможности полакомиться низкокалорийными продуктами.

      Внутренне не воспринимая больше никакую диету, но ограничивая последнее время приёма пищи, я, тем не менее, некоторое время «зигзагообразно» держала вес на одном уровне – то прибавляла килограммчик, то пару кг теряла, в конце лета вес даже опускался ниже 90 кг. Общая потеря составила 15,5 кг в пиковых значениях веса за неполные 5 месяцев. Слишком короткий срок, чтобы вес ушёл навсегда.

      После форсированного похудения, несмотря на повышенное употребление белков, осунулось лицо, провисли бёдра, живот, плечевая часть рук. Это было некрасиво, но маскировалось одеждой. По вечерам, параллельно с приготовлением еды на завтра и оценкой товара, я делала на кухне стретчинг-гимнастику, с которой познакомилась в одной из купленных книжек.

      2002 год. Занятия со своим телом стали тяготить, работа занимала и мысли, и «свободное» время, а ведь и хлопоты по дому никто не отменял, хотя на огород я постепенно ходить перестала, меня заменяли муж и выросшие дети. Ещё месяца три я продолжала взвешиваться почти ежедневно, весы были строгим надзирателем, не позволяющим делать провокационные шаги и позволять стрелочке двигаться по шкале обратно к увеличению, хотя без дневника и серьёзных ограничений вес прыгал туда-сюда до 2-х кг в обе стороны. Но стоило прекратить его контролировать, как лихой порыв, в конце концов, был забыт, я вся ушла в работу.

      К середине 2003 года вес был уже снова 96 кг, а 10 июля 2004-го, рискнув встать на весы, увидела, что они показывают 112 кг! За год 16 кг?! Да не может быть! Я не жрала, ела понемногу, правда наряду с привычными продуктами – самые разные далеко не диетические вкусности, и уже забывала ограничивать себя по вечерам, и опять ноги обложены отёком…
      По «старой памяти» половина прибавки веса – скорее всего, вода, но она мне тоже не нужна, стало тяжеловато ходить, появилась одышка. Никак не наберусь мужества заново начать следить за питанием и ежедневно контролировать вес, к тому же мне было себя жалко, что я не смогу есть сладости, у меня снова сформировалась сахарная зависимость. Но ведь с этим можно бороться... А если начать завтра?

      Итак, попытка № «?»… в июле 2004-го – сброс 6 кг за неделю, потом ещё два кг, и азарт пропал.
В апреле 2005-го за первую неделю было сброшено уже 8 кг, со 120 до 112… На вторую неделю лишь по вечерам вспоминала, что мне надо похудеть и старалась не есть после 19 часов, но постепенно настрой спал, причём тоже быстро.

      Все самые удачные похудения не удержались дольше, чем на два года. Я чувствовала, что могу ещё рвануть в похудательный марафон, но никак не получалось преодолеть первые две недели, чтобы в теле появились предвестники ожидаемой лёгкости, чтобы потом с воодушевлением добиваться нового победного результата.

      Пробовала дробное питание крошечными порциями, через неделю энтузиазм угас… недельку по Сайкову – перерыв… недельку по Монтиньяку – надоело… даже возвращалась к «Аткинсу». Параллельно с ограничениями пила ядовитый морозник, прочитав, что он сильно действует на секрецию желудочного сока и способствует похудению, но снова выдержала лишь недельку.
За одну неделю вес резко уменьшался, но так же быстро набирался вновь.

      Прочитала где-то, что сухое голодание отлично чистит организм и помогает справиться с большинством хронических заболеваний, в том числе с ожирением, и несколько раз в летнюю жару по двое суток голодала без жидкостей, но не могла лишить себя вечерней ванны. Курьёзно, что вес до ванны и после отличался на 1 кг в плюс, то есть, тело через поры само «пило» воду, которой я его лишила.

      Бросалась то в один метод, то в другой. Про негативные последствия маятникового похудения прочитала значительно позднее, когда обзавелась интернетом, а пока какая-то пружинка внутри меня не желала сжиматься, чтобы потом распрямиться и выстрелить, тем самым завести на подвиг полноценного длительного похудения.

      Потихоньку, отчаявшись сбросить ненавистный вес, я как будто нарочно сама себе «вредила». Снова стала перекусывать на работе пирожками, дома практически ежедневно делала пиццу, на которую первым подсел сын, потом остальные члены семьи и я сама… Не обязательно было замешивать тесто, т.к. в продаже появились замороженные основы для пиццы, а когда их не было в наличии, в ход шёл обычный белый хлеб, ломтики которого любовно превращались в подобие мини-пицц с ароматной, вызывающей аппетит начинкой.

      В семье между тем происходили какие-то изменения, дети взрослели, даже случилось новое пополнение. В феврале 2006-го у меня родилась внучка, третья из внуков, которыми одарили дочки.

      А весной 2006-го я, наконец, перешла с рынка в магазин при городском Бизнес-Центре, уже давно сама не стояла за прилавком, появилось много постоянных покупателей, которые привносили в жизнь позитив от общения и деньги за покупки. Но приходилось много работать с оценкой, переоценкой, устраивать распродажи и праздничные акции, списывать некондицию, собирать средства на закупку, налоги, аренду, ездить за товаром, снова оценивать и вести реестры, вписывая в них каждую единицу товара, оформлять и пришпиливать этикетки и делать отметки о продаже. Теперь у меня появился свой «офис» при магазине, и квартиру я от подготовительной работы с товаром освободила.
      Отпуск себе позволить не могла, не на кого было оставить магазин. Ежедневно пила литрами чёрный кофе, сладкий или с чем-то вкусненьким вприкуску – рядом работали продуктовый магазин и пиццерия. Но чаще в течение дня ничего не ела, вся еда была вечером, о количестве думала не всегда, лишь бы утолить голод. Я много сидела и мало ходила, но по-прежнему мечтала сбросить лишний вес.

      До открытия магазина, изредка становясь на весы, я думала: «Ну, это совсем немножко, только захотеть – скину за пару недель»…  А потом, утомлённая новыми проблемами, стала опасаться весов, боясь узнать свой вес, подозревая, что неделькой-двумя уже не обойдусь, ведь не готова начинать заново похудательный забег. Где-то вычитала, что мармелад, зефир и халва – относительно безвредные сладости, стала покупать их для семьи, но в основном съедала сама, к тому же в рекордно короткие сроки. Всё мучное так и просилось в рот, дома и на работе появились печенье, сухарики, потом ещё и вафли…

       Я себя оправдывала занятостью, усталостью, нервотрёпкой из-за нехватки денег к определённому сроку. К тому же сына по окончании университета призвали на год в армию, изначально предполагалось, что он будет служить в Подмосковье, т.к. тут требовались IT-специалисты, но письма от него не было целый месяц. Когда долгожданное письмо пришло, оказалось, что он служит на севере, в зоне повышенной радиации, что добавило переживаний. Все неприятности хотелось скрасить едой, поднимающей настроение, понимала – «чем дальше в лес, тем больше дров», то есть труднее и дольше придётся восстанавливаться, но тем не менее жила как будто одним днём… Не сказать, чтобы я много ела, но ела поздно, компенсируя нехватку дневного питания, и злоупотребляла мучными изделиями и сладостями под кофе.

      Муж помогал и поддерживал в делах, но не понимал, зачем мне надо худеть, сам тоже начал поправляться, но совершенно от этого не страдал. Когда сына демобилизовали, и он в конце 2007 года вернулся домой не откормленным на пицце пухлячком, а худеньким и стройным, дома его встречали два «телепузика».

      Дальше мою борьбу с весом и последующую апатию описывать скучно, ещё скучнее читать. Я не оставляла попыток похудеть, но не было особо воодушевляющих. Подруга подарила электронные весы, о которых я мечтала, но новый атрибут не поспособствовал новым «подвигам». Зато я научилась пользоваться компьютером сына, и когда подключили интернет, несмотря на обилие его возможностей, искала только худеющих и пыталась вдохновиться на успешных примерах. А то стала уже забывать свои прошлые достижения. Чуть не примирилась с тем, что снова полнею, пока однажды не нашла в сети сайт «Диета Онлайн» и всё-таки рискнула встать на весы, которые почти на пределе своих возможностей показали чудовищные цифры – 136 кг!
Вес меня ужаснул.

(Окончание - http://proza.ru/2020/12/18/64)